Найти тему

Белгородская Пушкиниана. Козьма Солдатёнков

Жизнь достойная восхищения

«Всё принадлежащее мне, отдаю России».

К.Т. Солдатёнков

Как бы не спорили филологи насчёт нужности или ненужности буквы «ё», но иногда без неё обойтись невозможно. Вот. например, фамилия Солдатёнков без неё читалась бы совсем по-другому. Хотя самого известного представителя этого супербогатого купеческого рода проблема написания или ненаписания точек над «е» волновала крайне мало: внук перебравшегося из деревни Прокунино в Москву крестьянина-старообрядца Егора Солдатёнкова Козьма Терентьевич ни гимназий, ни приходских школ никогда не оканчивал, читать учился у церковных начётчиков, а в церковно-славянской азбуке буквы «ё» нету.

Козьма Терентьевич Солдатёнков родился 22 октября 1818 года в Москве и был вторым сыном зажиточного купца-старообрядца Терентия Егоровича Солдатёнкова, в конце XVIII века перебравшегося с братом Константином из Богородского уезда в Первопрестольную и развернувшего здесь активную предпринимательскую деятельность.

Основной бизнес Солдатёнковых был сосредоточен на текстильном производстве. О детстве самого знаменитого представителя этой купеческой династии почти ничего не известно, и, видимо, оно мало отличалось от того, как проводили свои юные годы большинство купеческих сыновей тех лет. Козьму растили в благочестии, строгости и послушании, а большую часть своего времени он, как и его старший брат Иван, проводил в лавке отца, помогая ему по хозяйству и на практике изучая премудрости купеческого дела.

Похоже, было у Козьмы одно качество, которое сильно отличало его от многих сверстников: его, не особенно образованного и росшего в простой среде, вдали от высококультурной жизни, интересовали не только материальные блага, но и ценности высшего порядка. Впрочем, надо признать, что и деловой хваткой Козьма Терентьевич обладал недюжинной. Войдя в лета и получив от отца положенную ему долю семейного предприятия, Козьма активно занялся бизнесом и приумножил полученные капиталы.

Тем не менее тяга к прекрасному не отпускала молодого купца: сначала он увлёкся коллекционированием картин, а потом, в один прекрасный день, взяв заслуженный отпуск, поехал путешествовать за границу. В Италии Козьма Терентьевич особенно сблизился с представителем другой известнейшей купеческой семьи – Николаем Петровичем Боткиным.

Младшее поколение элитной московской купеческой династии Боткиных оказалось близко Солдатёнкову по духу, и, надо думать, их совсем не коммерческие пристрастия в свой время причинили немало беспокойств главе рода, основатель знаменитого чайного предприятия Петру Кононовичу Боткину. Четверо из девяти сыновей купца не имели пристрастия к семейному делу.

Его первый сын, Василий, стал известным литератором и историком искусства; второй сын Николай, с которым сдружился Солдатёнков, путешественником, другом писателей, среди его близких знакомых, в частности, был Николай Васильевич Гоголь, и художников. Ещё один сын «чайного короля2, Михаил, выбрал для себя поприще художника и коллекционера, а младший отпрыск основателя династии Сергей стал прославленным врачом и общественным деятелем. Через много-много лет, в другой России, когда давно уже будут покоиться с миром и Козьма Терентьевич, и Сергей Петрович, их фамилиям будет суждено снова «встретиться»: в 1920 году одна из крупнейших и авторитетнейших больниц, основанная по завещанию Козьмы Терентьевича Содатёнкова и до того времени носившая его имя, будет переименована в больницу имени Сергея Петровича Боткина.

Николай Петрович Боткин не скупился знакомить Солдатёнкова со своими друзьями из мира искусства. Так, благодаря Боткину Солдатёнков познакомился с Александром Андреевичем Ивановым, давно уже жившим в Италии и вот уже почти 20 лет работавшим над своим «всемирным сюжетом» - картиной «Явление Христа народу».

По просьбе Солдатёнкова, которому очень хотелось собрать свою картинную галерею, основу которой составили бы произведения русских художников (как указывают исследователи, такое желание сформировалось у купца после того, как он купил картину Карла Брюллова «Вирсавия»), Иванов стал его гидом и советником в мире искусства. Несколько этюдов, в том числе первый эскиз картины «Явление Христа народу2, Солдатёнков приобрёл и у Иванова. Кстати. Считается, что коллекция русского изобразительного искусства Козьмы Терентьевича на несколько лет старше той, что была собрана Павлом Михайловичем Третьяковым.

