Найти тему
ForPost. Лучшее

Водитель всегда виноват: ВС утвердил ответственность водителей за ошибки пешеходов

Оглавление

Суд взыскал с невиновного водителя моральный ущерб в пользу родственников погибшего пешехода.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Российские правила дорожного движения равны для всех его участников. Но существует расхожее мнение, что пешеход всегда прав.

В таком случае, если посмотреть на эту ситуацию под другим углом зрения, тогда получается, что всегда виноват водитель.

А недавно Верховный суд РФ вынес обвинительный приговор автолюбителю, невиновному в смерти пешехода. То есть суд косвенно подтвердил расхожую поговорку.

Без вины виновытый

Решение по делу о ДТП, в котором погиб пешеход, вынес уже Верховный суд.

Согласно проведённому расследованию, было установлено, что вины водителя в случившемся дорожно-транспортном происшествии нет.

Пешеход переходил дорогу рядом с регулируемым переходом, когда для пешеходов на светофоре зажёгся красный свет.

Кроме этого, было так же доказано, что остановить свой автомобиль в этой ситуации водитель уже не смог.

Вместе с тем у супруги и трёх дочерей погибшего получилось отсудить у высшего учебного заведения, которому принадлежал автомобиль, компенсацию морального вреда.

В своём исковом заявлении семья погибшего за свои моральные страдания потребовала 1 млн рублей каждому.

Суд вынес решение выплатить им по 300 тыс. рублей.

Дело в конечном итоге оказалось в Верховном суде, который постановил выплатить родственникам погибшего компенсацию в размере 150 тысяч рублей.

В пояснении суд заявил, что поскольку автомобиль является источником повышенной опасности, то автовладельца никто не освободит от ответственности за наезд на пешехода.

Даже если виноват в этом сам пешеход, отвечать всё равно придётся водителю. В том числе и материально.

Мнение юриста

По словам юриста Егора Федорова, с точки зрения уголовного права отвечать за причинённый ущерб, независимо от наличия вины, всегда будет водитель.

Данная норма исходит из ст. 1079 ГК РФ, в которой указывается, что автомобиль это источник повышенной опасности, и обязанность возмещения ущерба полностью лежит на водителе, если он не сможет доказать, что совершённый наезд произошёл в вследствие непреодолимой силы.

К примеру, из-за некоего стихийного бедствия или умысла самого потерпевшего, пояснил эксперт в разговоре с ForPost.

Здесь важно именно то, что нарушение ПДД пешеходом, вследствие которого он был сбит, не является умыслом. Поэтому водитель в данном случае привлечён к ответственности в рамках Гражданского кодекса, а не уголовного.

«Другое дело, что отсутствие вины водителя и неосторожные действия пострадавшего учитываются судом при определении суммы ущерба. Это и было сделано судом. Причём именно на это обстоятельство указывает ВС РФ в своём определении по делу», пояснил юрист.

Водитель преподал урок ПДД...

Неоднозначный и спорный случай произошёл в Челябинской области.

В городе Миасс подросток в сопровождении группы своих товарищей перебежал дорогу в неположенном месте прямо перед машиной, чуть не угодив при этом под её колёса.

Случай зафиксировали камеры видеонаблюдения.

При этом водитель, не поленившись, остановил машину и догнал подростка.

Сбив парня с ног, он нанёс ему несколько ударов рукой по голове и один удар ногой по туловищу. Родители ребёнка не посчитали нужным обращаться в полицию по этому вопросу.

В соцсети мнения комментаторов по данному вопросу разделились. Ряд людей негативно отнеслись к поступку водителя. Другая часть участников дискуссии посчитала, что что подобный «урок» ПДД, возможно, в будущем спасёт жизнь парню и его сотоварищам.

По словам юриста Егора Федорова, водитель выбрал незаконный метод воспитания. И если вдруг правоохранительные органы начнут проводить проверку по данному инциденту, то такого «воспитателя» могут привлечь к уголовной ответственности. Но не надо забывать, что в случае ДТП именно водитель отвечал бы по всей строгости закона.

«Я уже не говорю о моральной стороне вопроса, потому что этому мужчине пришлось бы жить с тем, что он сбил на дороге ребёнка. Поэтому эмоции водителя тоже вполне понятны. Другое дело, что для закона это имеет наименьшее значение», — пояснил юрист Егор Федоров.

Ведь безопасность пешеходов на дорогах зависит не от одних лишь водителей, но и от поведения самих людей, прежде всего.

Где здесь выход?

О том, как решить проблему поведения пешеходов на дороге, ForPost выяснял с руководителем московского общественного центра «Автомобилист» Максимом Едрышовым.

По его словам, споры о выводе автомобилей из перечня источников повышенной опасности идут уже давно.

Но и случаи, которые похожи на тот, что произошёл в Челябинской области, не исключение.

Иногда они случаются из-за отсутствия надлежащего контроля за поведением пешеходов на дороге со стороны государства.

Итогом этого становится незаконные действия самих автовладельцев, отмечает эксперт.

Конечно, пешеходов необходимо воспитывать. Но это большая комплексная работа.

Камеры видеофиксации, которые есть сейчас на дорогах, позволяют дисциплинировать лишь водителей.

Есть технологии, позволяющие идентифицировать человека при помощи системы распознавания лиц. По мнению нашего собеседника, в обозримом будущем при помощи камер за нарушения начнут наказывать и пешеходов.

«Уверен, что такой подход позволит дисциплинировать многих граждан и они будут воздерживаться от, например, пересечения проезжей части в неположенном месте», — высказал мнение Едрышов.

Такие технологии применяются сейчас в КНР.

Юрист Егор Федоров так же отметил важность формирования у детей культуры нахождения на дороге.

Казалось бы, всё просто. Посмотри налево, посмотри направо, на зелёный свет иди, на красный — стой. Но часто люди переходят дорогу чуть ли не с «закрытыми» глазами, как будто у них много жизней.

Что же тогда ожидать от детей при несоблюдении правил дорожного движения взрослыми?

Ещё по теме: Как остановить «колесницы смерти» на городских улицах?

Понравилось? Поставь лайк и подпишись. В следующих публикациях ещё больше интересного!