В Волоколамском районе Московской области расположен замечательный памятник русского зодчества - Иосифо-Волоцкий монастырь. Его посещает множество паломников и туристов. В соседнем селе Теряево есть полуразрушенная церковь. И она не интересна практически никому, кроме местных прихожан, хотя тоже достойна внимания.
Церковь Вознесения Господня в селе Теряево строилась с 1812-й по 1825-й годы на месте деревянного храма Ильи Пророка. Село было преуспевающей слободой по соседству с монастырём и новая церковь получилась впечатляющей. В сороковые годы XIX века её стены покрылись замечательными росписями. Во второй половине XIX века трапезная и колокольня были перестроены в модном на тот момент псевдорусском стиле.
В тридцатые годы прошлого века церковь закрылась. Двадцать первого октября 1937-го года были арестованы настоятель храма протоиерей Николай Виноградов, дьякон Пётр Смирнов и мирянин Гавриил Безфамильный. Николай Виноградов был настоятелем Вознесенского храма совсем недолго, до этого он три года отсидел в лагере в Каргополе за «контрреволюционную агитацию и распространение провокационных слухов». В этот раз обвинение состояло в том, что придя в сельсовет, он в присутствии секретаря сельсовета говорил о выборах в Верховный Совет, конституции и православной вере. Кроме того, он благословил Гавриила Безфамильного продать помянники для записи имён усопших и живых. Чуть больше чем месяц длились следственные процедуры и 27-го ноября того же года Виноградов и Безфамильный, вместе с настоятелем Введенской церкви в соседнем Спирово - протоиереем Димитрием Лебедевым, были расстреляны на Бутовском полигоне.
Храм был разграблен и переоборудован в гараж. В войну он устоял, хотя сколы от пуль и снарядов до сих пор можно рассмотреть на его стенах. В послевоенное время церковь использовалась как склад колхозного имущества и понемногу разрушалась.
В девяностые верующие не смогли начать реставрацию, что привело к обрушению сводов пятиглавого четверика храма в 2005-м году.
Несколько лет назад приходу удалось найти деньги на ремонт трапезной и установку на колокольне новой главки с крестом, но перспективы восстановления основного объёма пока не просматриваются. Да и возможно ли это теперь? Или придётся разбирать обветшалые стены и фактически воссоздавать всё заново?
Теперь о росписях. Большинство из них исчезло, но некоторые уцелели. От других фресок в старинных церквях эти отличаются более «западноевропейской» манерой живописи. Библейские персонажи и святые на них выглядят живыми и человечными, в противовес строгости традиционной русской иконописи. Некоторые образы динамичны, словно запечатлены в моменты максимального душевного порыва. Автор росписей явно был мастером своего дела и возможно приехал из-за рубежа.
Над оконными проёмами изображены пары ангелов.
Эти ангелы, по-видимому, держат в руках скрижали с десятью заповедями.
Изображения этих ангелов скоро будут утрачены.
Под ангелами со Священным Писанием некие люди нацарапали свои автографы. Фамилии их были: Обухов, Яковин и Петруп (?).
Своды были расписаны изящными узорами и орнаментами. За этой стеной, весьма небрежно сложенной из кирпича и бордюров, находится отремонтированная трапезная, в которой время от времени проводятся богослужения.
Над проходом когда-то было объёмное панно. Теперь оно практически исчезло. Видны лишь некоторые детали изображения.
Алтарь.
Святитель Василий Великий.
Святитель Иоанн Златоуст.
Богородица.
Решётки на окнах пережили десятки лет запустения и не были сданы в металлоприёмку.
В некоторых местах всё завалено обломками рухнувших сводов.
Следы советской электрификации на осыпающихся фресках.
Остатки барабанов пока ещё держатся, но всем своим печальным видом намекают на готовность в любой момент обрушиться и похоронить любопытного посетителя под грудой старинного кирпича.
Удивительно, но деревянные окна до сих пор на месте.
Кирпичный дымоход.
Поначалу мне показалось, что доску над дверным проёмом подпирает ржавая гильза от снаряда.
В советское время дверные проёмы были расширены, чтобы внутрь можно было беспрепятственно загонять технику и проносить крупногабаритные предметы.
Позади храма когда-то располагалось сельское кладбище. До сих пор среди деревьев и кустов разбросаны каменные надгробия и никому до них нет дела. Если восстановление храма действительно требует огромных средств и недюжинной квалификации, то приведение в порядок старинного кладбища требует лишь нескольких местных мужчин с лопатами, бензопилами и триммерами. За несколько дней можно было бы выпилить часть растительности и откопать памятники с надгробиями. Затем можно было бы подумать о том, как предотвратить их дальнейшее разрушение, ведь известняк - камень недолговечный.