Книжное предприятие

Начало 50-х годов – время становления Солдатёнкова и как крупного предпринимателя, и как мецената-просветителя. В Козьме Терентьевиче счастливым образом сочеталось два редких качества. С одной стороны, он был очень одарённым коммерсантом, с железной хваткой и хорошей интуицией, благодаря которым его многочисленные сделки оканчивались неизменным успехом. С другой стороны, в Солдатёнкове было развито чувство, которое сегодня именуется социальной ответственностью, выражающееся в огромном желании послужить обществу и родной стране не словом, а делом. И ещё он, по-видимому, был наделён завидным чувством меры, позволявшим двум его наклонностям мирно существовать друг с другом.

На свои социальные проекты Солдатёнков жертвовал огромные средства, но как бы ни были масштабны его проекты, они никогда не приносили ему материального ущерба. И несмотря на всю свою щедрость, а в некоторых случаях безотказность по отношению к просящим его о помощи, он, не в пример многим другим российским предпринимателям, не разорился, помогая и просвещая других.

В то же время Солдатёнков никогда не позволял своей склонности к коммерции восторжествовать над социальной миссией. В 50-е годы любознательный Козьма Терентьевич, видимо, через тех же Боткиных близко сошёлся с московскими западниками, главой которых был Тимофей Николаевич Грановский, и несмотря на своё патриархальное воспитание и исконно русское происхождение проникся идеями общественного движения, ратовавшего за развитие России по западноевропейскому пути. С этого знакомства начался просветительский этап жизни купца.

В 1856 году Солдатёнков в партнёрстве с Николаем Михайловичем Щепкиным (сыном великого актёра и западником) открывает Товарищество книгоиздания К. Солдатёнкова и Н. Щепкина. В советские годы приобрётшего репутацию первого российского идейного издательства. Это был абсолютно некоммерческий проект, тем не менее оказавшийся прибыльным. Партнёры стали издавать труды передовых и по разным причинам доселе малоизвестных широкой публике российских литераторов и зарубежных авторов.

В частности, здесь были выпущены первое в России 13-тм томное собрание сочинений Виссариона Белинского, сочинения Тимофея Грановского, стихи Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Николая Огарёва, Дмитрия Григоровича, сборники «Русские народные сказки» и «Народные русские легенды» Александра Афанасьева, труды Адама Смита. Все книги были хорошо и дорого оформлены, а стоили всего ничего, и потому тиражи их на прилавках не залеживались.

«Добрые люди! Не крадите у меня эту книжку. Уже три такие книжки украдены. О сём смиренно просит Ник. Лесков (Цена 8р.)» - такую надпись писатель сделал на титульном листе изданной Солдатёнковым книги «Народные русские легенды, собранные А.Н. Афанасьевым» (начальная стоимость – 1 рубль).

Через несколько лет партнёрство Щепкина и Солдатёнкова распалось: как считают исследователи, интеллигент Щепкин не смог смириться с патриархально-купеческими замашками Козьмы Терентьевича в управлении компанией, и Солдатёнков продолжил издательскую деятельность один, сохранив просветительскую политику предприятия. Благодаря ему российские читатели познакомились с произведениями Ивана Тургенева (Солдатёнков выпустил первое издание «Отцов и детей»), стихами Афанасия Фета, Якова Полонского, Семёна Надсона, историческими трудами Василия Ключевского. Заслуга Козьмы Терентьевича, выпустившего огромное количество переводных сочинений, и в популяризации западной научной мысли.

Так, Солдатёнковым были выпущены «Очерки первобытной экономической культуры» Зибера, «Всеобщая история» Вебера (в переводе Николая Чернышевского), «Римская история» Моммзена, «История упадка римской империи» Гиббона. Выпускал издатель и мировую классику, в том числе Гомера и Шекспира. К тому же Солдатёнков издавал дешёвые учебники и книги для чтения для крестьянских детей.

Что же касается основного бизнеса Солдатёнкова, то в нём никакого альтруизма не было и в помине. Купец был хозяином одного из крупнейших текстильных предприятий в России, активно занимался торговец хлопчатобумажной продукцией. Участвовал в организации ряда мануфактурных предприятий: Товарищества Гюбнера Альберта, Товарищества «Эмиль Циндель», Товарищества Даниловской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко».

