Найти тему
Логопед Анна Полякова

Зрительная поддержка помощь или хомут для особого ребенка?

Эта статья прям сказать накипела. Вчера буквально из нескольких источников ко мне прилетели вопросы на данную тему, поэтому решила, что понимания в ней нет. Итак, попробуем ее разобрать.

Думаю, уже все знают, какого я высокого мнения о классической модели дефектологии. Настолько высокого, что мне пришлось полностью создавать ее заново для своего сына, ибо не работала и не собиралась даже работать.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Основа классической теории-зрительная поддержка. Почему именно зрительная? Тут все просто по онтогенезу первым приходит наглядно-действенное, а затем образное мышление. После того, как донес соску в рот ребенок начинает обращать внимание на маму, как видимый объект предметы в комнате, а в последнюю очередь на картинку дефектолога. И это правильно на раннем этапе.

Ко мне практически потоком идут мамы с детьми примерно на одном и том же уровне развития. Опирающимися исключительно на зрительную поддержку. Этот трехлетний малыш соотнес две одинаковые картинки, это хорошо, в три года я и сама бы начала с этого. Соотнес и застрял. У него четко прошло понятие изображение-название предмета, на этом все. Вижу называю, не вижу не делаю, не реагирую. Ощущаю себя здесь и сейчас, с опорой на ситуацию.

Другой ребенок с формой попроще. Он учится в начальной школе. Проблемы мама не замечала, лишь в первом классе ей указали на несостоятельность семантики у ее сына. Проще говоря, речь он понимал частично, требовал постоянной зрительной поддержки своих действий, а при получении заданий на слух терялся полностью.

Начинаешь брать этих детей и копаться, нет не в наглядно-образном мышлении, а во внутренней абстрактно-логической речи и выясняется, что какие-то понятия у данных малышей есть, а какие-то все так и держатся на зрительном ориентире.

Зрение прекрасно на раннем этапе выведения, но постепенно оно должно уступить место слышимой, либо письменной речи, дабы создать вот эту цепочку внутреннего и внешнего. Важно чтобы ребенок вышел из положения собаки на поводке, живущей здесь и сейчас, что вижу, то и воспринимаю, соотношу и делаю, жду хозяина под дверью раз он в нее вышел, не мыслю, не оцениваю, не думаю.

Спросите, как я вообще до этого дошла? Да в общем-то все просто, припрет к стенке и не до того дойдешь, особенно когда под рукой постоянное поле для практики во всех ее проявлениях. Мой сын вышел в махровую эхолалию. Его речь превратилась в подобие попугая, он перестал понимать вопросы и стал просто повторять все, что слышит и видит, не обдумывая. Проще говоря он перестал понимать слышимую речь. Выглядело это страшно, от меня в тот момент отшатнулись все специалисты, которых я знала и доверяла. Как говорят в Университете культуры, в котором я сейчас в дополнение к логопедии получаю квалификацию психолога: "Творчество рождает отсутствие навязанной предвзятости". Не было у меня никакого доверия детской классической науке, да и не работала она. На мою опору зрительного восприятия сын эхолалил еще пуще, а главное даже была не сама эхолалия которая развивается по параболе внутри своего нарушения в зависимости от формы, а то что понимание слышимой речи пропало окончательно. Этого допускать было никак нельзя. Тогда я полностью уменьшила зрительную поддержку, а вопросы стала задавать только с забросом на внутреннюю речь. Даже скажу больше я дошла до того, что убрала зрение полностью и переключала ребенка только на слух. Но на тот момент я знала объем наработанного мной материала и в какую область я могу закинуть удочку. На самом деле, прием этот более чем известный, его используют при работе с афазией у взрослых, но вот на детей почему-то никто не опробовал и не описал, и даже не попытался его осмыслить. А дело ведь пошло, мой сын очнулся и стал адекватным, а эхолалия из попугайной и мгновенной ушла в отсроченную, он начал снова понимать слышимую речь, то что я говорю и прошу.

