В качестве своеобразного эпиграфа к этой статье я хочу привести слова знаменитого музыканта Мстислава Ростроповича. В одном из интервью он долго и с удовольствием рассказывал историю своего знакомства с Галиной Вишневской и их скоропалительного брака через четыре дня после знакомства. И когда его спросили: «Что такое любовь?», он коротко ответил: «Любовь – это когда всё время хочется касаться». Это сказано об истинной причине явления любви, её первоначальной физической сущности. Поэзия, романтика, это, конечно, красиво и важно, но всё-таки вторично по отношению к желанию касания.
«Хочется касаться» - означает соединение энергий разного вида (разных людей) и начало процесса взаимодействия энергий этих видов в процессе качественно- структурного преобразования, рождающего новое качество. Касаться, означает повышение интенсивности этого процесса. Он либо укрепляет связь пары, либо усиливает тенденцию к сближению тех, кто ещё не образовал пару. Потому что физическое касание друг друга каждый раз поднимает на новый уровень интенсивность энерго-информационного обмена между людьми. Стороны получают быстрее и больше информации для узнавания друг друга и энергии, которая работает либо на соединение и укрепление пары, либо на выявление её несостоятельности и распад.
Мудрёно сказано, а если проще и применительно к нашему сериалу, то это то, что происходит в комнате Ферита и Сейран, каждый раз когда закрываются двери этой комнаты — очень шумная борьба диалектически тождественных противоположностей или структурно-качественное преобразование мышления каждого в каждой очередной стычке.
Вспомним, кто учил философию, два важных закона диалектики – закон количественных накоплений и их перехода в новое качество, и закон отрицания отрицания (отрицание через изменение признаков старого качества и их замена на признаки нового качества). Ферит и Сейран отрицая друг в друге какие-то качества, в ходе ссоры транслируют друг другу определённую информацию о том, что им не нравится, и свои представления о том, как это должно быть с их точки зрения. Полученная в процессе обмена информация начинает работать в мышлении каждого. Причём транслируется не только информация в вербальной форме, но и визуальная, и аудиоинформация, и энергия эмоций.
Эта информация внедряется в их процессы мышления и начинает там работать на создание нового качества. От ссоры к ссоре эта информация накаливается накапливается и накапливается, формируя новое качество их мышления, а значит и новое качество их отношений, а значит и новое качество их семьи. Это, как раз, то, за что бьётся Ферит – настоящий брак и настоящая семья. У каждого человека своё представление о том, что его достойно, а что нет. Ферит сам настоящий во всех своих разных проявлениях и хочет для себя только настоящего. Принять ложь, фальшь, формальную пустышку - это ниже его достоинства. Ферит, может быть, и взбалмошный и дурашливый парень, как о нём говорит Абидин. Он может играть в тактические игры для достижения своих стратегических целей, но если заглянуть внутрь Ферита, там всё очень серьёзно и стратегически определённо.
Итак, волею судеб два отпрыска рода Корхан и рода Шанлы оказались в одном физическом пространстве, в комнате Ферита, где им предстоит жить. Сейран, почувствовав свободу, тут же полностью по умолчанию оккупировала это пространство. С этого дня здесь правила устанавливает она и только она, и это даже не обсуждается. Видимо, в отсутствии давления папы Казыма проснулись османские гены завоевателей, дремавшие в Сейран. Первый закон, который Сейран ввела в оккупированном ею пространстве, запрет на касание себя в антеповском прочтении. Раз брак фиктивный, то Ферит не муж, а посторонний мужчина, и прикасаться к ней не должен. К тому же он ловелас, придурок и козел, и у него есть девушка.
Сейран запрещает Фериту касаться себя. И, первое объяснение, которое приходит на стереотипный обывательский ум, – Ферит физически неприятен Сейран. Молодых людей, до этого не знакомых друг с другом, насильно поженили, и они оказались физически заперты в одном пространстве. Как сказал мудрый Абидин (он часто в сериале цитирует турецкие народные мудрости): «Даже враги могут поладить, если их долго держать в одной комнате».
Ладно, ловелас Ферит, попросил, чтобы сосватали младшую сестру вместо старшей просто потому, что девушка понравилась, и понравилась идея, что эта девушка ещё будет и жить с ним в одной комнате. Чем плохо ловеласу? Ещё одна девушка, ещё одно приключение.
Но Сейран-то бедная совсем не хотела замуж, её-то уж совершенно насильно выдали за незнакомого мужчину. Естественно, что этот ловелас ей физически неприятен.
