Найти тему
IPLogos

США: Форма Блина Не Может Охраняться Товарным Знаком

Фото Unspalsh
Фото Unspalsh

В ноябре 2021 года в патентное ведомство США был заявлен товарный знак в виде объемной формы круглого блина, разрезанного на 8 частей треугольной формы. Знак заявлен для товаров 30 класса "блины".

Заявленное обозначение
Заявленное обозначение

Получить правовую охрану товарного знака для формы товара очень не просто не только в США, но и в других странах. Законодательство о товарных знаках США устанавливает, что товарные знаки, состоящие из формы товара, не обладают различительной способностью, а значит не могут выполнять функцию товарного знака.

Различительная способность товарного знака - важное условие для его регистрации, которое заключается в непохожести и оригинальности обозначения по сравнению с другими обозначениями, которые используются на рынке в отношении аналогичных товаров.

Тем не менее, если заявитель сможет доказать, что обозначение, состоящее из формы товара, приобрело различительную способность, то есть потребители могут ассоциировать обозначение с источником его происхождения, то есть производителем, такому обозначению может быть предоставлена правовая охрана.

Еще одним основанием для отказа в регистрации знакам, состоящим из формы товара, является функциональность заявленного обозначения.

Суть доктрины функциональности заключается в том, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения с признаками, которые носят исключительно утилитарный или эстетический характер, то есть являются неотъемлемыми для использования товара, улучшают его потребительские свойства или существенно влияют на стоимость или качество товара. Иными словами, товарному знаку, который выполняет более, чем только свою основную функцию идентификатора, то есть функцию помощи отличать товары/услуги одного производителя от аналогичных товаров/услуг другого, может быть отказано в предоставлении правовой охраны на основе доктрины функциональности.

Патентное ведомство США отказало в регистрации вышеуказанного обозначения по этим двум основаниям.

Не выполняет функцию товарного знака

По мнению ведомства, данное обозначение не выполняет функцию товарного знака, то есть не указывает на источник происхождения товара заявителя и не помогает потребителям отличать данный товара от аналогичных товаров других производителей. Форма блина в виде круга, разрезанная на 8 частей, является настолько обычной и стандартной. Потребители вряд ли смогут идентифицировать конкретного производителя при виде блина круглой формы. Разрезать выпечку круглой формы на равные части треугольной формы - обычное действие с данным видом продукта при его потреблении. Аналогичным способом разрезаются пицца, торты, пироги, киши и т.д.

Заявитель настаивает на том, что разрезать блины круглой формы на сегменты треугольной формы не является стандартным действием по отношению к блинам. Данный аргумент ведомство не считает убедительным - в Интернете можно найти множество примеров потребления блинов именно таким способном, в том числе когда блины разрезаются на более мелкие сегменты.

Функциональность

Также ведомство отказало в регистрации данного обозначения на основе его функциональности. Даже в рекламных материалах заявителя сделан акцент на функциональных преимуществах формы товара - "удобна для совместного потребления", "удобна для потребления частями", "удобна для потребления на ходу", "удобна для макания в соусы". Перечисленные преимущества формы товара указывают на их утилитарный характер, то есть форма товара улучшает его потребительские свойства, а значит, такая форма не может охраняться товарным знаком.

Использование заявленного обозначения
Использование заявленного обозначения

У заявителя есть возможность подать возражение против отказа ведомства в течение трех месяцев, то есть до 23 ноября 2023 года. Возможно, здесь еще будет продолжение.

Для получения правовой охраны товарные знаки, состоящие из формы товара, должны быть нестандартными и оригинальными, они должны очень отличаться от присутствующих на рынке форм аналогичных товаров. В данном случае уместен принцип - чем оригинальнее, тем лучше. И те, у кого получается создать уникальный и оригинальный товар, получают и правовую охрану товарного знака.

Например, пирожковая PIROSHKY PIROSHKY, которая работает с 1992 года в Сиэтле (штат Вашингтон, США). Данное заведение специализируется на русской кухне. В пирожковой пекут большой ассортимент пирожков. У гостей заведения особенно любим пирожок в форме рыбки с начинкой из копченого лосося.

-4

Владельцы пирожковой вовремя приняли правильной решение - они создали оригинальный товар и зарегистрировали товарный знак для формы пирожка в виде рыбки, тем самым став монополистами запоминающейся и привлекательной формы продукта, который пользуется большим спросом.

Изображение товарного знака
Изображение товарного знака

Решение об отказе в регистрации формы блина здесь