Приведу пример из диагностики данных нарушений. Положите перед ребенком палитру с цветами. Задайте вопрос "Какого цвета цыпленок?" Вы не дали ребенку саму картинку цыпленка, Вы дали лишь палитру с цветами, косвенную опору. Другая ситуация на улице идет дождь, значит нам нужно одеть на ноги? Опять же, Вы не показали, что нужно одеть, Вы дали контекст и попросили ребенка провести параллель, без опоры на зрительный ориентир. Выкладываем животных, просто без домиков, только картинки с животными. Вопрос кто живет в конуре? Образа зрительного конуры нет, ребенку его не дали он должен воспринять понятие на слух, а за ним понятие живет, и оценить кто же из предложенных там обитает. А почему Волк в конуре не живет? Вот уже пошло сложное суждение с запросом опять же на внутреннюю речь. Для того чтобы на эту речь выйти сначала нужно вложить понятия кто где живет, и лишь вложив можно выходить на их осмысление.

В идеале дети должны полностью уйти от какой-либо зрительной поддержки. Ведь мы с Вами когда говорим ни на какие картинки не опираемся и используем только внутреннюю речь. Сходу это сделать сложно, сначала нужно наполнить словарь, наполнить с минимальной зрительной и максимальной слышимой опорой.

Увы этого часто не происходит. Родители слушают прекрасные советы, не оценивая их эффективность, а думать начинают, когда ребенок приносит двойку за устный математический диктант, не восприняв на слух ни одного понятия. Скажу Вам больше, он не только математическую речь не понимает, но и в устной диалоговой ориентируется точно так же. Но решать столбиком всегда проще, чем вдалбливать понятия в ум, зазубривать и вытягивать по типу афазической работы. Столбик легче и эффективнее, он работает здесь и сейчас, но толку от столбика глобального нет, он необходимое нам мышление не запускает. Стоит отнять зрительную поддержку ребенок полностью теряется, поскольку внутри его мышления понятия у него не сформированы.

Когда я писала задания для своей методики я опиралась именно на этот принцип создание шаблона внутренней речи, универсального шаблона, который ребенок будет использовать без всякой зрительной поддержки, естественно родителям я не сообщала свои стремления и идеи, заложенные в задания. Каким же бальзамом мне на душу был отзыв одной из мам, о том, что им с сыном удалось уйти от зрительной поддержки в пересказе, и он начал опираться на собственные мысли. Это было, наверное, наивысшим моим восторгом, и доказательством что не зря я за все это принялась. Позднее я обязательно включу этот отзыв в приложение к самой работе.

Я всегда негативно относилась к зацикленности на зрительном ориентире. Конечно, зрение развивать нужно, нужно расширять поля зрения, да и пересказ по картинке вещь не лишняя, но она не должна быть определяющей. Картинка в итоге должна свестись к минимальному набору информации, став лишь, намеком на запуск процесса осмысления и вытягивания знаний. А сейчас у многих детей все это работает по принципу, что вижу то и говорю. Вот у мамы в руках цветочек, значит она собирала цветы, вот сын дарит ей лукошко под грибы- ребенок описал картинку с лесом. Отлично, для первого раза так и нужно, на этапе введения и наполнения описательной стороны, но на следующий раз я не покажу ему маму и сына, а покажу просто лес - кучу растущих деревьев, а еще лучше не летний, а зимний лес, и попрошу о нем рассказать. И фраза описанная на первой картинке будет звучать, как летом в лесу можно собирать грибы в лукошко и рвать цветы в букеты, а зимой лес спит, под пушистым снегом. Вторую часть я расскажу ему сама, а первую попробую вытянуть с опорой на предыдущий урок. Сначала вытяну частично, но постепенно ребенок поймет принцип и начнет включаться в этот процесс обращения к памяти и внутренней речи.

Говорите со своими детьми, анализируйте из ответы и их поведение, смотрите на какую речь Вы дали запрос, какая доля зрительной поддержки, как работает процесс соотнесения суждений и умозаключений. Не превращайте своих детей в бездумных созданий, живущих здесь и сейчас, оценивающих жизнь и окружающий мир, лишь по зрительному ориентиру.

Да, работать на внутреннюю речь куда сложнее. Картинок меньше, а думать нужно больше. Здесь основной уклон идет на правильно заданные вопросы и оценку их проводимости в процессе мышления, но иного выхода для запуска понимания речи нет. Иначе Ваш ребенок так и останется попугаем, ведь попугаем можно быть не только в повторении речи, но и в ее непонимании.

А как Вы выводили детей из зрительной поддержки, и что о ней думаете?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.