Но это очень и очень поверхностная оценка ситуации, которая имеет очень глубокую и долгую историю, корнями уходящую в средневековый османский Антеп. Ведь встреча влюблённых происходит в Антепе более чем за тысячу километров от Стамбула. Сюда ещё не докатились проекты информационно-психологических технологий, которыми "так услужливо наделяет своих соседей нервный нетерпеливый Запад". Здесь В Антепе, особенно в его старой османской части старинные обычаи, укоренившиеся в ментальности жителей Антепа, незыблемы.
Вспомним смотрины невест на хаммаме. Профессиональная сваха желанный гость в каждом антеповском доме, в котором имеются молодые девушки на выдании. Сваха Заиде неплохо зарабатывает на своём ремесле - обе её руки в массивных золотых браслетах, которые положено дарить Заиде, за то, что она привела в дом выгодных сватов.
Заиде представляет невестке Ифакат дочерей Казыма Шанлы: «Не танцует младшая дочь Казыма-аги. Её старшая сестра вам больше подходит. Её дедушка и Халис-ага хорошие приятели. Отец Казыма-аги был богатейшим землевладельцем. Они уважаемая семья в Антепе. Ханым, я поручилась за Суну с её малых лет. Я знаю её. Обе дочери Казыма-аги учились у лучших учителей. Им давали уроки манер и этики. Их из дома-то не выпускают. Будь уверены, ни один мужчина их не касался».
Вот что важно знать при выборе невесты, что она чиста, невинна и её не касался ни один мужчина. Требования блюсти свою чистоту и невинность, держаться на дистанции от парней, понимать разницу в правах мужчин и женщин, беспрекословно подчиняться воле отца. Эти требования жесточайшим образом вбивались в головки девочек Антепа с детства. В результате чего в их мышлении формировался психический блок "мужчина = абсолютная власть, угроза и боль". Такой блок был сформирован и в мышлении сестёр Шанлы, Суны и Сейран.
Суна и Сейран – внучки дедушки не просто богатого, а богатейшего землевладельца в Антепе. И пусть Казым сейчас распродает земли и считает каждую копейку, слава богатой и уважаемой семьи деда всё ещё обеспечивает высокий статус семьи Шанлы в глазах жителей Антепа. За неимением сына Казым растил дочерей «на продажу». Под словами «девочки получили образование» не имеется в виду школьное образование в детском коллективе. Девочки получали образование дома. Казым нанимал репетиторов, которые не были приходящими учителями, а жили здесь же в доме. Такую изоляцию девочек от общественной жизни в современной Турции даже трудно себе представить. Если не считать общественной жизнью походы девочек с матерью на рынок.
Но тем не менее, Суна и Сейран, живя в старинном османском доме среди убранства и предметов былой роскоши, жили в бедности, строгости и под строгим моральным контролем тёти Хаттуч и жителей Антепа, которые через рынок поддерживали моральный климат в городе. Одним из строжайших моральных запретов был запрет касаться мужчин и мужчинам запрещалось касаться незамужних девушек и чужих женщин. Но с кем из мужчин Суна и Сейран могли знакомиться и общаться с мужчинами при таком строгом пропускном режиме? (Где только Сейран умудрилась с Юсуфом познакомиться настолько близко, что даже считала его своим парнем? Не понятно.) С кем из мужчин девочки общались у себя в доме кроме жестокого отца? Какие ещё образцы мужского поведения они могли наблюдать? О том, были ли среди репетиров мужчины, ничего в сериале не сказано.
Но наступил день, он рано или поздно должен был наступить, когда Ферит "грубым образом" (поцелуем) нарушил установленный Сейран закон о запрете касаний. И вследствие этого правонарушения, допущенном в пространстве Сейран, случилось недопустимое - физико-биологическое касание, вследствие которого Сейран почувствовала биологический вкус этого придурка. Химия вкуса этого придурка проникла в её организм, а затем в сознание и начала производить там свои непонятные действия. Информация вкуса поцелуя Ферита, проникла и в мышление Сейран и начала его переформатировать - появились новые темы, проблемы и вопросы, связанные с ними. После ночной истерики с Сейран начали происходить явления, которые она не могла себе объяснить. Её мышление в отсутствии нужной информации зависло. Ей потребовались объяснения от Ферита, что означал его поцелуй? Ей хотелось, чтобы он хоть что-то сказал. Но спросить Ферита напрямую девушке из Антепа было стыдно, а значит недопустимо. Если бы об этом стало известно на рынке в Антепе, даже трудно представить что бы было.
