Имя Эдогавы Рампо не то чтобы на слуху. Я и сама узнала о нем только в прошлом году.
Эдогава Рампо, как можно догадаться по созвучности его имени с Эдгаром Алланом По, это псевдоним, настоящее имя автора - Таро Хираи.
Эдогава Рампо (1894 - 1965) вдохновлялся творчеством и самой фигурой известного на весь мир писателя Эдгара По, поэтому его проза также по большей части написана в жанре детектива. Часто его называют основоположником этого жанра в Японии, но он скорее был тем автором, который плотно внедрил детектив в восточную культуру и отстаивал "чистоту" жанра, не любил смешивать его с другими, например, с фантастикой.
В 1947 году он стал одним из основателей «Клуба японских детективных писателей», а в 1954 году учредил литературную премию за лучшее произведение в детективном жанре, которая вручается до сих пор.
Никогда не читала осенью что-то мрачное или мистическое, но с ведением блога в этом году тоже захотелось попробовать. Тем более явный претендент лежал у меня под боком в бумажном варианте. Кроме этого, вспомнила что на протяжении года участвую в марафоне чтения японских авторов "Очарованные Японией" (отдельно напишу скоро о своем продвижении в нем), и как раз пункт с детективами и пункт с ужасами/триллерами у меня не были закрыты.
В этот сборник Волшебные чары луны входят 5 повестей и 6 рассказов Рампо, на фото ниже можно посмотреть оглавление.
Сегодня делюсь впечатлением не от всего сборника, а от первых двух повестей и первых двух рассказов. Захотелось растянуть это чтение.
Мне кажется, короткую прозу читать залпом можно только если рассказы/повести написаны в разных жанрах или разными авторами. Здесь же я побоялась, что все смешается в общую кучу.
Итак, первая повесть - "Чудовище во мраке".
То ли потому, что это было знакомство с автором, то ли эта повесть и правда сильнее, "Чудовище во мраке" мне понравилось больше, чем следующая за ней повесть "Дьявол".
Оговорюсь, что Эдгара По я читала мало и очень давно, поэтому не смогла сравнить творчество двух писателей.
Но "Чудовище во мраке" меня поразило и даже местами напугало. Все же Рампо пишет именно в жанре детектива без налета мистики или ужасов, но атмосферу он создает прекрасную. Что называется тревожное чтение. Тревожишься и быстро перелистываешь страницы, чтобы узнать, что же было дальше. Меня и правда очень затянула повесть.
Буквально пару слов о сюжете, поскольку в детективах, конечно же, нельзя словить спойлер.
В музее писатель (он же рассказчик) случайно знакомится с женщиной, которая, как оказывается, любит его творчество. Они начинают понемногу общаться, и однажды она делится с ним будоражащими душу письмами, которые ей присылает бывший отвергнутый возлюбленный. Этот страшный человек тоже писатель, и поговаривают, что живет он как затворник. Чем же закончится эта история с угрозами в письмах, вы узнаете, прочитав эту увлекательную повесть. Меня, как совершенно не заядлого читателя детективов, повесть удивила! Но мне кажется, она понравится и любителям жанра.
В завязке сюжета повести "Дьявол" происходит убийство, которое по итогу оказывается совсем не тем, что нам представляется. После первой повести я уже была готова к интересным развязкам автора, но повесть все равно смогла удивить!
Если в "Чудовище во мраке" и в "Дьяволе" дело распутывает наш лирический герой - писатель детективов, то в рассказе "Психологический тест" появляется детектив Когоро Акэти, который любит браться за сложные дела. Его девиз: "Чтобы раскрыть преступление, не нужно головоломных загадок и хитроумных машин... надо уметь придумать вопрос".
"Психологический тест" отдает дань "Преступлению и наказанию" нашего уважаемого Федора Михайловича, но поворачивает повествование в другую сторону. Главный герой убивает старуху, но не раздумывает "тварь ли он дрожащая или право имеет", а просто и однозначно делает это ради денег, а после восторгается своим удивительным планом по сокрытию убийства. Посмотрим, сможет ли Когоро Акэти справиться с этим делом.
Ну и напоследок поговорим про самый жуткий рассказ из прочитанного - "Человек-кресло". Пожалуй, этот рассказ для меня встал наравне с "Чудовищем во мраке".
Каждое утро Ёсико работала над своим новым романом, но прежде этого просматривала корреспонденцию. В этот раз она обнаружила среди писем рукопись без названия и имени автора. И настолько это повествование отличалось от того, что обычно присылали Ёсико молодые литераторы, что она забыла обо всём, погрузившись в историю человека, ведущего очень странную жизнь...
(аннотация такая, а больше знать и не нужно)
Рассказ занимает около 15 страниц, поэтому очень советую вам просто прочесть его самим. Обещаю, что жуткое, будоражащее кровь чтение вам обеспечено. И совершенно без мистики. Можно прочувствовать японские "странности" во всей красе.
Про остальные рассказы и повести из этого сборника расскажу в отдельной статье скорее всего в ноябре.
Делитесь, если читали Эдогаву Рампо или собираетесь?
Мне кажется, что его проза отличный кандидат для знакомства с японской литературой (если, конечно, вы любите читать детективы). Я в целом детективы больше люблю в кинематографе, чем в литературе, но Эдагава Рампо мне понравился!
Учитывая, что все произведения написаны в первой половине двадцатого века, меня приятно удивило, что они не устарели и читаются все также свежо.
Советую!