Найти в Дзене

От гипноза - к Техникам Активации Сознания (ТАС)

Чтобы создать Техники активации сознания, нужно было стать свидетелем краха устаревших догм, на которых была основана наука XX века, внести в этот процесс достойную лепту, и затем создать фундамент для возведения современной научной парадигмы, соответствующей знаниям 21-го века. Я опишу десять технических элементов сеанса TAC в четвер- той главе. Прежде всего, чтобы пояснить название нашей книги, я предлагаю вам открыть для себя элементы, которые позволили нам построить ТАС на прочном фундаменте эриксоновского гипноза. Восемь элементов являются фундаментальной базой техник активации сознания. Чтобы в них разобраться, я приглашаю вас в мой кабинет на сеанс TAC, который я провёл с Джульеттой. Она пожаловалась мне на мигрень. Джульетта, по профессии учительница, собирающаяся выйти на пенсию, объяснила мне, что страдает мигренью с 20 лет. Она консультировалась у многих специалистов, принимала большое количество лекарств и прошла три цикла сеансов психотерапии, чтобы попытаться
Жан Беккио (первый справа) Бруно Суарез (второй справа) и Сергей Болсун (второй слева)
Жан Беккио (первый справа) Бруно Суарез (второй справа) и Сергей Болсун (второй слева)

Чтобы создать Техники активации сознания, нужно было стать свидетелем краха устаревших догм, на которых была основана наука XX века, внести в этот процесс достойную лепту, и затем создать фундамент для возведения современной научной парадигмы, соответствующей знаниям 21-го века.

Я опишу десять технических элементов сеанса TAC в четвер- той главе. Прежде всего, чтобы пояснить название нашей книги, я предлагаю вам открыть для себя элементы, которые позволили нам построить ТАС на прочном фундаменте эриксоновского гипноза.

Восемь элементов являются фундаментальной базой техник активации сознания. Чтобы в них разобраться, я приглашаю вас в мой кабинет на сеанс TAC, который я провёл с Джульеттой. Она пожаловалась мне на мигрень.

Джульетта, по профессии учительница, собирающаяся выйти на пенсию, объяснила мне, что страдает мигренью с 20 лет. Она консультировалась у многих специалистов, принимала большое количество лекарств и прошла три цикла сеансов психотерапии, чтобы попытаться найти причину этого страдания и решить проблему. Но всё было напрасно.

Она рассказала, что провела тщательное обследование и устранила возможные медицинские причины мигрени.

Я прошу Джульетту дать мне образ, метафору её проблемы. Джульетта говорит: «Эта боль похожа на тиски, которые охватывают мою голову и сжимают её так, что она она вот-вот лопнет». Приняв к сведению эту информацию, я задаю ей второй вопрос: «Джульетта, дайте мне три элемента вашей жизни, которые являются приятными ресурсами». Джульетта отвечает: театр, вышивка и история. Я прошу её устроиться удобно, закрыть глаза и начинаю сеанс.

В этом сеансе я буду использовать технику встроенных метафор.

Джульетта рассказала, что была на представлении в театре «Комеди Франсез». Я прошу её представить, что она находится в классическом театральном зале. Я обращаю её внимание на занавес, который откроется после третьего звонка. Этот занавес с красивой вышивкой заставляет меня вспомнить мою собственную бабушку. Моя бабушка очень любила вышивать: она бра- ла кусок ткани и натягивала его на пяльцы, чтобы было удобно работать иглой. Бабушка делала красивые вышивки крестиком. Закончив работу, она доставала иглу, ослабляла натяжение ткани, и ложила готовую вышивку на маленький столик, чтобы та служила украшением.

Я заканчиваю сеанс словами: в конце спектакля занавес закрывается и Джульетта покидает театр.

Это простое упражнение стало историческим для нашей шко- лы, потому что Джульетта быстро избавилась от боли, проделав это упражнение самостоятельно три или четыре раза в упрощённом варианте.

Чем объяснить быстроту этого исцеления? Сейчас я опишу вам восемь элементов, которые позволили совершить эволюцию от гипноза к ТАС и объяснить феномен быстрого освобождения от болезненных симптомов.

Как я указал в историческом обзоре, понятие гипноза тесно этимологически связано со вселенной сна через использование имени Гипноса, одного из богов древнегреческого пантеона.

В конце 1960-х, когда я был студентом-медиком, я обратил внимание на объявление в дежурной части больницы, где я проходил практику: «Приходите на двухдневный тренинг по медицинскому гипнозу». Меня было интересно это направление, пользу которого я открыл его для себя в возрасте шестнадцати лет ещё до того, как решил заняться медициной. Будучи чемпио- ном Франции среди юниоров по прыжкам в высоту, я проходил спортивные сборы в Национальном институте спорта в Венсене. Тренер попросил нас лечь на пол, закрыть глаза и почувствовать, как наше тело становится всё тяжелее и тяжелее. Затем он сделал нам внушение: «Попробуйте поднять руки, у вас не получится. Они приклеились к полу». Наши руки действительно «приклеи- лись», и мы были весьма впечатлены этой техникой и тренером.

Позже я узнал, что техника, которую использовал наш тренер, была известна как аутогенная тренировка, созданная немцем Шульцем в первой половине 20-го века. По возвращении в Тулузу («розовый город», воспетый Клодом Нугаро), я решил поэкспериментировать в естественных условиях, используя свои новые знания. Я позвал мою сестру Мирей, которая старше меня на два года, и предложил ей лечь на пол в столовой. Я применил полу- ченные от моего тренера инструкции и увидел, что у сестры возникла каталепсия руки. Я до сих пор смеюсь, когда снова представляю эту сцену – моя сестра кричит: «Мама, иди сюда и спаси меня, Жан меня парализовал!».

Многие из нас хотят владеть этой «волшебной» силой. Именно это желание привело меня из больницы Поль Брус в Вильжюифе, где я работал врачом, в учебную аудиторию в больнице Ларибу- азьер в Париже, где всего за два дня я научился гипнотизировать классическими методами, как это делают эстрадные гипнотизёры.

Вам может показаться, что два дня – это слишком мало для того, чтобы обучиться гипнозу? Ни в коем случае! В наше время любопытные студенты изучают эти техники за несколько часов в интернете, и затем выходят практиковаться на площади Бобур в Париже или на Капитолийской площади в Тулузе. Прошлым летом я видел нескольких молодых людей, практикующих технику «уличного гипноза».

Я практиковал этот директивный метод в течение года, прежде чем принял решение им больше не пользоваться. По двум причинам: эта техника была сравнима по своим результатам с эффектом плацебо, и у пациента создавалось впечатление, что я располагаю силой подчинить его своей воле. Сегодня есть научные данные о том, что гипноз, приводящий к глубокому сну, опасен при использовании с некоторыми психически неуравновешенными людьми.

Первая волна психотерапии, начатая в 1920-х годах Иваном Павловым, уже ставила под сомнение эти представления о полье глубокого гипнотического сна. Вторая и третья волны, а затем открытия нейронаук подтвердили это: сегодня мы не погружаем пациента в глубокий гипнотический сон, а работаем с пациентом, который может говорить и двигаться во время сеанса, короче говоря, является активным. Научные исследования показывают, что такой подход даёт лучшие результаты по сравнению со старыми методами, основанными на использовании глубокого гипнотического сна.

Эту активацию можно наблюдать на примере Джульетты. Она сидит в активной позе, которую научилась использовать для выполнения упражнений по самоактивации. На протяжении всего сеанса глаза Джульетты закрыты, и в то же время мы общаемся, чтобы подтвердить то, как именно она переживает свои воспоминания.

Отрывок из книги Жана Беккио и Бруно Суареза "Новое в гипнозе. Техники активации сознания"

Полная версия (читает Сергей Болсун)