Он участвовал в создании многих композиций Queen – «Another One Bites the Dust», «Crazy Little Thing Called Love», «I Want to Break Free» и другие хиты рождались в мастерской Райнхольда Мака. Каким был творческий путь именитого немецкого инженера? Узнаем совсем скоро.
Первую часть статьи вы можете прочитать по ссылке. Приятного прочтения.
Работа Райнхольда Мака над альбомами Queen, Билли Сквайера, Rolling Stones и Led Zeppelin во многом помогла преобразить поп-музыку.
«В 1980 году немецкий продюсер Райнхольд Мак перешел от создания альбома Queen "The Game", возможно, самого главного студийного достижения этой британской группы, к записи судьбоносного альбома Билли Сквайера "Don't Say No". Фирменный стиль Мака превратил хард-роковую мощь исполнителей в незабываемый поп-кроссовер, который подарил всем нам новое звучание в музыке.
Начало этой истории следует искать в студии, где Джорджо Мородер работал вместе с Донной Саммер над её незабываемым хитом "I Feel Love". Мак помог Мородеру устроить его студию "Musicland" в Мюнхене, где в скором времени начал работать инженером и продюсером альбомов многих выдающихся артистов. И он по-прежнему сохраняет превосходную репутацию благодаря сотрудничеству с такими группами, как Deep Purple, Led Zeppelin и, конечно, Queen. Кроме того, Мак сыграл решающую роль в формировании нового симфонического звучания Electric Light Orchestra.
Однажды в Лос-Анджелесе в 1979 году Мородер рассказал ему о слухах, будто Queen желают сотрудничать с ним. Мак был очень взволнован. Тем не менее он захотел лично встретиться с ними, чтобы проверить это. Первым, с кем он познакомился, был Фредди Меркьюри, который исполнил Маку песню "Crazy Little Thing Called Love", написанную им в гостиничном номере. Они начали работать над ней в студии, и вскоре к ним присоединились бас-гитарист Джон Дикон и барабанщик Роджер Тейлор.
«Примерно через шесть часов трек был готов», - рассказал Мак Izotope.com в 2002 году. «Позже были присоединены гитарные части, без традиционного соло Брайана Мэя. Брайан до сих пор ненавидит меня за то, что я заставил его тогда использовать Telecaster».
Заслужив одобрение группы за работу в стиле рокабилли, которая принесла им победу в США, Мак с удовольствием откликнулся на их предложение поучаствовать в продюсировании нового альбома Queen "The Game".
Эти сессии имели огромный успех: именно тогда была записана превосходная диско-рок-композиция "Another One Bites the Dust", которая также возглавила все музыкальные чарты в США. Как признается Мак, это очень экспериментальная песня. Он говорит: «"Another One Bites the Dust" построена на определенном барабанном цикле. Там был основной рифф и куча обратных нот, а также грохот тарелок и хлопки, несколько гитарных фрагментов. Группе никогда бы не пришло в голову записываться в такой необычной манере».
Мэй подтверждает это, сказав "On The Record" в 1982 году: «Именно тогда мы начали пытаться выйти за рамки того, что долгие годы было для нас нормой…Мы в некотором смысле изменили всю нашу студийную технику, поскольку Мак пришел из другой среды. Раньше мы думали, что есть только один способ сделать что-то, например, записать бэк-трек: мы просто будем делать это до тех пор, пока это не станет правильным…Первым вкладом Мака можно считать эпизод, когда он сказал: «Ну, тебе не обязательно это делать. Я легко могу отказаться от всего этого. Если это сломается через полминуты, мы сможем отредактировать это и продолжить, если вы будете работать в соответствии с заданным ритмом».
Мак отшлифовал часть грандиозности Queen и поработал над их интенсивностью. «Я всегда разрываюсь между неограниченной свободой с одной стороны и определенными требованиями с другой», - признается он. «Работать на полную мощность и делать это громче других было моей мечтой. Конечно, это нужно сделать в самом лучшем виде, так что вы никогда не заметите усталость и некое разочарование, когда вы делаете нелюбимую работу. Важно получать удовольствие от процесса».
Мак повел Queen в новом направлении, но при этом он не ставил под угрозу их самобытность. Например, на некоторых альбомах группы эпохи 70-х с гордостью сообщалось, что они не используют синтезаторы, и их оркестровое величие достигнуто благодаря исключительной работе музыкантов. Однако самый первый звук, который мы слышим, когда впервые открываем для себя альбом "The Game", - это уникальное, почти неземное вступление, созданное с помощью ультрасовременного на тот момент синтезатора Oberheim.
От несколько сентиментальной "Need Your Loving Tonight", созданной в стиле пауэр-поп, до дикого фанк-рока "Dragon Attack", Мак нашел новый способ представить Queen. Здесь сделан акцент на новые технологии и интересные решения, однако это каким-то необъяснимым образом звучит так же масштабно, как и любой из их ранних рок-гимнов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Меркьюри включил дань уважения продюсеру в текст песни "Dragon Attack" (На самом деле автором песни является Брайан Мэй. – Прим. пер.)».
«Никто из них не хотел делать "Another One Bites the Dust". Тогда я сказал, что раз никто не хочет это делать, я сам сделаю барабанный луп (определенным образом сформированный ритмический рисунок. – Прим. пер.). Так что в итоге все получилось, и мы сделали это вместе. Потом Фредди Меркьюри спел текст в два-три приема, а потом Роджер записал свои барабаны. После этого они вернулись домой, в Лондон. Довольно быстро "Another One Bites the Dust" стала синглом номером один, и через несколько недель, когда я увидел Фредди Меркьюри, он сказал: «О, мы не можем встречаться вечно». И я сказал: «Ты же знаешь, что наша работа успешна». С тех пор я стал работать с ними в качестве продюсера».
