Осень - не только время холода, депрессий и жутковатого праздника мертвых. В греческой мифологии наступление холодов и угасание природы имеет непривычно романтичный колорит. Это время, когда Персефона после полугода разлуки спускается в подземный мир к своему возлюбленному Аиду, а ее мать Деметра так грустит по этому поводу, что вся природа начинает увядать.
Аид, как мы знаем, чуть ли не единственный персонаж греческой мифологии, который на фоне общей необузданности и разгульного образа жизни занимался своей работой, в кутежах замечен не был, жене не изменял. (Надо сказать, у Персефоны любовники были). И дело, скорее всего, не в том, что владыка мертвых был страстным поклонником тихой семейной жизни. Несмотря на известность, Аида не включали в число 12 богов-олимпийцев, поскольку и до знакомства со своей избранницей Аид был настолько погружен в работу, что в общих тусовках не участвовал.
В современной классификации сфер деятельности богов (типа Афина покровительница Википедии и троллинга, а Афродита - сайтов знакомств) Аид был бы богом профдеформации и социофобии, а также TOR и VPN, как спец по подпольной работе (и еще киднепинга возможно). И на самом деле самый смешной момент этой романтической истории в том, что скорее всего владыка мертвых просто не знал, как пригласить на свидание симпатичную живую особу, поэтому попросту решил ее похитить. Как спец по шпионской тактике, он даже сначала заручился поддержкой Зевса, ее отца.
Возможно, все народные обычаи похищения невест просто восходят к архетипическому, древнему как мир нежеланию Аида объясняться с самой избранницей, если есть способ более простой и надежный.
После исчезновения Персефоны ее мать Деметра, богиня плодородия, покровительница всей плодоносящей природы, впала в такую печаль, что на всей земле начался голод. Перестали рожать животные и растения не стали больше приносить плоды. Депрессия Деметры усугублялась подозрениями, что ближние (например Зевс) ей безбожно, извините за каламбур, врут, что понятия не имеют, где Персефона.
Так или иначе, состоялся один из самых ярких и символичных во всей мифологии союзов, противоречивый и гармоничный, воплощающий единство и борьбу противоположностей, объединяющий жизнь и смерть. И каждый год снова и снова проигрывается история о том, как прекрасная Персефона оставляет мир живых, вянущий и угасающий без ее присутствия, чтобы озарить собой мрачный мир мертвых.
История эта по сей день продолжает будоражить воображение, судя по тому, что такого количества артов, как про Аида с Персефоной, нет кажется ни по одной из греческих историй. Про их взаимоотношения есть аж несколько полноценных длинных комиксов, не говоря уже про книги и всякое прочее.
Этот сюжет напоминает нам, что угасание одного аспекта жизни дает возможность раскрыться другому, что страшные и сложные обстоятельства часто ведут к прекрасному, а следование истинным (пусть и странным) велениям сердца способно перевернуть мир и установить в нем новый порядок. Любой мрак, ужас и взаимодействие с материями смерти могут быть частью великой гармонии, наполняющей мир новыми смыслами и ведущей его к преображению.
Мифы зачастую далеки от утопий, но учат нас видеть важные смыслы и оценивать события в их перспективе и взаимосвязях. Множество противоречивых историй, сомнительных выборов и странных поступков составляют странную и хрупкую гармонию этого мира, в которой всегда есть место надежде на новый день и новую весну.