Найти тему

Yalı Çapkını (Зимородок). Ферит и Сейран. Касаться друг друга.

В качестве своеобразного эпиграфа к этой статье я хочу привести слова знаменитого музыканта Мстислава Ростроповича. В одном из интервью он долго и с удовольствием рассказывал историю своего знакомства с Галиной Вишневской и их скоропалительного брака через четыре дня после знакомства. И когда его спросили: «Что такое любовь?», он коротко ответил: «Любовь – это когда всё время хочется касаться». Это сказано об истинной причине явления любви, её первоначальной физической сущности. Поэзия, романтика, это, конечно, красиво и важно, но всё-таки вторично по отношению к желанию касания.

«Хочется касаться» - означает соединение энергий разного вида (разных людей) и начало процесса взаимодействия энергий этих видов в процессе качественно- структурного преобразования, рождающего новое качество. Касаться, означает повышение интенсивности этого процесса. Он либо укрепляет связь пары, либо усиливает тенденцию к сближению тех, кто ещё не образовал пару. Потому что физическое касание друг друга каждый раз поднимает на новый уровень интенсивность энерго-информационного обмена между людьми. Стороны получают быстрее и больше информации для узнавания друг друга и энергии, которая работает либо на соединение и укрепление пары, либо на выявление её несостоятельности и распад.
Мудрёно сказано, а если проще и применительно к нашему сериалу, то это то, что происходит в комнате Ферита и Сейран, каждый раз когда закрываются двери этой комнаты — очень шумная борьба диалектически тождественных противоположностей или структурно-качественное преобразование мышления каждого в каждой очередной стычке.

Вспомним, кто учил философию, два важных закона диалектики – закон количественных накоплений и их перехода в новое качество, и закон отрицания отрицания (отрицание через изменение признаков старого качества и их замена на признаки нового качества). Ферит и Сейран отрицая друг в друге какие-то качества, в ходе ссоры транслируют друг другу определённую информацию о том, что им не нравится, и свои представления о том, как это должно быть с их точки зрения. Полученная в процессе обмена информация начинает работать в мышлении каждого. Причём транслируется не только информация в вербальной форме, но и визуальная, и аудиоинформация, и энергия эмоций.

Эта информация внедряется в их процессы мышления и начинает там работать на создание нового качества. От ссоры к ссоре эта информация накаливается накапливается и накапливается, формируя новое качество их мышления, а значит и новое качество их отношений, а значит и новое качество их семьи. Это, как раз, то, за что бьётся Ферит – настоящий брак и настоящая семья. У каждого человека своё представление о том, что его достойно, а что нет. Ферит сам настоящий во всех своих разных проявлениях и хочет для себя только настоящего. Принять ложь, фальшь, формальную пустышку - это ниже его достоинства. Ферит, может быть, и взбалмошный и дурашливый парень, как о нём говорит Абидин. Он может играть в тактические игры для достижения своих стратегических целей, но если заглянуть внутрь Ферита, там всё очень серьёзно и стратегически определённо.

Мы же не будем спать на одной кровати?
Мы же не будем спать на одной кровати?

Итак, волею судеб два отпрыска рода Корхан и рода Шанлы оказались в одном физическом пространстве, в комнате Ферита, где им предстоит жить. Сейран, почувствовав свободу, тут же полностью по умолчанию оккупировала это пространство. С этого дня здесь правила устанавливает она и только она, и это даже не обсуждается. Видимо, в отсутствии давления папы Казыма проснулись османские гены завоевателей, дремавшие в Сейран. Первый закон, который Сейран ввела в оккупированном ею пространстве, запрет на касание себя в антеповском прочтении. Раз брак фиктивный, то Ферит не муж, а посторонний мужчина, и прикасаться к ней не должен. К тому же он ловелас, придурок и козел, и у него есть девушка.