Это в Антепе все думают, что её брак настоящий. Но сама-то Сейран как честная сама перед собой девушка знает, что брак не настоящий (не освящённый Аллахом, хотя в сериале брак оформляется не в религиозной, а в светской культурной традиции). Значит Ферит не является её мужем, значит он не должен её касаться, а тем более целовать. Конечно, образ образ Сейран в сериале создан как психопатический тип личности, но это касается только формы её поведения. А смысл её реакции в том, что она мыслит этот брак в османской культуре брака.
Одним из психологических потрясений Сейран в истории со свадьбой было то, что её брак оказался не настоящим, даже при всём том, что она категорически не хотела этого брака. А Ферит вообще осквернил этот брак, приведя в номер для новобрачных Пелин. Это потом она поняла, почему он это сделал.
Ферит буквально с первых же дней в особняке начал строить свою семью, создавать настоящий брак и мыслил Сейран своей жёнушкой. А Сейран, не смотря на то, что за идеей фиктивного брака стала скрывать свои антеповские гендерные комплексы, предъявляла Фериту требования жены.
Это процесс образования пары. А процесс всегда носит двухсторонний характер.
Сейран нужно было как-то обозначить Фериту тему своего вопроса о поцелуе, но она не знала как это сделать. За что Казым платил день учителям? Хорошим манерам и этикету девочек они так и не научили. Поэтому Сейран "задала вопрос" Фериту в свойственной ей антеповской модели поведения - в форме беспочвенных обвинений и грубых нападок: "Ты что, совсем спятил? Я же сказала: "Я не хочу, чтобы ты меня трогал!" Сначала целоваться лез, а теперь ещё и под столом лапаешь. Ты в своём уме? Ферит! Это же настоящее домогательство. Ты это понимаешь?!" (Хочется спросить: "Девочка, ты в своём уме? Это Ферит-то лез и лапал?" Правильно Ферит тебе напомнил: "Ты представляешь, что было бы, если на моём месте был кто-то другой?)
На самом деле в жизни Сейран не было мужчин рядом, которые бы её касались, а тем более целовали, поэтому в антеповском дискурсе мышления Сейран для действий Ферита нашлись только такие названия - с ума спятил, лез, лапал, домогательство.
Ферит на эти нападки ответил: "Ты на меня напала, и я рефлекторно поцеловал тебя. К тому же я извинился, а ты мне пощёчину дала. Я вот тебе, как дурак, подарок приготовил." Это был браслет, который Ферит сделал сам. Сейран стала убегать с браслетом. Обоим хотелось касаний друг друга, поэтому они начали играть в догонялки и случайно упали на кровать.
От очередного "домогательства" Сейран "спасла" Пело, постучав в дверь террасы.
На самом деле, этот рефлекторный поцелуй Ферита представлял его первую, хотя и неосознанную попытку разрушить в мышлении Сейран психический блок "мужчина=власть=принуждение=угроза=боль=стыд".
Ферит увидел в истерике боль любимого существа.
Ферит человек с чувством врождённой эмпатии. Он сам с удивлением, болью и растерянностью смотрел на плачущую и кричащую Сейран. У Ферита не выдержавшего напряжения истерики, возникло рефлекторное желание погасить истерику Сейран и прекратить её страдания, и он автоматически её поцеловал. Слова здесь были бесполезны.
Истерику Сейран вызвало произнесенная Феритом фраза; " Сейран, не кричи. Мы опозоримся". "Опозоримся!!!" - воскликнула Сейран, и дальше её было не остановить.
Сейран услышала слово "позор", ключевое слово для неё в связи с тем, что её сестра была опозорена в Антепе. После того, как сосватали младшую сестру вместо старшей по Антепу поползли слухи, что старшая дочь Казыма Шанлы, видимо с каким-то дефектом, и теперь она не ходовой брачный товар. Кроме того, Юсуф, желая встретиться с Суной, чтобы как-то связаться с Сейран, ошивался вокруг дома Казыма, подстерегая Суну. И антеповцы решили, что это парень Суны. И теперь у Суне приклеился ярлык девушки, которую касался мужчина. И семья Шанлы срочно переехала в Стамбул, что эти слухи в Антепе поутихли. Впрочем, Казым и без того намеревался перебраться в Стамбул поближе к новым родственникам Корханам, на которых он возлагал свои большие планы.
Успокоившись после истерики с поцелуем, Сейран уснула. Ферит вернувшийся в комнату с улыбкой посмотрел на неё, как на ребёнка, который только что плакал, а теперь спит. Похоже, что Ферит не только любит Сейран, но и изучает её, и воспитывает. О, Аллах, дай ему терпения.
