Queen, Led Zeppelin, Rolling Stones и Scorpions – это лишь неполный список имен, с кем работал немецкий звукоинженер Райнхольд Мак. Когда-то он и сам мечтал стать рок-звездой, но получилось так, что он помогал в работе многим музыкантам мирового уровня.
Каким был профессиональный путь этого талантливого человека? Он расскажет обо всем в интервью немецкой и мировой прессе. Приятного прочтения.
Из интервью немецкой прессе.
Вопрос: «Кажется, вы один из тех парней, которые с детства мечтают о карьере продюсера».
Мак: «Нет. На самом деле я бы предпочел быть рок-звездой (Смеется). Знаете, в моей жизни было все – я играл в группе, пел и играл на гитаре, клавишных, кларнете и некоторых других инструментах; можно сказать, мы неплохо зарабатывали. Я все еще учился в школе, но у меня уже был свой Mercedes 300 SC!»
В.: «Как называлась ваша группа?»
Мак: «Rockers. Моя мать собирала газетные заголовки, и это, как она думала, звучало лучше всех» (Смеется).
В.: «Почему тогда вы не стали рок-звездой?»
Мак: «Меня призвали в Бундесвер (вооруженные силы ФРГ. – Прим. пер.). Кроме того, моя мать хотела, чтобы я выбрал себе более приличную профессию, поэтому она испортила все мое оборудование. Через некоторое время я вернулся, но мое оборудование было испорчено навсегда – тогда встал вопрос, что я буду делать дальше. И тут я понял, что мог бы снова собрать оборудование, может быть, через пять лет, однако я чувствовал себя уже не так, как в молодости; у меня не было эйфории. Ведь как бывает – ты молодой и наивный, поэтому ты понятия не имеешь, что будет с тобой дальше; все просто идет своим чередом. Этим вы вдохновляете других людей, однако одним нажатием кнопки это не сработает. И я некоторое время мучился – что мне делать дальше. Но вот однажды я попал в студию звукозаписи. Тогда я решил войти и узнать все их ноу-хау.
Затем я начал просматривать журналы, где печатались объявления о работе, и свою старую телефонную книгу. И так я наткнулся на студию "Union", где один добрый молодой господин разрешил мне войти. Там уже были другие джентльмены, которые искали работу, но тем не менее я получил эту работу. Я был очень мотивирован и хотел узнать все и в кратчайшие сроки.
Сначала я посещал сессии, где за один день записывалось около двенадцати треков. Я записал их последовательность в своей записной книжке, а также все необходимые настройки. Через две недели я снова был на той же самой сессии и через некоторое время на еще одной и другой, после чего я понял, что все звукозаписывающие сессии происходят примерно одинаково».
В.: «С кем вы работали в то время?»
Мак: «Я начинал работу в восемь утра и заканчивал поздно ночью. Но между сессиями были перерывы, поскольку у каждого музыканта было зарезервировало свое время. Это был довольно тяжелый период для меня, и по-настоящему поворотный момент наступил, когда я встретился с Джорджо Мородером. Ему понравились мои миксы, и он предложил мне работать на него. Тогда он предложил мне в три раза больше, чем я получал здесь (Смеется). И я был так взволновал, что сейчас и не вспомню, что спросил тогда…Во всяком случае, он сказал, что я буду неплохо зарабатывать, потому что они собирались создать лучшие музыкальные студии в мире. И они действительно сделали это».
В.: «Это была студия "Musicland"?»
Мак: «Да, но я тогда понятия не имел, что это такое. Я думал, что это будет не так сложно. И я немного ошибся, поэтому мне пришлось кое-что потом переделать (Смеется). Через некоторое время к нам стали приезжать английские музыканты, и я считаю себя счастливым человеком, поскольку смог справиться с такими группами, как Uriah Heep, Deep Purple и Rolling Stones. Потому что я знаю, в каком режиме они работают, в зависимости от того, насколько велик их бюджет. Для Led Zeppelin, например, было совершенно нормально, что все участники жили в четырех разных отелях, у них были собственные водители. Перед записью в студии они обычно звонили друг другу и спрашивали: "Ты там?" "Да, он там". "Ладно, тогда сегодня я не приду". У всех музыкантов свой подход».
В.: «Итак, вы были местным звукоинженером в "Musicland", который работал с музыкантами, в разное время бронирующими студию. Потом у вас появились постоянные коллеги, в том числе Electric Light Orchestra, с которыми вы записали семь альбомов».
Мак: «Верно».
В.: «Как же вы стали фрилансером?»
Мак: «"Musicland" выгнали меня за то, что я отправился в мировое турне с Electric Light Orchestra. Когда мы закончили пластинку "Out of the Blue", и Джефф Линн (лид-вокалист и продюсер ELO. – Прим. пер.) спросил, не хочу ли я отправиться в мировое турне. Я был совсем не против».
В.: «Как вы стали продюсером Queen?»
Мак: «Тур ELO завершился в Лос-Анджелесе, и я оставался там. Однажды я встретил Джорджо Мородера, который сказал: "Я думаю, Мак, ты должен быть в Мюнхене, ведь там Queen! Это работа для тебя". Я посчитал свои деньги и решил, что мне хватит на билет. Я прилетел в Мюнхен и сразу направился в студию. Там я увидел великолепное оборудование – четыре барабанных комплекта, множество гитар и так далее. Затем я встретил Рэтти (Питера Хинса, главного роуди Queen. – Прим. пер.) и он рассказал, что ему нужно просто беречь оборудование, потому что Queen только что прибыли из Японии и они должны оставаться за пределами Англии еще около двух недель. Тогда я сказал, что, возможно, все пойдет хорошо, но перед этим вам нужно настроить все это оборудование. Он сделал это, и я включил микрофоны. Я едва закончил, когда открылась дверь и вошел Фредди Меркьюри. Он просто сказал: "Здорово, что ты здесь. Я слышал, что здесь есть замечательный пивной сад". Итак, мы пошли туда, выпили, а потом к нам присоединились Роджер Тейлор и Джон Дикон. В студии Фредди сказал: "У меня есть некая идея, могу ли я быстро получить акустическую гитару?" И он стал играть начало "Crazy Little Thing Called Love". Тогда он сказал: "Из этого может получиться что-то". Потом они повторили это два раза, и я записал это. Они выслушали запись и сказали: "Хм, интересно. Там можно еще что-то сделать. Может быть, это стоит сделать немного быстрее?" И это как-то дошло до Elektra, после чего они представили это в качестве сингла, который стал номером один».
В.: «Значит, вы тогда записали только одну песню?!»
Мак: «На самом деле мы ничего не закончили в первый период. Мы работали над "Save Me", но "Crazy Little Thing Called Love" была единственной, что было готово. Это было весьма забавно, потому что не было особенно сложно. Я спокойно справился с её аранжировкой, со всеми остановками и так далее. Я всех их выгнал, поскольку это было необходимо достраивать по частям. Кроме того, я включил туда интересную басовую часть».
Продолжение следует…