Сейран запрещает Фериту касаться себя. И, первое объяснение, которое приходит на стереотипный обывательский ум, – Ферит физически неприятен Сейран. Молодых людей, до этого не знакомых друг с другом, насильно поженили, и они оказались физически заперты в одном пространстве. Как сказал мудрый Абидин (он часто в сериале цитирует турецкие народные мудрости): «Даже враги могут поладить, если их долго держать в одной комнате».

Это же Ореховая леди из лавки Ваккаса.
Это же Ореховая леди из лавки Ваккаса.

Ладно, ловелас Ферит, попросил, чтобы сосватали младшую сестру вместо старшей просто потому, что девушка понравилась, и понравилась идея, что эта девушка ещё будет и жить с ним в одной комнате. Чем плохо ловеласу? Ещё одна девушка, ещё одно приключение.

Сейран "случайно" заглянула в комнату, где происходила церемония помолвки сестры.
Сейран "случайно" заглянула в комнату, где происходила церемония помолвки сестры.

Но Сейран-то бедная совсем не хотела замуж, её-то уж совершенно насильно выдали за незнакомого мужчину. Естественно, что этот ловелас ей физически неприятен.

Но это очень и очень поверхностная оценка ситуации, которая имеет очень глубокую и долгую историю, корнями уходящую в средневековый османский Антеп. Ведь встреча влюблённых происходит в Антепе более чем за тысячу километров от Стамбула. Сюда ещё не докатились проекты информационно-психологических технологий, которыми "так услужливо наделяет своих соседей нервный нетерпеливый Запад". Здесь В Антепе, особенно в его старой османской части старинные обычаи, укоренившиеся в ментальности жителей Антепа, незыблемы.

Профессиональная сваха Заиде рассказывает Ифакат Корхан о дочерях Казыма Шанлы.
Профессиональная сваха Заиде рассказывает Ифакат Корхан о дочерях Казыма Шанлы.

Вспомним смотрины невест на хаммаме. Профессиональная сваха желанный гость в каждом антеповском доме, в котором имеются молодые девушки на выдании. Сваха Заиде неплохо зарабатывает на своём ремесле - обе её руки в массивных золотых браслетах, которые положено дарить Заиде, за то, что она привела в дом выгодных сватов.

Заиде прячет в сумку браслеты, полученные от тети Хатидже за то, что она привела в дом сватов от Корханов.
Заиде прячет в сумку браслеты, полученные от тети Хатидже за то, что она привела в дом сватов от Корханов.

Заиде представляет невестке Ифакат дочерей Казыма Шанлы: «Не танцует младшая дочь Казыма-аги. Её старшая сестра вам больше подходит. Её дедушка и Халис-ага хорошие приятели. Отец Казыма-аги был богатейшим землевладельцем. Они уважаемая семья в Антепе. Ханым, я поручилась за Суну с её малых лет. Я знаю её. Обе дочери Казыма-аги учились у лучших учителей. Им давали уроки манер и этики. Их из дома-то не выпускают. Будь уверены, ни один мужчина их не касался».
Вот что важно знать при выборе невесты, что она чиста, невинна и её не касался ни один мужчина. Требования блюсти свою чистоту и невинность, держаться на дистанции от парней, понимать разницу в правах мужчин и женщин, беспрекословно подчиняться воле отца. Эти требования жесточайшим образом вбивались в головки девочек Антепа с детства. В результате чего в их мышлении формировался психический блок "мужчина = абсолютная власть, угроза и боль". Такой блок был сформирован и в мышлении сестёр Шанлы, Суны и Сейран.

Казым подслушал разговор матери с дочерями. Сейран не заставят выходить замуж.
Казым подслушал разговор матери с дочерями. Сейран не заставят выходить замуж.

