Найти тему

Техничность прыжка лутц у фигуристок, на примерах Трусовой и Щербаковой

Приветствую читателей блога. Как вы знаете, Александра Трусова известна, кроме многого прочего, исполнением прыжка лутц, в том числе в четыре оборота. Так давайте сегодня подробнее поговорим об этом элементе фигурного катания, о том, что делает его столь эффектным в исполнении Александры.

Как и любой другой прыжок в фигурном катании, лутц имеет в своей технике такие стадии, как заход, подготовка, отталкивание, вращение, приземление, выезд. И если стадии вращения, приземления и выезда во многом аналогичны у всех прыжков, то другие имеют свои особенности. Таковые у лутца зачастую отличаются своей спецификой, их количеством и трудностью, что делает технику этого прыжка, пожалуй, самой комплексной, то есть сложноустроенной. Теперь рассмотрим каждую из таких стадий лутца и поймём в чём их сложность. Для чистоты анализа, в качестве примеров будем сравнивать прыжки одинакового числа оборотов – четверные.

Заход у лутца, зачастую, характерен заметной фазой скольжения назад. Поэтому обычно при заходе фигурист оглядывается, чтобы оценить расстояние до места прыжка.

Хотя в соревновательной программе можно выполнять лутц с какого удобно захода, ISU рекомендует изучать этот прыжок, используя классический заход. Описание подобного захода из книги Алексея Мишина:

В исходном перед толчком положении фигурист скользит назад-наружу по пологой дуге.

Можно убедиться, что с подобного захода может исполнять лутц и Александра Трусова, если посмотреть её ранние, юниорские, выступления.

-2

Подготовку к лутцу обучающее видео-пособие ISU «Как правильно прыгать» описывает так, что в момент перед началом отталкивания, поза фигуриста должна быть такова.

-3

Понятно, что выделенная жёлтым область тела фигуриста направлена вперёд, на ней же удерживается вес тела фигуриста. Выделенная красным область отставлена назад. Обратите внимание, что опорное бедро спортсмена образует углы, близкие к прямым, с его корпусом и с его опорной голенью. Опорное колено чуть впереди опорного конька. В то же время нога, удерживаемая на весу, почти выпрямлена и находится примерно на одной линии с корпусом. Таким образом, свободная нога образует с корпусом стройное звено, готовое к осуществлению отталкивания. Такое звено может действовать, как пружина, резко отправляя фигуриста в воздух.

Видео-пособие рекомендует скольжение на глубоком наружном ребре во время подготовки к прыжку.

-4

Рассмотрим момент выполнения лутца Александрой Трусовой.

-5

Другой ракурс.

-6

Как вы можете убедиться, способ подготовки к лутцу у Александры вполне соответствует методике обучающего видео ISU: тело находится в рекомендуемой позе, а опорный конёк скользит на глубоком наружном ребре.

-7

Для сравнения, приведём пример неправильной техники лутца.

Момент выполнения лутца Анной Щербаковой.

-8

Другой ракурс этого же момента.

-9

Опорный конёк находится на слабом наружном ребре. Также обратите внимание, что корпус фигуристки так низко наклонён ко льду, что почти ему параллелен. Низкий присед перед прыжком характеризуется тем, что опорная голень фигуристки находится под острым углом к опорному бедру, а опорное колено находится явно дальше опорного конька. Свободное бедро несколько опущено относительно корпуса. Толчковый конёк поднят на уровень поясницы. Такое положение тела при подготовке к лутцу не соответствует рекомендациям ISU, ведь кроме спорной темы эстетического восприятия прыжка, такая поза, скорее всего, негативно влияет на его техничное исполнение, о чём будет сказано более подробно чуть ниже.

При отталкивании в лутц в тот момент, когда толчковый конёк входит в лёд, опорный находится на уверенном наружном ребре. Это отличительная черта в технике обсуждаемого прыжка. На такую особенность лутца обращает внимание видео-курс.

-10

Давайте оценим этот момент в исполнении Александры Трусовой.

-11

Не вызывает сомнений, что опорный конёк на глубоком наружном ребре.

Теперь взглянем на такой нюанс лутца у Анны Щербаковой.

-12

Понятно, что у Щербаковой в момент отталкивания опорный конёк находится на полном лезвии. То есть от стадии подготовки к стадии отталкивания происходит техническая ошибка в виде смены ребра. Чтобы понять возможную природу этой ошибки, снова обратимся к видео-курсу.

-13

Жёлтые стрелки указывают, что, хотя при подготовке к прыжку фигуристка скользит на наружном ребре, но слабовыраженном, а её корпус притом сильно наклонён ко льду.

-14

Подъём тела из такого положения способствует переносу веса тела на свободную сторону ещё в то время, когда толчковый конёк находится в воздухе.

-15

Такой перенос веса тела провоцирует смену ребра опорного конька.

Ранее в тексте мы отмечали, что у Анны Щербаковой при подготовке к лутцу корпус сильно наклонён ко льду и поза её тела во многом не соответствует рекомендациям ISU. Также наружное ребро скольжения при подготовке слабо выражено. Это и может являться причиной ошибки при исполнении ею отталкивания в прыжок.

Таким образом, из рассмотрения техники лутца можно понять, почему этот прыжок сложен, и почему лутц Александры Трусовой представляет собой пример высокого качества исполнения прыжка.

До встречи в блоге.