Автомобильное движение в Иране - это то еще приключение.
Пожалуй, ни один базар, ни одна мечеть, ни один парк не дал столько эмоций и впечатлений, как передвижение по иранским дорогам.
К слову, по довольно хорошим дорогам. Здесь вопросов нет.
Сумасшедший трафик, езда по встречной, никаких поворотников. Пешеходы, мотоциклы, машины - все смешаны в едином сумасшедшем потоке. Для чего обозначены пешеходные переходы, одному Богу известно. Нас за 2 недели поездки по Ирану на пешеходном переходе не пропустили НИ РАЗУ!
В общем, в первые же минуты, сев в такси в аэропорту Тегерана, мы поняли, что про аренду авто речи быть не может. Самый безопасный транспорт здесь - нарисованный))
Но, если тест "выживи, как пешеход" в первый же день успешно пройден, у вас есть несколько вариантов дальнейшего передвижения.
МЕТРО
По Тегерану лучше всего передвигаться на метро. Если, конечно, не хотите провести весь день в пробках, в которых город стоит большую часть дня.
Метро здесь очень удобное, понятное. Станций много. Перегоны короткие + бонусом приятное общение с доброжелательными иранцами. Они расскажут, куда сходить, как доехать. Потренируют на тебе свой английский и непременно напомнят, что Россия и Иран - друзья навеки)).
Стоимость проезда в метро около 5 рублей. Мы ездили бесплатно. Т.к. оплата только местными картами. Их у нас, естественно, не было. А наличными не принимали. Нас свободно пускали без оплаты. Обозначаете свое желание оплатить наличными, они улыбаются, разводят руками и пускают без оплаты.
Так же метро есть в Исфахане и Ширазе. Но в этих городах метро не пользовались.
ТАКСИ
Удобно и дешево.
При вызове через приложение Snapp средняя стоимость внутригородской поездки: 80-100 рублей, между городами (на расстояние 300 - 400 км): 1 500 - 2 000 рублей.
У частников на улице дороже, но тоже достаточно бюджетно.
Полезными для поездки по Ирану приложениями поделились здесь.
Водители такси вообще не говорят по-английски. Поэтому нужно обязательно иметь карту в телефоне, чтобы показать, куда вы хотите поехать. Не всегда и это помогает, но облегчает общение точно)
Машины в Иране все очень старые, ремни безопасности, как правило, отсутствуют, а ездят иранцы по принципу "тормоза придумали трусы". Поэтому для продолжительных поездок между городами такси очень напряженный способ передвижения, хоть и дешевый.
Мы, проехав дважды между городами и став свидетелями очень серьезной аварии на трассе, мы пересели на автобусы.
АВТОБУС
Междугородние автобусы для нас стали палочкой-выручалочкой. Когда в кассах ЖД мы в очередной раз слышали no tickets, а от поездок на такси между городами отказались.
Ночные VIP автобусы в Иране - просторные, комфортные, с удобным расписанием. Уходят поздно вечером, приходят рано утром. Таким образом ты не теряешь день на переезды и экономишь на гостинице. Такой рабочий лайфхак))
Билеты можно купить в кассах на автобусных станциях или попросить помочь на ресепшене гостиницы. Обычно у них есть доступные локальные агрегаторы и они без проблем помогут купить вам билет и оплатить местной картой он-лайн.
Проезд на автобусах очень дешевый. Самый дорогой билет нам стоил 350 рублей. А, учитывая, что ты еще экономишь на гостинице... В общем, можно путешествовать по Ирану, живя в автобусах))
САМОЛЕТ
Изначально мы не планировали внутренние перелеты из-за сложности в покупке билетов и опасений в безопасности перелетов в стране, которая 40 лет под санкциями. Черт его знает, как у них из-за этого с обслуживанием флота.
Но пришлось... На обратном пути из Шираза в Тегеран.
На автобусе ехать более 1 000 км долго, а с билетами на поезд мы опять пролетели.
Билет на самолет можно, конечно, попробовать купить через агрегаторы obilet или aviasales. Но, как правило, они появляются там редко и по завышенным ценам.
Лучше обратиться в турагентство (Iranolog, Goiran) или к частным посредникам. Их можно найти в тематических чатах по стране, например, в телеграмм - каналах. Мы брали через посредника. Девушка Марина помогла нам очень оперативно. В течение 30 минут билеты были у нас на почте. Из Шираза в Тегеран обошлись всего в 2 500 рублей на человека с багажом. При том, что брали накануне вылета и платили посреднику в рублях через Тинькофф.