Суна и Сейран – внучки дедушки не просто богатого, а богатейшего землевладельца в Антепе. И пусть Казым сейчас распродает земли и считает каждую копейку, слава богатой и уважаемой семьи деда всё ещё обеспечивает высокий статус семьи Шанлы в глазах жителей Антепа. За неимением сына Казым растил дочерей «на продажу». Под словами «девочки получили образование» не имеется в виду школьное образование в детском коллективе. Девочки получали образование дома. Казым нанимал репетиторов, которые не были приходящими учителями, а жили здесь же в доме. Такую изоляцию девочек от общественной жизни в современной Турции даже трудно себе представить. Если не считать общественной жизнью походы девочек с матерью на рынок.
Но тем не менее, Суна и Сейран, живя в старинном османском доме среди убранства и предметов былой роскоши, жили в бедности, строгости и под строгим моральным контролем тёти Хаттуч и жителей Антепа, которые через рынок поддерживали моральный климат в городе. Одним из строжайших моральных запретов был запрет касаться мужчин и мужчинам запрещалось касаться незамужних девушек и чужих женщин. Но с кем из мужчин Суна и Сейран могли знакомиться и общаться с мужчинами при таком строгом пропускном режиме? (Где только Сейран умудрилась с Юсуфом познакомиться настолько близко, что даже считала его своим парнем? Не понятно.) С кем из мужчин девочки общались у себя в доме кроме жестокого отца? Какие ещё образцы мужского поведения они могли наблюдать? О том, были ли среди репетиров мужчины, ничего в сериале не сказано.

Ферит целует Сейран.
Ферит целует Сейран.

Но наступил день, он рано или поздно должен был наступить, когда Ферит "грубым образом" (поцелуем) нарушил установленный Сейран закон о запрете касаний. И вследствие этого правонарушения, допущенном в пространстве Сейран, случилось недопустимое - физико-биологическое касание, вследствие которого Сейран почувствовала биологический вкус этого придурка. Химия вкуса этого придурка проникла в её организм, а затем в сознание и начала производить там свои непонятные действия. Информация вкуса поцелуя Ферита, проникла и в мышление Сейран и начала его переформатировать - появились новые темы, проблемы и вопросы, связанные с ними. После ночной истерики с Сейран начали происходить явления, которые она не могла себе объяснить. Её мышление в отсутствии нужной информации зависло. Ей потребовались объяснения от Ферита, что означал его поцелуй? Ей хотелось, чтобы он хоть что-то сказал. Но спросить Ферита напрямую девушке из Антепа было стыдно, а значит недопустимо. Если бы об этом стало известно на рынке в Антепе, даже трудно представить что бы было.
Это в Антепе все думают, что её брак настоящий. Но сама-то Сейран как честная сама перед собой девушка знает, что брак не настоящий (не освящённый Аллахом, хотя в сериале брак оформляется не в религиозной, а в светской культурной традиции). Значит Ферит не является её мужем, значит он не должен её касаться, а тем более целовать. Конечно, образ образ Сейран в сериале создан как психопатический тип личности, но это касается только формы её поведения. А смысл её реакции в том, что она мыслит этот брак в османской культуре брака.
Одним из психологических потрясений Сейран в истории со свадьбой было то, что её брак оказался не настоящим, даже при всём том, что она категорически не хотела этого брака. А Ферит вообще осквернил этот брак, приведя в номер для новобрачных Пелин. Это потом она поняла, почему он это сделал.
Ферит буквально с первых же дней в особняке начал строить свою семью, создавать настоящий брак и мыслил Сейран своей жёнушкой. А Сейран, не смотря на то, что за идеей фиктивного брака стала скрывать свои антеповские гендерные комплексы, предъявляла Фериту требования жены.
Это процесс образования пары. А процесс всегда носит двухсторонний характер.

Это же настоящее домогательство....
Это же настоящее домогательство....

Сейран нужно было как-то обозначить Фериту тему своего вопроса о поцелуе, но она не знала как это сделать. За что Казым платил день учителям? Хорошим манерам и этикету девочек они так и не научили. Поэтому Сейран "задала вопрос" Фериту в свойственной ей антеповской модели поведения - в форме беспочвенных обвинений и грубых нападок: "Ты что, совсем спятил? Я же сказала: "Я не хочу, чтобы ты меня трогал!" Сначала целоваться лез, а теперь ещё и под столом лапаешь. Ты в своём уме? Ферит! Это же настоящее домогательство. Ты это понимаешь?!" (Хочется спросить: "Девочка, ты в своём уме? Это Ферит-то лез и лапал?" Правильно Ферит тебе напомнил: "Ты представляешь, что было бы, если на моём месте был кто-то другой?)
На самом деле в жизни Сейран не было мужчин рядом, которые бы её касались, а тем более целовали, поэтому в антеповском дискурсе мышления Сейран для действий Ферита нашлись только такие названия - с ума спятил, лез, лапал, домогательство.

