Найти тему

Вся правда о карме

Как утверждал Карл Маркс, религия — это опиум народа.

Хотя тут все три слова надо объяснять, иначе непонятно, что именно имел в виду беспокойный германский еврей, в своё время заложивший мину замедленного действия под мировой капитализм.

Например, объяснять, почему религиями, в непосредственном смысле этого слова, являются только иудаизм, христианство, и ислам, так называемые «книжные» религии, на что справедливо указывал француз Рене Генон: а вот все прочие многочисленные философо-мировоззренческие системы, вроде буддизма или даосизма, — это не религии, и соответственно, не опиум.

Или разбираться, какой конкретно народ потребляет этот опиум. Народ, с трудом окончивший школу-восьмилетку, и с тех пор более ни в одну книжку не заглядывавший?.. Или какой-то другой?..

Короче, сложно всё. Поэтому мы и не будем говорить о религии, а поговорим о психологии. Тем более, что в психологии, — так же, как и в политике, и в футболе, — разбираются, как известно, все, в том числе и люди из предыдущего абзаца.

И о карме мы поговорим именно в этом контексте: в психологическом. И никакой эзотерики, мистики, или даже религии, в этом разговоре не будет.

Тем более, что как раз религия — то есть иудеохристианство и ислам — существование кармы отрицает. Ну отрицает, и отрицает. Она, как известно, много чего отрицает. А вот шиваизм или буддизм, как философо-мировоззренческие системы, наличие кармы не просто постулируют, но и описывают сей феномен красочно, подробно, и со смаком.

Итак, о чём же это, с точки зрения психолога?..

Говоря простыми словами, карма — это внутренний психоэмоциональный потенциал человека, возникающий как результат любого совершённого им действия.

Увы, простыми словами не получилось…

Давайте ещё раз попробуем.

Короче, так.

Идёте вы мимо некоего заброшенного дома, в котором большая часть стёкол — разбиты. Ну, наверное, дом стоит под снос, и окна в нём, соответственно, проходящие мимокрокодилы потихоньку выбивают. Тем более, что прямо под ногами, тут и там, валяются вполне подходящие для этой цели кирпичи.

И у вас, понятно, два варианта. Либо вы, глянув на дом, берёте кирпич — и, так сказать, метким броском вносите свой посильный вклад в скорейший снос этого безобразия. Либо качаете головою — нехорошо ведь окна кирпичами бить! — и идёте далее.

Если что, я попутно описал ещё один симпатичный психологический феномен, который называется «теория разбитых окон» и гласит, что 80% людей в своём поведении следуют общей тенденции, то есть склонны к конформизму. Вот стоял бы дом с целехонькими окнами, — и только редкостная свинья позволила бы себе совершить первый бросок, лишив, так сказать, здание девственности. И даже если бы одно-два окна уже были выбиты, но все остальные целы, то опять же: и вы лично, и я лично, и все прочие мимокрокодилы с высокой вероятностью реализовали бы второй вариант, то есть покачали головою в том смысле, что окна бить нехорошо. А тут, когда здание уже давно превращено в тир предшествующими прохожими, грех ведь самому не поучаствовать, не правда ли?..

Но сей феномен нас будет интересовать в другой статье, а сейчас о карме. Любое ваше действие из двух возможных — кинуть кирпич или не кинуть кирпич — формирует у вас самого (или у вас самой, наше время нильзя руский езык эспользовать без феминитивов…) внутреннюю самооценку совершённого действия.

Или не совершённого.

Скажем, вы кинули кирпич, и пошли дальше, гордый собою. А чо — ведь зачётный бросок получился?..

Или кинули кирпич, и пошли дальше, полный сожаления, что кинули. Ведь знали, что нехорошо. А всё же кинули. Пошли на поводу у толпы, так сказать. И теперь терзаетесь. Не надо было кидать… Блин, вот хоть возвращайся назад, вынимай кирпич обратно, и стекло вставляй за свой счёт: вот так совестно…

Или вы не кинули кирпич, и пошли дальше, гордый собою. Знал, что нехорошо окна бить, и не разбил. Вот весь прочий народ — он хоть с яра головой может прыгнуть, он пусть хоть окна бьёт, хоть кредиты берёт, хоть на честные и свободные выборы ходит, он может предаваться любым заблуждениям, но я-то знаю, что всё это нехорошо, поэтому воздержусь...

