Я работаю в большой международной компании, работа меня устраивала полностью, но два года назад сменился директор и топ-менеджмент, и людей из старой команды стали выживать и увольнять. Сейчас я осталась одна из старого состава. Работать стало невыносимо, то передвигают мой стол, то вмешиваются в деятельность моих подчиненных, не уведомляя меня, теперь стали следить с точностью до пяти минут, когда прихожу и ухожу на обед. Все это имеет место со стороны руководителя, по работе у него претензий нет, с остальным коллективом отношения хорошие. Что посоветуете? Не хотелось бы терять хорошую работу, но и работать в такой атмосфере тяжело. Рената, 37 лет
Рената, вы столкнулись с таким явлением, как боссинг (то есть идущее сверху, со стороны начальства). Это одна из разновидностей моббинга – психологического насилия на работе, когда сотруднику создают невыносимые условия. Причем понять подоплеку совершаемых по отношению к работнику действий из должностных инструкций, формальных требований часто невозможно: необоснованное ухудшение условий работы, рабочий стол, поставленный вдалеке от информационных потоков, изолирование в отдельное тесное помещение и прочее осознается как нечто угрожающее самооценке и психологическому здоровью на уровне тревожных эмоций и неприятных ощущений.
Можно допустить, что, не решаясь уволить человека, руководство делает это бессознательно, с одной стороны опасаясь с ним расстаться сейчас и потерять ценное звено в рабочем процессе, а с другой – испытывая негативные чувства к нему, раздражаясь его присутствием. Но вполне возможно, что таким образом руководитель осознанно дает понять, что данный работник неугоден, вынуждая его написать заявление или… проявить себя каким-то неожиданным образом и кардинально изменить отношение к себе в лучшую сторону. Во втором случае это может быть своеобразная проверка на прочность.
Но, как бы то ни было, каковы бы ни были причина и мотивы таких действий, руководство ведет психологическую игру, занимая позицию «человека в маске».
Работу в таких условиях трудно назвать хорошей. Подавленное состояние, вызванное необходимостью играть в игры, занимать не отвечающую вашим задачам позицию, может обернуться психосоматическими сбоями, депрессией, неврозом.
Оставив самоедство для других, для начала посмотрите на проблему с другой стороны. Замените вопрос «Устраиваю ли я босса?» на «Устраивает ли меня босс?». Спросите себя, те ли это люди, под руководством которых вы можете успешно делать свое дело, использовать накопленный опыт и реализовывать свой потенциал. Такая постановка вопроса, став отправной точкой, поможет вам занять уверенную позицию. Затем сделайте шаг назад и посмотрите на себя глазами нового руководства: с чем вы не справляетесь, чем не устраиваете? Что могли бы изменить в своем стиле работы, поведения, общения, подачи себя?
Чтобы получить ответы на эти вопросы и на главный – что будет дальше, рано или поздно придется выйти с ними к руководству. И у вас могут быть два козыря: искреннее личное расположение к топ-менеджменту и руководству, даже несмотря на оказываемые вам негативные знаки внимания, и/или ваше знание работы, умения и навыки, ваша ценность как сотрудника. Подспорьем может стать, без сомнения, то, что вы поддерживаете хорошие отношения с коллективом, новыми работниками, а значит, вписались в новую страницу истории вашей компании, связанной со сменой начальствующего звена.
Пытаясь решить этот вопрос в откровенном, честном разговоре, вы лучше узнаете и прочувствуете свои плюсы и минусы как профессионала и как личности. Только это стоит того, чтобы попасть в такую острую ситуацию!
Используя все одобряемые вашим нравственным чувством возможности изменить ситуацию в свою пользу, решившись не сдаваться и бороться до конца, не замыкайте себя на конкретном рабочем месте. Откройте в голове новые возможности самореализации. Парадоксальным образом такой настрой нередко помогает желаемому стать реальным.