Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста важный этап подготовки к школе. Когда ребенок сам действует с объектами (игрушками, предметами быта, природными материалами- шишками, камушками, желудями…) он лучше познает окружающий мир. Приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью.
Игры на п е с к е - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочная терапия - это прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, формируют умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности своим делом. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что песочная терапия - один из эффективных методов их развития. Содержание занятий отражает систему работы с применением комплекса различных средств песочной терапии в сочетании с дидактическими играми и направлено на развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста, а также на снятие у них эмоционального напряжения и дискомфорта и создание ситуации успеха.
На занятиях по раннему развитию в студии "ПОЗНАНИЯ" посредством метода интегрированной песочной терапии решаются следующие проблемы:
• создание благоприятных условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста;
• развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива.
Основными задачами являются:
1. Развитие умения различать основные цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко - близко».
2. Формирование числовых представлений «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше».
3. Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, мелкой моторики.
4. Снижение психофизического напряжения.