Найти тему
Мусагет о звёздах

Кто писал «чужые» письма

Фильмы, которые затрагивают социальные, общечеловеческие и межличностные проблемы, не стареют никогда. В картине режиссера Ильи Авербаха и сценариста Натальи Рязанцевой, вышедшей в 1975 году, есть неактуальный, на современном этапе, нюанс. В остальном, психологическая драма свежа и по сей день. Почему ее рекомендуют к просмотру родителям, всем специалистам, кто работает с подростками?

Взгляд на ситуацию со стороны взрослых

Зина Бегункова растет в неблагополучной неполной семье. Главную героиню талантливо сыграла Смирнова Светлана, Народная артистка РФ, 2005 г. Работа стала первой в ее плодотворной театральной и кинематографической карьере.

Зина школьница-подросток. Девочка считает, что в жизни обязательно всем и всегда надо категорично «резать» правду, чтобы не стать как мать. У Бегунковой из-за этого конфликты с окружающими: родственниками, одноклассниками, учителями.

Как умеет, занимается ее воспитанием старший брат Шура (Иван Бортник, Народный артист РФ, 2005 г.). Но молодому человеку хочется устроить свою личную жизнь, у него есть невеста. В результате, Зина оказывается во дворе дома классного руководителя 9-го класса Веры Ивановны (Ирина Купченко, Народная артистка РСФСР, 1989 г.).

Женщина жалеет девочку, оказывает ей внимание и заботу, забирает ее к себе домой и оставляет жить. Сейчас учительнице непросто и небыстро было бы оформить опекунство, решить все вопросы с этим связанные.

Взгляд на ситуацию со стороны Зины

Проникнув в другую жизнь, Зина пытается взять все под свой контроль. Она становится не сторонним наблюдателем, а активным участником личной судьбы Веры Ивановны, нового человека в ее жизни. Она втайне желает отношений с мужчиной, Евгением Пряхиным (Олег Янковский, Народный артист СССР, 1991 г.).

Старшеклассница хочет быть взрослой и выдает желаемое за действительное. Зиночка откровенно предлагает себя. Пряхин сначала из любопытства подыгрывает ей, потом близкий знакомый Веры Ивановны исчезает.

Зина находит личные письма к учительнице художника Игоря (Сергей Коваленков, советский и российский живописец). Это его единственная роль в кино, озвучил Игоря Михаил Боярский. Мало того, Бегункова втайне переписывает «чужие» письма, подставляя другие имена, и выдает широкой публике за собственные.

Зина считает, что имеет право воспользоваться ими. Она рассматривает отношения Веры Ивановны с мужчинами в формате своего обязательного участия. Не сложившиеся отношения Бегунковой с матерью стали для девочки доминирующими. Она проецирует их на классного руководителя и выступает в роли мудрой «наставницы».

Педагоги в школе предупреждают Веру Ивановну о сложностях, связанных с подопечной Зиной. Но учительница становится проводником добра. Завуч дает прочитать Вере Ивановне Зинино письмо. Конечно, женщина узнает послание художника Игоря. Девочка считает, что может насильно сделать счастливой взрослого человека. И брат Шура, и Женя Пряхин, и завуч школы «раскусили» ее как жесткого манипулятора.

-3

Милая Вера Ивановна, как педагог и женщина не сдала экзамен. «Чужим письмом» для нее стала подросток Зина. Взрослый человек не выставила, не сохранила личностные границы, пошла на поводу у обстоятельств. Она позволила девочке доминировать.

Возможно, у Веры были властные родители, она не отработала свои психологические зажимы. Вряд ли продолжатся их отношения с Зиной и педагогическая карьера. Она «обожглась» и по ее темпераменту видно, что Вера Ивановна «не боец». Такую подругу (читать жертву) и искала для себя Зиночка.