Или вы не кинули кирпич, и пошли дальше, полный сожаления, что не кинули. Вот руки прямо чесались, а духу не хватило. Как там у Оксимирона: «Чо, зассал? Не пацан?..» Это мама виновата: всё мне в детстве запрещала! Блин, вот хоть возвращайся назад, и кидай кирпич, чтобы тебя отпустило… И даже, вполне возможно, вы вдруг проснётесь среди ночи, потихоньку сползёте с кровати, чтобы мама — ну, или мирно сопящий рядом супруг — не заметили, и поедете через мерцающий ночной город, рядом с молчаливым водителем такси, похожим в лунном свете на перевозчика через Стикс, и снова окажетесь перед уродливым зданием с чёрными прорехами выбитых зубов, и нащупаете в темноте рукою кирпич, и с отчаянным криком «Получай, сволочь!..» метнёте в проклятый дом весь свой накопленный за истекшие сутки психоэмоциональный потенциал, так истерзавший вашу несчастную душу…

Закроете свой гештальт, так сказать.

Да, и с понятием «гештальт» карма, как психоэмоциональный потенциал, тоже связана прямо, о чём поговорим ниже.

Всего у вас, таким образом, четыре варианта, прямо по классике психологии: пифагоровы штаны, как известно, на все стороны равны…

Сделать и пожалеть.

Сделать и не пожалеть, а начать гордиться.

Не сделать и пожалеть.

Не сделать и начать гордиться.

Но, как легко заметить, ни в одном из этих решений вы не минуете возникновения психоэмоционального потенциала, как результата собственного решения. Иными словами, какое бы решение вы ни приняли — кармы вам не избежать. Вы обречены либо на муки совести по поводу совершённого/несовершённого действия (что, разумеется, критически снижает самооценку), либо на чувство радости и гордости за себя (что, понятно, самооценку повышает: иногда до совершенно неадекватных размеров…)

И вот именно этот возникший потенциал — то есть карма — и будет заставлять вас снова и снова вовлекаться в аналогичные по содержанию и сути ситуации. Причём вы даже не будет замечать, как это происходит, ибо поведение большинства людей — это стереотипы и автоматизмы, это тотальная неосознанность, вроде вашего путешествия к чёрту на рога в ночном такси пятью абзацами выше.

Если вы кинули кирпич и сожалеете, то вы, рано или поздно, вернётесь к этому дому, а если вдруг там на месте обнаружится, что дом уже снесён, — то испытаете настолько тяжкую фрустрацию, что вполне возможно, как бы ни с того ни с сего, вдруг в один прекрасный день откроете фирму по установке пластиковых окон. И когда на очередном награждении представителей малого бизнеса местный журналист спросит вас, как именно вы пришли к идее заняться остеклением зданий, вы сможете пробормотать только нечто вроде «Знаете, это ведь прекрасное и полезное начинание — делать жизнь людей лучше...»: потому что точный ответ о причинах этого вашего решения способен дать только психолог. Ну, или психиатр.

Если вы кинули кирпич и гордитесь этим (и собой), то с высокой степенью вероятности, отныне крындец всем домам и окнам, мимо которых вы проходите: даже если вы проходите мимо здания поселковой администрации, или администрации президента РФ. Отныне для вас существует единственное преступление — это попадаться, поэтому все прочие ваши решения пропускаются вами сугубо через призму того, поймают вас с кирпичом (или с окровавленным топором) в руке, или не поймают. Правила, как вам теперь известно, существуют для того, чтобы их нарушать.

Если вы не кинули кирпич и гордитесь собой, вы теперь будете, словно специально, искать дома под снос с разбитыми окнами, чтобы получить возможность снова, как в прошлый раз, гордо пройти мимо, и ещё немножко приподнять свою самооценку ощущением собственной правильности и нонконформизма.

