Неспокойно там весьма. Такой "катавасии" в высших эшелонах китайской власти на память даже не приходит. И тут кое-кто решил разобраться, как там всё проворачивают "китайские товарищи" с этими увольнениями и исключениями высших чиновников из "членов Госсовета", что не сильно-то и просто.
И вот что из этого вышло:
Вчерашнее увольнение ключевых министров в КНР заставило в очередной раз сесть за китайские источники.
Чёрт с ними с отставками: в конце концов, про Ли Шанфу было понятно с тех пор, как он исчез с радаров. А насчёт того, что на самом деле стояло за увольнением его, а также министров финансов и науки и техники, мы в любом случае доподлинно узнаем не скоро (если вообще узнаем).
Интерес был вызван чисто институциональными моментами, касающимися эволюции политических практик в КНР.
Поскольку одновременно с увольнением с поста министра обороны Ли Шанфу лишился и кресла "члена Госсовета" ("госсоветника", 国务委员) — а это особое положение, между вице-премьерами и обычными министрами, предполагающее вхождение в "президиум Госсовета" 国务院常务会议.
Одновременно этот статус потерял и Цинь Ган, уволенный с поста министра иностранных дел ещё в июле 2023 года, но всё это время остававшийся членом Госсовета (!!!)
Прецедент явно нетипичный и требующий сверки с положениями Конституции КНР.
Итак, что по этому поводу сказано в Основном законе страны в действующей редакции (https://www.gov.cn/guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm), если вкратце:
ст. 62: ВСНП осуществляет следующие полномочия:
(5) по представлению Председателя КНР утверждает кандидатуру Премьера Госсовета; по представлению Премьера Госсовета утверждает кандидатуры заместителей Премьера Госсовета, членов Госсовета, министров...
ст. 63: ВСНП имеет право освобождать от должности следующих лиц:
(2) Премьера, заместителя Премьера Госсовета, членов Госсовета, министров...
ст. 67: Постоянный комитет ВСНП осуществляет следующие полномочия:
(9) в период между сессиями ВСНП по представлению Премьера Государственного совета принимает решения о назначении и смещении министров... (нет упоминания о возможности назначения и смещения членов Госсовета!!!)
ст. 80: Председатель КНР на основании решений ВСНП и Постоянного комитета ВСНП опубликовывает законы, назначает и смещает Премьера и заместителей Премьера Госсовета, членов Госсовета, министров...
Итак,
вчерашний Указ № 14 (https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202310/content_6911374.htm) о смещении Ли Шанфу и Цинь Гана с постов членов Госсовета Си Цзиньпин как председатель КНР подписал на основании решения 6-го заседания Постоянного комитета ВСНП 14-го созыва —— то есть, казалось бы, в полном соответствии со ст. 80 Конституции КНР.
Но
если следовать букве ст. 67 Конституции КНР, Постоянный комитет ВСНП не имел права произвести смещение с должности члена Госсовета (мог уволить только с должности министра). А сместить с должности члена Госсовета, в соответствии со ст. 63 Конституции КНР, могла бы только сессия ВСНП, которая состоится в марте следующего года.
Очевидно, именно поэтому экс-министра Цинь Гана так долго держали в должности члена Госсовета — в соответствии с Конституцией.
Но когда к опальному Цинь Гану прибавился ещё и Ли Шанфу, стало слишком заметно: из пяти членов Госсовета работают только трое, а остальные двое вообще непонятно где. И тогда на помощь пришла формулировка ст. 80, которая написана таким образом, что вроде бы позволяет Председателю КНР утвердить решение о снятии с постов членов Госсовета по решению ПК ВСНП.
Тем более в действующей редакции "Закона об организации ВСНП" есть пункт, где "госсоветники" не называются прямо, но есть гибкая формулировка (https://mp.weixin.qq.com/s/xk1bV5T-YqLSEhQlQZQTHg), что "ПК ВСНП может назначать и смещать с должности и другие лица, составляющие Госсовет".
Что и говорить: конституция КНР писалась для более спокойных времён, когда министров и членов Госсовета не увольняли спустя лишь несколько месяцев после избрания. Так что, возможно, в марте 2024 года будут приняты соответствующие поправки в Конституцию, которые конкретизируют и приведут в соответствие конституционные нормы, положения отдельных законов и реальную политическую практику.
Однако, так или иначе: по поводу предсказуемости и интерпретируемости политической системы КНР вопросиков всё больше.
Можно, конечно, всё это объяснить некой борьбой кланов в руководстве Китай, однако, есть серьёзные сомнения, что там всё так просто. Или наоборот просто? Потому что сейчас на первом месте есть серьёзные подозрения в коррупции бывшего министра обороны:
• Ещё летом Си Цзиньпин провёл учебу членов политбюро по вопросам военного управления в контексте соблюдения законности в армии и оборонной промышленности, поскольку экспертом пригласили директора Института военного права Академии военных наук НОАК Чжао Дуньбина. А через два дня на сайте военных закупок опубликовали уведомление о сборе свидетельств нарушений законности при проведении тендеров в период после октября 2017 года.
• Именно в конце сентября 2017 года Ли Шаньфу вступил в должность начальника Управления по развитию вооружений. Из документа примерно ясно, в чём его могут обвинить: конфликт интересов, оказание помощи аффилированным компаниям в получении контрактов, предвзятость и предоставление преимуществ определённым интересам, участие в сговоре, формирование «закрытых кругов» для манипулирования процессом оценки контрактов, разглашение конфиденциальных данных.
• Снятие Ли при таком перечне прегрешений носит сугубо внутренний характер и никак не связано с желанием наладить отношения с США, убрав подсанкционного министра. Отсутствие публичного обоснования отставки не должно смущать: для подтверждения обвинений в коррупции нужен суд, ему предшествует уже завершившееся партийное расследование, в случае с военнослужащим — военно-партийное.
• Любое коррупционное дело — показательный пример, который власти КНР стараются максимально использовать. Стоит дождаться решения Комиссии по проверке дисциплины при Центральном военном совете ЦК КПК, которая занимается расследованием деятельности Ли. Пока речь идёт о первом шаге — освобождении от должности министра и члена Госсовета.
• Как в решениях ПК ВСНП, так и в указах председателя КНР практически никогда не указываются причины отставки. Скорее всего, уже выявлены масштабные злоупотребления экономического характера и дисциплинарные выводы не ограничатся только бывшим министром.