«Вы виновны в том, что они стали использовать синтезаторы?»
Мак: «Ну конечно (Смеется). На самом деле я никогда не хотел заставлять кого-то сделать что-то определенным образом. В действительности я всегда все делаю довольно просто: я вижу пустующее место в аранжировке, которое нужно чем-то заполнить. И я делаю первое, что мне приходит в голову. Главное, вовремя остановиться. При этом вы всегда должны как бы представлять себя на месте исполнителя, чтобы подчеркнуть все его сильные стороны, а также сильные стороны группы. Вы можете часто ошибаться и возвращаться к исходной точке, но важно не бояться пробовать различные варианты. Если вы остановитесь на одном каком-то стиле, это значит, что вы отказываете в долгой жизни группе».
«Вы делаете так на каждом производстве? Нормально ли это, что студийный звукорежиссер так активно внедряет свои творческие идеи?»
Мак: «Я никогда не мог вовремя заткнуться» (Смеется).
«Иными словами, независимо от того, значитесь ли вы на пластинке в качестве звукорежиссера или продюсера, ваш способ работы остается одним и тем же».
Мак: «Да, на самом деле работа всегда была одной и той же».
«Но, предположим, вы все равно относитесь к своей работе по-другому, если вы продюсируете эту пластинку. Наверное, вы чувствуете себя здесь немного по-иному».
Мак: «Нет. В первую очередь меня интересуют сами музыканты: их личности и то, что они делали раньше. И здесь не играет особой роли, могу ли я сделать это в качестве инженера. Я не думаю об этом. Я просто делаю то, что хочется другим. Они могут спросить: «Ты можешь сделать это лучше?» «Да нет проблем» (Смеется)».
«Во время продюсирования вы всегда знакомитесь с этими песнями раньше? Вы диктатор при этом? Вы просто соглашаетесь с предложенными песнями и продвигаете их или вы говорите, что это плохая песня, которую нужно переделать?»
Мак: «По-разному. Очень по-разному. Возьмем, к примеру, Black Sabbath. Вы должны просто быть готовы постоянно все держать под контролем. Или Queen. Брайан Мэй может даже думать задом наперед, но он все равно сделает все правильно».
«Что скажете о работе с Queen?»
Мак: «Они большие профессионалы. Каждый из них и как группа в целом. С ними было одновременно легко и сложно. Каждый музыкант требует свой особенный подход. Поэтому в работе с группой ваша задача усложняется. Они были прекрасными людьми, и я стал действительно очень дружен с ними. Они любили свою работу, в которую вкладывали все свои силы. Queen никогда не думали о другой работе, кроме музыки. Они действительно вникали в каждую деталь студийного процесса, хотя знали не все тонкости инженерной работы. Но им хватало такта не входить на чужую территорию. Они просто говорили то, что они хотят в итоге увидеть или свои идеи, и вы начинали работать в этом направлении. Но иногда они упорно стояли на своем и не соглашались попробовать что-то другое. Не все идеи им нравились, и это вполне нормально. В студии всегда царила хорошая атмосфера, даже когда они очень сильно спорили. Они никогда не переходили на личности, в том числе со мной и друг с другом. Они всегда ставили интересы группы выше, чем свои собственные. Они действительно прекрасные ребята.
Фредди был сердцем группы. Они все работали вокруг него. Он как бы собирал их вместе, был центром их творческой команды. Он не был диктатором или лидером группы, но он был тем, кто собирал все части воедино и вдохновлял их на новые проекты.
Брайан – это действительно гениальный музыкант и гитарист. У него прекрасно развита интуиция, и он очень доверяет ей. Он может внимательно выслушать ваши советы и идеи, но он обязательно должен проверить это сам.
Роджер также написал очень много прекрасных песен. Он действительно очень искренний человек и в своем творчестве тоже. У меня не было проблем во время работы с ним.
Я также хорошо ладил с Джоном. Он никогда не был многословным, но всегда говорил именно то, что требовалось. Он писал замечательные и очень интересные песни, которые сильно отличались от всего, что делала группа, однако он не особенно ценил это. Он гораздо больше ценил песни Фредди, а также игру Брайана. Но ему очень нравилось сочинять, но только в своем собственном стиле».
«У вас есть какие-нибудь примеры для подражания?»
Мак: «Только я сам».
«Что вас так долго удерживает в музыкальном бизнесе? Работа с музыкантами? Или просто привычка? Есть ли что-нибудь, что вам особенно нравится?»
Мак: «Я просто хочу сделать что-нибудь достойное. Что-то действительное умное и хорошее. Прежде всего для меня. То, что мне кажется гениальным. Это не просто последовательность событий, которые произошли и происходят в моей жизни. Понятно, что, если у вас есть отличный певец и автор песен, это должно куда-нибудь привести. Но есть вещи, которые сделать невозможно, как бы вы не старались сделать это по-другому. Например, у вас четыре музыканта и четыре сеанса звукозаписи, которые в итоге будут совершенно разными. Я редко делаю что-то одинаково. Я всегда стараюсь найти что-то другое. На днях, например, я раскопал такую древнюю технику для барабанов, которая по-прежнему смотрится замечательно. В этом вся моя жизнь – постоянный поиск чего-то нового».
Любимые песни Райнхольда Мака:
- Queen «Another One Bites the Dust».
- Фредди Меркьюри «Made in Heaven» («Любимая песня моего младшего сына»).
- Билли Сквайер «The Stroke».
- Electric light orchestra «Don't Bring Me Down» («Здесь меньше песнопений, хора и скрипок, чем обычно»).
- Black Sabbath «I».
- Meat Loaf «Modern Girl».
- Sparks «I Predict».
Статья создана на основе материалов интернет-портала discovermusic, опубликованных в 2023 году.