Не для каждого человека аббревиатура LCV о чём-то говорит. Но в жизни каждого из нас она играет большую роль. Ведь именно так сокращённо называют легковые коммерческие машины, которые выполняют сотни важных функций в любом населённом пункте: от перевозки пассажиров до доставки корреспонденции и продуктов питания.
Потому, в глобальном смысле, ситуация на рынке этого транспорта касается всех. А ситуация складывается интересная.
Рынок упал, но это неточно
В противовес тому, что рынки легковых машин и тяжеловесов идут на подъём. Грузовиков продали на 2,5%, а легковушек аж на 16% больше. В этих секторах на замену ушедшим брендам приходят новые, налаживаются логистические цепочки и механизмы полного цикла обслуживания. В LCV дела обстоят иначе. Лето показало, что рынок хоть и подрос, но показатели остались наполовину меньше, чем в докризисном 2021 году.
Своего покупателя нашли всего 6 900 машин, сообщают в Автостате.
Такого поворота не ожидал никто. Эксперты прогнозировали рост, который должен был спровоцировать подросший утильсбор и в целом сложная обстановка с рублём. Но прогнозы не оправдались.
Причин этому много. В первую очередь, обновление автопарка — это не то направление, которым небольшие компании хотят и могут заниматься в кризис. Вдобавок, и сам рынок не может похвастаться разнообразием модельных рядов, которые удовлетворили бы потребности покупателей.
Несмотря на обстановку, аналитики продолжают строить оптимистичный прогноз и говорят, что сегодняшний спад просто является точкой формирования отложенного спроса.
Разбираемся в причинах
Рынок легкового коммерческого транспорта России, до 2022 года состоял в основном из моделей таких автогигантов, как Ford, Mersedes и Volkswagen. С ними нишу делил отечественный ГАЗ. Следом за ними по популярности шли Peugeot, Renault и Fiat. Но шесть из семи компаний ушли с рынка, оставив потребителей в лёгком недоумении, как быть дальше.
Корень проблемы кроется в том, что покупатели предъявляют особые требования к машинам этой категории. Компаниям, которые покупают себе таких рабочих лошадок важно, чтобы они были надёжными, дешёвыми в обслуживании, чтобы без затруднений можно было найти нужные детали. Ведь простой машины приносит убытки, которые для небольшого бизнеса могут быть губительны.
Из тех предложений, которые есть сегодня на российском рынке, потребителям хорошо знаком только один игрок — ГАЗель.
Поставщики, озадаченные наличием ассортимента, пытались наладить ввоз европейских моделей по параллельному импорту, но стоимость такой машины в итоге получается нерентабельной.
Если с ассортиментной линейкой легковых машин нам хорошо помог Китай, то с лёгким коммерческим транспортом такой трюк провернуть не получилось. Слишком разное представление о таких машинах в наших странах, потому китайцы не совсем подходят для активной работы по отечественному бездорожью.
Какие варианты
Теперь наши малые компании вынуждены пользоваться отечественными машинами. На помощь Газелям пришла новая линейка Sollers. Самой продаваемой моделью лета в сегменте LCV стали «Газель Next» и УАЗ-3909, в простонародье «Буханка». Тройку лидеров закрывает Sollers со своей моделью Atlant. В противовес первым двум Атлант собран на базе китайского бренда JAC. На четвёртом месте Lada Largus, остатки которой распродаются Автовазом. Но если такая обстановка продолжится, Автоваз обещает возобновить выпуск модели.
Бизнес затаился и не спешит менять автопарк ещё и потому, что активно наращивали автопарки после пандемии и машины ещё не выработали весь потенциал. Естественно, менять проверенную машину на новую, но без гарантий качества не хочет никто.
Всё это формирует отложенный спрос, который нужно будет закрывать уже в ближайшие годы и какова цена будет на машины сегмента лёгкого коммерческого транспорта в период острой необходимости, спрогнозировать сложно. Потому советуем вам держать руку на пульсе и регулярно мониторить сайт «Вся техника России», где проверенные поставщики постоянно выкладывают новые предложения о продаже специализированной техники и запчастей к ней.