Изучая Сейран, Ферит отметил, что психологическое состояние Сейран меняется мгновенно и автоматически, когда ближним, и ему в том числе, нужна её помощь. Она тут же бросается помогать, и становится совсем другим человеком. В этом изменном состоянии помощи в мышлении Сейран отключается гендерный психический блок "мужчина = абсолютная власть, угроза и боль". Сейран хватает его за руки, касается его лица, поднимает голову, что бы уложить её на подушку, помогает подняться, забросив его руку на плечо и поддерживая его за талию. И при этом она не думает о том, что касается мужчину, с которым она находится в фиктивном браке, а значит чужого мужчину. Хитрый Ферит решил использовать это качество натуры Сейран, что бы приблизиться к ней и, снимая блок в её мышлении, иметь возможность касаться её.
После грандиозной ссоры после того, как Ферит, увидев Сейран и Юсуфа, беседующими в парке, сорвался и избил его, у него упал сахар крови и стала кружиться голова. Феррит решил воспользоваться этим обстоятельством, преследуя две цели. Во-первых, чтобы погасить эмоциональный накал ссоры и сбросить напряжение, иначе примирение невозможно. Во-вторых, ему, конечно, же хотелось, с одной стороны, примириться и восстановить положительный контакт с Сейран, с другой стороны, испытать её – насколько он ей небезразличен и дорог, не смотря на то, что она держит его на расстоянии, не позволяет ему касаться себя, унижает и оскорбляет его.
Ферит, как хороший актёр и психолог, изобразив диабетический приступ, стал наблюдать, как Сейран в панике мечется по комнате в поисках шприца с инсулином, лихорадочно повторяя: «Сейчас-сейчас. Держись, Ферит, держись». Видя в каком она была ужасе, когда обнаружила, что в шприце нет иголки, Ферит только внутренне улыбался, довольный тем, что его трюк удался, и он видит настоящее отношение Сейран к себе и проявление любви, которые Сейран либо ещё не осознаёт, либо старается скрыть её за грубостью и, что уж щадить героиню сериала, за своим хамством. Кроме того, Ферит добился, что Сейран попросила у него прощения и признала свою вину, чего бы она не сделала в обычной обстановке. Хороший психолог доволен своей работой.
На помощь пришёл Абидин, принеся из бардачка машины всегда лежащий там наготове шприц с инсулином. Померяв уровень сахара, Абидин догадывается о проделке Ферита и, попросив Сейран принести полотенце, говорит Фериту: «Сахар был низким, но не настолько, чтобы лишиться чувств».
Ферит, улыбаясь: «Голова кружилась. Меня шатало, а потом я начал импровизировать и просто не мог остановиться. Я просто решил, что лучше посидеть, чем постоять». Абидин: «Значит ты симулировал? Ну, что ты за человек? Она чуть с ума не сошла от страха!»
После очередной ссоры с Сейран Ферит, как обычно, ушёл к Пело, чтобы отвлечься и развлечься.
Посмотрев с Пело кино и не только... Надышавшись не тем запахом, которым бы ему хотелось надышаться, Ферит возвращается домой.
Чтобы не развивать тему, что он опять был у Пело, и создать ситуацию, в которой ему будет гарантирован физический контакт с Сейран, Ферит, притворился пьяным. Сейран не станет думать, что он был у Пелин. Потому что, будучи таким пьяным, он , скорее всего, остался бы у неё ночевать. Поэтому Ферит, притворившись пьяным и войдя в комнату через террасу, упал на пол, имитируя обморок. Сейран проснулась и тут же вскочила: "Ферит, что с тобой?".
Сейран, поднимает якобы пьяного Ферита и тащит его к кровати. Ферит, медленно идёт, то и дело приостанавливаясь, чтобы подольше вдыхать запах её волос.
Ферит продолжает играть пьяного, чтобы Сейран ничего не заподозрила.
После поцелуя в аэропорту Фериту хочется опять прикоснуться к Сейран. И он снова использует свой испытанный диабетический трюк с Сейран, на который, он знает, она стопроцентно среагирует. Мало того, что Ферит хороший психолог, он ещё и хороший актёр. Он делает вид, что ему плохо, возможно, опять упал сахар.
Сейран: Ферит, что с тобой? Ты в порядке?
Да, он в порядке. У него всё в порядке. Его трюк удался, и он теперь будет держать Сейран под руку пока они будут идти до буфета.