Но вот с соблюдением расписания вылетов в Иране - беда совсем. Нужно обязательно учитывать это, особенно, если планируются стыковочные рейсы.
Еще по дороге в аэропорт таксист сказал нам, что мы рано едем и что задержки внутренних рейсов на 1,5 - 2 часа - обычное дело для местных линий. Накаркал гад)) Хотя нет. Не накаркал, а слукавил...Наш рейс задержали на 4...
Бунт иранцев у стойки авиакомпании ни к чему не привел. У них это, видимо, при постоянных задержках - просто традиционное развлечение для коротания времени.
Наблюдая за ними, я подумала, что иногда лучше не знать язык и спокойно смириться с судьбой и обстоятельствами. А лучше вообще быть глухим)) После того, как один из местных решил посвятить меня на английском в причины задержки.
"Не переживайте", - говорит. "Ваш самолет в небе подломался чуток. Ищут новый. Должны найти через пару часов".
Успокоил, короче))
Такая вот местная специфика.
Ну, в общем, улетели мы через 4 часа.
На взлет летчики заходили так же быстро, как таксисты на трассу, вырвавшись из пробок Тегерана. Это, видимо, у них в крови манера вождения такая. Не важно, чем ты управляешь, верблюдом или самолетом))
ПОЕЗД
Поезд - единственный вид транспорта, на котором проехаться не получилось. Верблюды не в счет)
А очень хотелось. На поезде.
Говорят, поезда в Иране чистые, комфортные, недорогие и в них даже кормят.
Просто билеты нужно бронировать сильно заранее и тоже, наверно, лучше через посредников. Мы пытались купить за пару дней до поездки и оказывались в пролете.
- соглашение
- Дзен на iOS и Android
Отъехавшиеваш канал
Какую пустыню Ирана выбрать для посещения?
Сегодня
Разнообразить путешествие по Ирану можно посещением одной из пустынь, которые занимают около 20% всей территории страны.
Большинство из них находится на востоке страны, что не совсем удобно для путешествия по основным городам, находящимся в стороне. Если вы не едете в восточную часть страны целенаправленно.
Мы планировали увидеть пустыню Лут, которая считается самым жарким местом на Земле. Но, как не крутили, заезд туда не очень вписывался в наш маршрут. Пришлось бы делать приличный круг. И мы решили определиться уже на месте. Допуская, что в пустыню в Иране возможно и не попадем совсем.
Приехав в Исфахан, мы обнаружили, что в двух часах от города тоже есть пустыня. Не такая известная и раскрученная, как Лут, но по словам местных очень красивая.
Пустыня называется Варзане. Рядом с одноименным поселком.
Мы заказали поездку с водителем на ресепшене отеля. Рано утром водитель забрал нас из отеля, довез до пустыни, подождал, пока мы нагуляемся, и отвез обратно. Поездка обошлась - 90$ на троих. Для Ирана, наверно, это дорого. И, возможно, просто такси с ожиданием на месте (а в пустыне по жаре долго не погуляешь) вышло бы дешевле.
Сама пустыня очень понравилась. Людей мало. Высокие дюны, бескрайние пески, уходящие в горизонт, потрясающий цвет. Пески вязкие, но местами достаточно легко идти по хребтам.
Пески Варзане
Как и полагается пустыне, растительности почти нет. От жары не спрятаться. Поэтому лучше ехать, конечно, рано утром. К обеду находиться в пустыне становится очень тяжело.
Здесь же предлагают покататься на джипах. За 4 $ с человека вас прокатят с ветерком по дюнам.
На таких джипах можно покататься по дюнамПо итогу - поездка в пустыню Варзане стала для нас идеальным вариантом. Она прекрасно вписалась в наш маршрут и подарила еще один замечательный и наполненный эмоциями день в удивительном Иране.
Путешествуйте! Единственная поездка, о которой вы пожалеете - та, в которую вы не отправитесь.
Подписывайтесь на наш канал в Дзен, чтобы не пропустить свежие публикации из новых мест и информацию, которую не найти в путеводителях. А ваши лайки и комментарии станут отличным стимулом писать дальше.