Если вы не кинули кирпич и теперь сожалеете — ну, я уже описал, что именно вы сделаете. Причём этим одним домом и этим одним кирпичом дело уже, скорее всего, не ограничится: вам ведь нужно доказать самому себе, что вы действительно способны не слушаться маму… Да, в отличие от убеждённого преступника, вы каждый раз будете мучиться, высаживая очередное окно, но каждый раз будете спасать себя надеждой, что вот ещё чуть-чуть, ещё только одно окошечко, и меня, может быть, наконец-то отпустит…

Вот так и работает карма. Никаких тебе высших сил, никакой тебе судьбы, никакого тебе Кришны, убеждающего Арджуну, никакого переселения душ… «Стремилась ввысь душа твоя?.. Родишься вновь с мечтою!.. Но если жил ты как свинья — останешься свиньёю...» Да, но только не в «следующей жизни», а вот прямо в этой. В текущей. С этой твоей наличной душой. С этим твоим незакрытым гештальтом.

Собственно, при всём многообразии описаний т.н. «гештальт-терапии» в основе этого метода лежит как раз избавление от невротизирующего психоэмоционального потенциала, заставляющего человека неосознанно вовлекать самого себя в ситуации, где этот потенциал может быть реализован. Отсюда и классика жанра: «Поставьте пустой стул, усадите на него этого человека, и скажите этому человеку всё то, чего вы ему тогда не решились сказать..» Как тут не вспомнить замечательную Блюму Вульфовну Зейгарник, с эффектом её имени, согласно которому незавершённые действия запоминаются гораздо лучше, чем завершённые... Вообще, как только грамотные современные специалисты начинают пересказывать своими словами те знания, которые были сформулированы пять-семь тысяч лет назад, например Шивой или Буддой, сие моментально становится стройной научной теорией. Квантовая механика — наглядный пример, а уж в психологии подобных примеров вообще пруд пруди, начиная с «фрейдовской» (якобы авторской) концепции «Я», «Сверх-Я» и «Оно».

Да, всё верно, Блюма Вульфовна, добавил бы Будда, только всё чуть сложнее: незавершёнными я предлагаю считать любые действия, по поводу которых у человека сохраняется их внутренняя эмоциональная оценка. А у вас, нищих духом и немощных, продолжил бы он, эмоциональная оценка сохраняется по поводу всего на свете вообще — даже того, что лично вас вообще никаким боком не касается, вроде надписи на заборе или в Интернете, — не говоря уж про ваши собственные действия…

И Будда, кстати, говорил и о пятом варианте кармы (который он сам, правда, считал четвёртым, но в сии дебри лезть не будем, ибо не существенно), а именно — об отсутствии кармы в принципе. Чистое и осознанное действие, очищенное от любых эмоциональных пост-оценок — вот, так сказать, путь к освобождению от невроза и предотвращению незакрытых гештальтов: ну, или в терминологии титанов, путь к выходу из колеса Сансары...

«Ничего не понятно, но очень интересно...»

Так, читатель?

Ладно, ЕГЭ-шники, упростим для ясности.

Вот идёте вы мимо некоего заброшенного дома, в котором большая часть стёкол — разбиты. Ну, наверное, дом стоит под снос, и окна в нём, соответственно, проходящие мимокрокодилы потихоньку выбивают. Тем более, что прямо под ногами, тут и там, валяются вполне подходящие для этой цели кирпичи.

И у вас, понятно, два варианта. Либо вы, глянув на дом, берёте кирпич — и, так сказать, метким броском вносите свой посильный вклад в скорейший снос этого безобразия. Либо качаете головою — нехорошо ведь окна кирпичами бить! — и идёте далее.

А вот на уровне психики у вас только один вариант, если вы не хотите, — а вы ведь не хотите, наверное, — заполучить себе незакрытый гештальт, невроз, подпасть под влияние «эффекта Зейгарник», нарастить свою карму, и вообще оставаться в чёртовом колесе Сансары… А именно — чётко осознать, для чего именно, для каких последствий вы сейчас кинете или не кинете кирпич, что конкретно станет тем внутренним психоэмоциональным результатом, который вы достигнете броском, или своим воздержанием от броска…

Кому и что вы хотите этим своим действием доказать.

Маме?

Супругу?

Начальнику конторы по установке окон, в которой вы работаете?

Б.В.Зейгарник?

Будде?

Себе?..

Если у вас есть честный ответ на этот вопрос, который вам представляется истинным, то что бы вы теперь ни сделали — бросили кирпич в окно, или бросили его на землю и пошли дальше, — вы защищаете себя от лишней кармы.

Если у вас нету ответа — стойте и думайте, пока не появится.

Дом никуда не убежит.

И кирпич.

Да и время, если уж совсем честно, тоже. Ибо время бывает только настоящее...