Кроме того, в конце 50-х Солдатёнков стал одним из создателей и членом правления самого амбициозного и масштабного в тогдашней российской текстильной промышленности предприятия знаменитого Товарищества бумажных изделий. Козьма Солдатёнков был среди основателей и членов правления известной страховой компании – Московского страхового от огня общества, членом совета директоров Московского учётного банка.

Козьма Терентьевич пользовался любовью представителей богемы, в его хлебосольном доме любили бывать известнейшие писатели, среди которых Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев, а также критики, учёные, общественные деятели, актёры. Что же касается художников, то те не могли нарадоваться на такого коллекционера, ведь очень часто он платил за картину цену большую, чем его просили, просто для того, чтобы поддержать её автора.

Как известно, Солдатёнков не получил систематического образования, но это не мешало ему на равных общаться с первыми интеллектуалами своего времени. Судя по всему, он был очень интересным и умным собеседником, а также радушным хозяином, умевшим тепло и непринуждённо принять любого гостя. Козьма Терентьевич вообще умел ладить с людьми и находить общий язык и с власть имущими, и с собратьями-купцами, и с представителями общественной мысли, и с богемой. Ему даже удавалось дружить с членами соперничавших друг с другом политических лагерей.

Дела художественные и не только

До конца жизни Козьма Терентьевич оставался верен своей страсти к коллекционированию. Как и было им задумано, основу его собрания составили произведения русских художников. Среди жемчужин русского искусства, бережно хранимых меценатом, были «Вдовушка» и «Завтрак аристократа» Павла Федотова, «Проводы покойника» и «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова, «Автопортрет с видом из окна на Кремль» Василия Тропинина, «Весна – большая вода» Исаака Левитана, Скульптуры Матвея Чижова, Марка Антокольского, Николая Лаверецкого. Были в коллекции и произведения западного искусства, но в основном копии.

Особое место в собрании Солдатёнкова занимали иконы, к которым он, всю жизнь бывший очень религиозным человеком, по-видимому, относился не только как к произведениям искусства. В основном это были произведения строгановской школы и среди бесценных – «Спас» Андрея Рублёва.

Ещё одной страстью Козьмы Терентьевича была библиофилия, его собрание книг и журналов насчитывало 20 тыс. изданий.

Коллекция Солдатёнкова размещалась в огромном доме мецената, приобретённом им в середине 50-х годов на Мясницкой улице. Этот неоднократно перестраивавшийся особняк включал в себя палаты XVIIвека. Солдатёнков его расширил, а для своего художественного собрания выделил роскошно убранные комнаты с эффектными названиями: «Помпейская», «Византийская», «Античная», «Мавританская», «Светёлка».

Коллекция была доступна для всеобщего обозрения – чтобы её увидеть, требовалось лишь разрешение хозяина. В 1860-х годах коллекция Солдатёнкова получила новые помещения, а его многочисленные знакомые – ещё один гостеприимный дом. Купец приобрёл у князей Нарышкиных усадьбу и 130 десятин земли в подмосковном Кунцеве. Этот живописный уголок был в те годы излюбленным местом дачного отдыха элиты купечества и состоятельной интеллигенции.

С появлением нового хозяина имения в Кунцеве закипел весёлая жизнь: летом, когда здесь жил Козьма Терентьевич, сюда стали съезжаться его богемные друзья, постаравшиеся запечатлеть красоты Кунцева и радушие своего колоритного хозяина в своих произведениях. Здесь Солдатёнков устраивал для своих друзей великолепные праздники, с роскошными обедами, концертами и фейерверками. Не забывал он помогать и местным крестьянам, открыв в частности, в Кунцеве детскую школу.

Много известно и о других социальных проектах Козьмы Солдатёнкова. В частности, он помогал многим музеям. В 1861 году он материально поддержал создание в Москве публичного Румянцевского музея и, став почётным членом музея, ежегодно жертвовал на него одну тысячу рублей. Помогал Солдатёнков и Художественно-промышленному музею, и Ивану Владимировичу Цветаеву, задумавшему создание в Первопрестольной Музея изящных искусств.

Солдатёнков был учредителем двух московских богаделен: одна размещалась на Рогожском старообрядческом кладбище, вторая на Мещанской улице. Жертвовал он и на дома призрения вдов и сирот, дома призрения душевнобольных, стипендии студентам и гимназистам.