Ферит на эти нападки ответил: "Ты на меня напала, и я рефлекторно поцеловал тебя. К тому же я извинился, а ты мне пощёчину дала. Я вот тебе, как дурак, подарок приготовил." Это был браслет, который Ферит сделал сам. Сейран стала убегать с браслетом. Обоим хотелось касаний друг друга, поэтому они начали играть в догонялки и случайно упали на кровать.

Ну же, отдай браслет.
Ну же, отдай браслет.

От очередного "домогательства" Сейран "спасла" Пело, постучав в дверь террасы.

На самом деле, этот рефлекторный поцелуй Ферита представлял его первую, хотя и неосознанную попытку разрушить в мышлении Сейран психический блок "мужчина=власть=принуждение=угроза=боль=стыд".
Ферит увидел в истерике боль любимого существа.

Это позор?
Это позор?

Ферит человек с чувством врождённой эмпатии. Он сам с удивлением, болью и растерянностью смотрел на плачущую и кричащую Сейран. У Ферита не выдержавшего напряжения истерики, возникло рефлекторное желание погасить истерику Сейран и прекратить её страдания, и он автоматически её поцеловал. Слова здесь были бесполезны.

Эмпатия.
Эмпатия.

Истерику Сейран вызвало произнесенная Феритом фраза; " Сейран, не кричи. Мы опозоримся". "Опозоримся!!!" - воскликнула Сейран, и дальше её было не остановить.
Сейран услышала слово "позор", ключевое слово для неё в связи с тем, что её сестра была опозорена в Антепе. После того, как сосватали младшую сестру вместо старшей по Антепу поползли слухи, что старшая дочь Казыма Шанлы, видимо с каким-то дефектом, и теперь она не ходовой брачный товар. Кроме того, Юсуф, желая встретиться с Суной, чтобы как-то связаться с Сейран, ошивался вокруг дома Казыма, подстерегая Суну. И антеповцы решили, что это парень Суны. И теперь у Суне приклеился ярлык девушки, которую касался мужчина. И семья Шанлы срочно переехала в Стамбул, что эти слухи в Антепе поутихли. Впрочем, Казым и без того намеревался перебраться в Стамбул поближе к новым родственникам Корханам, на которых он возлагал свои большие планы.

Успокоилась. Спит.
Успокоилась. Спит.

Успокоившись после истерики с поцелуем, Сейран уснула. Ферит вернувшийся в комнату с улыбкой посмотрел на неё, как на ребёнка, который только что плакал, а теперь спит. Похоже, что Ферит не только любит Сейран, но и изучает её, и воспитывает. О, Аллах, дай ему терпения.

Изучая Сейран, Ферит отметил, что психологическое состояние Сейран меняется мгновенно и автоматически, когда ближним, и ему в том числе, нужна её помощь. Она тут же бросается помогать, и становится совсем другим человеком. В этом изменном состоянии помощи в мышлении Сейран отключается гендерный психический блок "мужчина = абсолютная власть, угроза и боль". Сейран хватает его за руки, касается его лица, поднимает голову, что бы уложить её на подушку, помогает подняться, забросив его руку на плечо и поддерживая его за талию. И при этом она не думает о том, что касается мужчину, с которым она находится в фиктивном браке, а значит чужого мужчину. Хитрый Ферит решил использовать это качество натуры Сейран, что бы приблизиться к ней и, снимая блок в её мышлении, иметь возможность касаться её.

Зачем ты её отослал?
Зачем ты её отослал?

