С началом войны с Советским Союзом в среде белоэмигрантов произошёл серьёзный раскол. Одни искали возможности помочь своей Родине, другие – подчинить её воле иностранных хозяев. Среди вторых был Сергей Никитич Иванов. Его идею создания русских частей на Восточном фронте поддержал сам Канарис – тогда глава абвера.
Организацию своих дел Иванов начал в Смоленске, на территории расположения абверкоманды-203. С группой таких же как он эмигрантов-белогвардейцев. Среди них были полковники и графы царской России. Их переправили в белорусский посёлок Осинторф.
Группу отправили в захваченную Белоруссию, где в посёлке городского типа Осинторф начала формироваться «Русская национальная народная армия» (РННА). В документах немцев оно числилось, как «Подразделение абвера-203». Им дали возможность ездить по концлагерям и отбирать для себя контингент.
Смертность в лагерях зоны ответственности группы армий «Центр» до 1942 года была самой высокой, поэтому не удивительно, что желающие вступить в новую организацию всё-таки находились. Но белоэмигранты старались «отбраковать» тех, кто хочет просто вырваться из плена уже на первом этапе. Особенное недоверие было к лётчикам и танкистам.
Отобранных лиц приводили в порядок и откармливали, несколько раз проводили собеседования. К началу лета 1942 года было набрано порядка 600 человек. Основными «специализациями» обучения были: шпионаж, проведение диверсий и террористических актов, лжепартизанские отряды и такие же подпольщики. Обязательными были и политические занятия.
К этому времени в тылу армий «Центр» возник настоящий партизанский край. Особенно досаждал кавалерийский корпус Белова и смоленские партизаны в районе Ельня-Дорогобуж. Немцы собрали порядка 40-45 тысяч войск с поддержкой танков.
Чтобы добавить эффективности, перед началом антипартизанской операции в район действия кавалерийского корпуса предварительно заслали несколько диверсионных групп из спеццентра Иванова. К счастью, одному из бойцов удалось сбежать, и он предупредил Белова о том, что происходит. Но всё же части групп удалось выполнить задуманное. В результате немцам удалось занять деревню Потаповку.
В общем итоге корпус Белова нацистам всё же задавить не удалось. Он пробился к нашим регулярным войскам. С лета 1942 года диверсантов стали готовить с уклоном против партизан. В трёх деревнях создали три батальона – «Москва», «Урал» и «Волга». К сентябрю добавилось ещё два. Теперь у них был и новый начальник – Юлиус Коррети.
Летом батальон «Волга» участвовал в карательной операции, когда было сожжено 30 деревень, расправе подверглись более 300 человек. В августе прошла такая же операция «Гриф». И всё повторилось в январе следующего года в Березинском и Осиповичком районах, только цифры «результатов» везде были разные. В ходе «умиротворения» деревень батальоны РННА действовали даже вместе с батальоном Дирлевангера.
Меньшая часть предателей готовилась к диверсионной деятельности. Так группа Грачёва увидела открытую часть советского фронта и там немцам удалось вклиниться в оборону, группа Райнена организовала диверсии. И они действовали не единственные.
Наши чекисты активно работали против РННА. Усилиями разведчиков 117 человек сдались партизанам «дяди Кости». 80 человек вышли на отряд НКВД «Грозный». И такие группы «перебежчиков» возникали постоянно.
С ноября 1943 года бойцов РННА в связи с их ненадёжностью на Восточном фронте перебазировали во Францию. Позднее Иванова и Сахарова немцы отозвали для формирования и укрепления батальонов РОА. Они активно боролись против нашей армии до конца войны.
Часть белоэмигрантов, стоящих у истоков РННА получили заслуженное возмездие. Но, к сожалению, большинство сбежали на Запад. Лично Иванов продолжил работу на разведку американцев, его ближайшие приспешники тоже «устроились». Кромиади – на радиостанцию «Свобода», Сахаров стал активно участвовать в работе эмигрантских организаций. Их изворотливость и умение вовремя менять хозяев позволили прожить ещё долгие годы.
Всего через различные формирования вермахта прошло от 12 до 20 тыс. русских эмигрантов. И они совсем не были «жертвами» советского режима, которых несправедливо «выкинули» за границы страны. Это были идейные противники социализма, готовые сдать свою страну оккупантам, лишь бы вернуть свои деньги и имения. Не вышло.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.