Скончался известный предприниматель, меценат, издатель, коллекционер 19 мая 1901 года на своей даче в Кунцеве. Он ушёл из жизни купцом первой гильдии, потомственным почётным гражданином, академиком петербургской академии художеств, коммерции советником.

По воспоминаниям современников, в последний путь его провожала вся Первопрестольная, гроб с телом почившего несли на руках от имения до Рогожского кладбища. После его смерти, сам московский градоначальник, князь Голицын, написал о нём: «высокого ума, широко образованный, чрезвычайно приветливый, он превосходно умел ценить и сплачивать вокруг себя культурные силы, поддерживать начинающих литераторов и учёных».

А живописец Риццони утверждал: «Если бы не собирательская деятельность таких меценатов, как Третьяков, Солдатёнков, Прянишников, то русским художникам некому было бы продать свои картины, хоть в Неву их бросай».

Последняя воля

Погребён Козьма Терентьевич на Рогожском кладбище в Москве. В советские годы могила Козьмы Терентьевича Солдатёнкова, а также большая усыпальница Солдатёнковых были уничтожены. За несколько месяцев до смерти Козьма Терентьевич составил завещание.

Личное состояние Козьмы Терентьевича в 1901 году составляло свыше 8 миллионов рублей. Почти половина из них пошла на благотворительность. Около 2 млн. рублей были оставлены на строительстве в Москве бесплатной больницы «для всех бедных без различия званий, сословий и религий». Через несколько лет на Ходынском поле Московским городским управлением было выделено на эти цели 10 десятин земли, и в декабре 1910 года состоялось официальное открытие больницы имени Козьмы Терентьевича Солдатёнкова.

Как уже говорилось, потом эта больница стала известна под названием Боткинской. О том, благодаря кому появилось медицинское учреждение, в России вспомнили лишь в начале 1990-х когда на территории больницы был установлен памятник Козьме Терентьевичу. Свыше 1 млн. рублей были пожертвованы на создание в Москве ремесленного училища, которое тоже было названо именем мецената.

Остальные средства пошли на содержание социальных учреждений, основанных купцом при жизни, поддержку крестьян деревни Прокунино Богородского района, откуда пошёл род Солдатёнковых, и Кунцева.

Свою коллекцию русской живописи и скульптур (258 картин и 17 скульптур), а также богатейшую библиотеку (8тыс. книг и 15 тыс. журналов) Солдатёнков завещал Румянцевскому музею. В 1925 году, когда музей был ликвидирован, коллекцию распределили между Третьяковской галереей, Русским музеем, Государственной библиотекой имени Ленина и другими музеями Советского Союза. Значительная часть редких икон из собрания Солдатёнкова была отписана Покровскому собору Рогожского кладбища. Что же касается ещё одного социального проекта Козьмы Терентьевича – издательства, то со смертью основателя оно прекратило своё существование, права на переиздание многих книг и нераспроданные тиражи были переданы московским властям.

Подготовил Борис Евдокимов

P.S. Сейчас немногочисленные потомки рода Солдатёнковых живут во Франции (смотрите в прилагаемом родословном древе).

https://www.liveint.ruusershmelena05/post262404680/

https:/www.kommersant.ru/doc/2293643

Проживают и в России потомки Солдатёнковых:

Солдатёнкова Валентина Михайловна г. Сергиев посад. Экономист

Солдатёнкова Галина Алексеевна г. Сухиничи, Калужская обл. бухгалтер (1943)

Солдатёнкова Нина Ивановна (1943) засл. артистка России, СПБ, концертмейстер, мать Цирюк сусанны.

Солдатёнков Сергей (1953) Ленинград с мая 2001 ген. Директор ОАО «Петербургтелеграфсеть.

Солдатёнков Николай Васильевич, отец Николай архиерей Свято-Троицкого монастыря в Сергиевом Посаде (внук К.Т Солдатёнкова) и дочь Екатерина р. 20.4.1975.

С.Г. Солдатёнков работал краеведом в Павловом посаде.

А.С. Пушкин и Солдатёнковы

Потомок Кузьмы Терентьевича Солдатёнкова, Василий Кузьмич Солдатёнков женился на праправнучке Пушкина Анастасии Владимировне Савицкой (1915-2008).

Её мать. Елизавета Николаевна Быкова (1885-1964) (в роду которой был Н.В. Гоголь) была дочерью внучки Пушкина Марии Александровны Пушкиной, по мужу Быковой (1862-1939).

Белгород
5124 интересуются