После грандиозной ссоры после того, как Ферит, увидев Сейран и Юсуфа, беседующими в парке, сорвался и избил его, у него упал сахар крови и стала кружиться голова. Феррит решил воспользоваться этим обстоятельством, преследуя две цели. Во-первых, чтобы погасить эмоциональный накал ссоры и сбросить напряжение, иначе примирение невозможно. Во-вторых, ему, конечно, же хотелось, с одной стороны, примириться и восстановить положительный контакт с Сейран, с другой стороны, испытать её – насколько он ей небезразличен и дорог, не смотря на то, что она держит его на расстоянии, не позволяет ему касаться себя, унижает и оскорбляет его.

Ферит, как хороший актёр и психолог, изобразив диабетический приступ, стал наблюдать, как Сейран в панике мечется по комнате в поисках шприца с инсулином, лихорадочно повторяя: «Сейчас-сейчас. Держись, Ферит, держись». Видя в каком она была ужасе, когда обнаружила, что в шприце нет иголки, Ферит только внутренне улыбался, довольный тем, что его трюк удался, и он видит настоящее отношение Сейран к себе и проявление любви, которые Сейран либо ещё не осознаёт, либо старается скрыть её за грубостью и, что уж щадить героиню сериала, за своим хамством. Кроме того, Ферит добился, что Сейран попросила у него прощения и признала свою вину, чего бы она не сделала в обычной обстановке. Хороший психолог доволен своей работой.

На помощь пришёл Абидин, принеся из бардачка машины всегда лежащий там наготове шприц с инсулином. Померяв уровень сахара, Абидин догадывается о проделке Ферита и, попросив Сейран принести полотенце, говорит Фериту: «Сахар был низким, но не настолько, чтобы лишиться чувств».
Ферит, улыбаясь: «Голова кружилась. Меня шатало, а потом я начал импровизировать и просто не мог остановиться. Я просто решил, что лучше посидеть, чем постоять». Абидин: «Значит ты симулировал? Ну, что ты за человек? Она чуть с ума не сошла от страха!»

После очередной ссоры с Сейран Ферит, как обычно, ушёл к Пело, чтобы отвлечься и развлечься.

Кино с Пело.
Кино с Пело.

Посмотрев с Пело кино и не только... Надышавшись не тем запахом, которым бы ему хотелось надышаться, Ферит возвращается домой.

Ферит имитирует обморок.
Ферит имитирует обморок.

Чтобы не развивать тему, что он опять был у Пело, и создать ситуацию, в которой ему будет гарантирован физический контакт с Сейран, Ферит, притворился пьяным. Сейран не станет думать, что он был у Пелин. Потому что, будучи таким пьяным, он , скорее всего, остался бы у неё ночевать. Поэтому Ферит, притворившись пьяным и войдя в комнату через террасу, упал на пол, имитируя обморок. Сейран проснулась и тут же вскочила: "Ферит, что с тобой?".

Её запах волос...
Её запах волос...

Сейран, поднимает якобы пьяного Ферита и тащит его к кровати. Ферит, медленно идёт, то и дело приостанавливаясь, чтобы подольше вдыхать запах её волос.

Продолжает играть пьяного, чтобы Сейран ничего не заподозрила.
Продолжает играть пьяного, чтобы Сейран ничего не заподозрила.

Ферит продолжает играть пьяного, чтобы Сейран ничего не заподозрила.

Опять сахар.
Опять сахар.

После поцелуя в аэропорту Фериту хочется опять прикоснуться к Сейран. И он снова использует свой испытанный диабетический трюк с Сейран, на который, он знает, она стопроцентно среагирует. Мало того, что Ферит хороший психолог, он ещё и хороший актёр. Он делает вид, что ему плохо, возможно, опять упал сахар.

Что с тобой? Ты в порядке?
Что с тобой? Ты в порядке?

Сейран: Ферит, что с тобой? Ты в порядке?

Главное, что он держит Сейран под руку.
Главное, что он держит Сейран под руку.

Да, он в порядке. У него всё в порядке. Его трюк удался, и он теперь будет держать Сейран под руку пока они будут идти до буфета.

Птицы
0