Нередко человек, переживший травматичный опыт и имеющий определенные трудности адаптации, получает от окружающих советы типа «Просто возьми себя в руки», «Cмотри на жизнь проще», «Ты слишком в себе копаешься», «Ты просто недостаточно стараешься», «Если не делаешь, значит, не сильно хочешь», «Другие же могут, а ты что, особенный?». Думаю, Вы сможете продолжить этот список сами.
Особенно удивительно, когда подобные послания – открытые или завуалированные – человек получает от психолога. Помню, насколько неувиденной я себя почувствовала, когда однажды психолог, на тот момент являвшийся моим терапевтом, работая со мной по моему запросу на тему низкого КПД, рассказывал мне о том, как его знакомая за пять минут буквально из ничего сделала ужин. Вероятно, тем самым он хотел донести до меня, что «если могут другие, сможешь и ты». Я же почувствовала себя в тот момент еще более ущербной, чем до этого. Потому что в тот период моей жизни за пять минут я не смогла бы даже определиться с тем, что именно мне приготовить.
Человека, пережившего травму, можно сравнить с тем, у которого нет руки или ноги. А в особо тяжелых случаях – и того, и другого одновременно. Когда человек с отсутствующей конечностью не может чего-то, то к нему претензий, как правило нет, потому что его ограничения очевидны. Когда же не справляется тот, у кого ограничены психические ресурсы, то это вызывает недоумение и осуждение. Что, конечно, не способствует тому, чтобы этот человек сумел преодолеть свои ограничения. «Соберись, тряпка!» – это не работающая инструкция. Хотя именно ее мы слышим в различных вариациях как от своего «внутреннего критика», так и от окружающих.
Как бы ни проявлялась травма в текущей жизни человека – будь то депрессия, химическая или любовная зависимость, хроническая безработица или трудоголизм, дисфункциональные отношения или неспособность создать отношения вообще, это то, как его психика справляется с травмой. И, по-хорошему, нужно поблагодарить ту его часть, которая таким образом помогает ему выживать. То, что она делает, имеет под собой основания, даже если они не вполне очевидны.
Например, мальчик, которого бьет отец, вырастает и становится зависимым от алкоголя. Потому что алкоголь помогает ему заглушать страх, стыд, обиду и беспомощность того ребенка, который все еще есть внутри него. Наши травмированные части как бы «застревают» в том периоде, когда произошла травма и продолжают нести в себе эти переживания (часто неосознаваемые).
И вот, после того, как он напивается, окружающие и его собственный внутренний голос начинают его стыдить. Это, в свою очередь еще больше активирует его травмированную часть, которая и без того постоянно испытывает стыд и беспомощность.
Как думаете, что будет в таком случае делать часть, отвечающая за то, чтобы заглушать нестерпимые чувства? Совершенно верно, она станет действовать еще экстремальнее – начнет пить еще больше или даже перейдет на что-то посильнее, например, наркотики.
И, таким образом, процесс будет идти по восходящей спирали, в высшей точке которой находится самый радикальный способ избавления от страданий - суицид. Если еще раньше человек не умрет от цирроза печени или передозировки.
Первое, что необходимо тому, кто, как нам кажется, не справляется, это уважительное отношение. Оно не только важно в качестве поддержки, но и наиболее уместно, потому что на самом деле, он справляется.
Помните известную фразу? "Каждый человек, которого ты встречаешь, сражается в битве, о которой ты не знаешь ничего. Будь вежлив. Всегда."
Благодарю Вас за "спасибо" и комментарии!
Если Вам понравилась публикация, подпишитесь, чтобы не пропустить последующие.
Записаться на консультацию можно здесь
или по телефону +7-913-473-71-47 (WhatsApp, Telegram)
Автор: Алина Каюкова
Психолог, IFS-терапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru