После того, как я опубликовал статью, в которой были кратко изложены биографии наиболее известных военачальников Вермахта, в частности то, что все они начали Первую Мировую войну уже будучи офицерами, получили отличное военное образование и имели хороший боевой опыт, а главное, опыт штабной работы на немаленьких должностях, мне написал рассерженный читатель. Он возмущённо писал, что я, видимо, не знаю о том, что Жуков тоже начал воевать в Первую Мировую и имел два Георгиевских креста. А потому все немецкие генералы перед ним ничто.
Данный товарищ как раз является типичным примером непонимания того, что солдатские награды за храбрость говорят лишь о том, что награждённый был хорошим солдатам. Но для того, чтобы награждённый стал хорошим офицером, ему, как минимум, нужно иметь военное образование (а для начала не только военное). А чтобы стать военачальником, надо закончить академию, иметь опыт. И эти составляющие успеха полководца ничем не заменить. К сожалению, в Красной Армии с этим было туго, причём именно на стадии просто образования. Ибо тех, кто поступал в училища, надо было сначала учить читать и писать, дабы потом приступать к азам военной науки.
Точно также, как вышеизложенное, многие не понимают, что одержанная нами победа в Великой Отечественной, отнюдь не говорит о том, что военачальники Красной Армии побеждали немцев во всех сражениях. И если уж для многих до сих пор товарищ Сталин является непререкаемым авторитетом, то стоит вспомнить, что даже по итогам самых успешных операций, в Кремле происходили очень серьёзные «разборы полётов», и победителей, вопреки поговорке, судили строго, хоть и не в буквальном смысле слова. И речь даже не про трагический 1941 год, и не менее трагический 1942-й.
Напомню, что даже в успешных наступательных операциях наши потери были и в три, и в четыре, и в десять раз больше немецких. Да и общие потери, несмотря на полный разгром Вермахта, у Красной Армии существенно выше.
Однако, как-то так получается, что про неудачи нашей армии мы старательно забываем, зато придумываем несуществующие заслуги нашим полководцам. Хотя самым опасным бывает именно то, что свой горький опыт не учитывают. И тогда он повторяется, причём, чаще всего в ещё более худшей форме.
Пример Жукова наиболее показательный. И речь даже не про его откровенные неудачи пол Ржевом или Сталинградом, где войска шли в наступление и несли громадные потери, но результата не имели.
Давайте возьмём его замечательную (по его же собственным словам) победу под Ельней. Конечно, о ней много сказано бравурных слов, всё-таки первое наступление наших войск, увенчавшееся успехом. Но если не впадать в ненужную эйфорию, то стоит помнить, что немцы сами оставили Ельнинский выступ. Что окружить немецкие войска не удалось, несмотря на столь удачную (для нас) линию фронта, позволяющую охватить противника. Что наши потери были несравнимом больше немецких. Победу никто не отрицает, но и прочие факторы надо помнить. Лучше всего учиться на чужих ошибках, но если есть свои, то начинать надо с них.
После Ельни, сам Жуков всегда упоминал про Ленинград, который он, по его словам, фактически спас. Только как-то сразу возникает вопрос о том, зачем в книге «Воспоминания и размышления» написано, что Жуков прибыл на Ленинградский фронт 10-го сентября. Когда всем понятно, что это ложь, ибо прибыл он 13-го. Тогда мы не знали всех планов немцев, но после войны, получив все немецкие архивы, стало понятно, что 12-13-го сентября все немецкие планы о том, чтобы «при удобной обстановке ворваться в Ленинград», были окончательно похоронены. Может Жуков именно потому «перенёс» дату своего вступления в командование Ленинградским фронтом? Обычно, как-то победители не нуждаются в откровенном обмане и подтасовке…
И если уж разбираться, то даже не столь важно, что командование Вермахта вообще не ставило целью штурмовать Ленинград. Важнее то, что все решения, которые могли как-то помешать немецким войскам наступать на город, были приняты не Жуковым, а задолго до его прибытия. Сам же он и вообще не владел ситуацией в полной мере. Достаточно вспомнить, что в штабе Ленфронта долго и упорно считали, что город с юга штурмуют две немецкие танковые дивизии — 1-я и 6-я, которые уже давно убыли.
Надо понимать, что цель не стоит в том, чтобы очернить нашу Победу, чтобы исказить историю, принизить чью-то роль. А в том, чтобы знать. Хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок.
К сожалению, у нас всегда будут те, кто хотят знать, как было, и те, кто хотят, чтобы было так, как нравится. А в приложении к Великой Отечественной войне это, увы, не одно и тоже. А, стало быть, спорить будут вечно.
Рекомендую вам мою статью, которую упомянул в начале: