Найти тему
Сатья Шринатх

Санскритские термины, используемые без перевода в текстах по йоге.

 

Словарь непереведенных в тексте слов:

ОМ (ॐ), или АУМ, или Пранава – звуковая формула исполнения реальности. Произнесение «Ом» делает сказанное исполненным, а действие – фактическим.  Аум – троичен, всегда неразделен: А – Ментальное, Брахма, активность, раджас (रजस्); У – Равновесие, Вишну, саттва (सत्त्व); М – Физическое, Шива, инертность, тамас (तमस्). Все вместе – Неразделимое фактическое Исполнение Реальности - ОМ.

Атман (आत्मन्,) - Единая сущность.

Атма (आत्म) - Индивидуальная Сущность.

Адинатх (आदिनाथ) - Первый Натха, Первый Мастер, Шива. Первый учитель Йоги.

Акаша (आकाश) – это непроявленная совокупность всех возможных вибраций в пространстве, которая проявляется в фактической вибрации, в частности, в звуке и в свете.

Бинду (बिन्दू) – точка, капля, суть. В математическом смысле – это нольмерный объект, самый малый носитель полной сути явления в максимальной концентрации. Так же, это точка над лигатурой ОМ ॐ, обозначающей носовой звук.

Биджа (बीजा) – слог, семя. Биджа – фундаментальная неделимая частица – носитель некой сути мироздания, выражаемая звуком - слогом, состоящим из гласного, согласного и носового звука. Каждая Биджа соответствует определенному параметру мироздания, взаимодействие с которым возможно при правильном произнесении или написании звуковой вибрации Биджи, неотличимой от этого параметра. Владение знанием Биджа, позволяет составлять Биджа-Бинду – заклинания. Это доступно при длительной систематической практике. Желательно, под руководством наставника.

Брахман (ब्रह्मन्) – досл. Наращивающий, Накапливающий, Смотритель, Присматривающий, Просто наблюдатель, Единый Наблюдатель. Это – совокупность всех вариантов безразличия и недеяния, абсолютного молчания, которое, тем не менее, единственное совершает все действия, просто наблюдая. Есть такое описание: Запредельный Брахман видит все, что происходит, но происходит только то, что видит Запредельный Брахман. Также, так называют тех, кто достиг состояния Брахмана.

Брахма (ब्रह्मा) – Взращивающий, Смотритель мироздания, Великий Дед – Прародитель всего, что есть во вселенной. Воплощение Единого Брахмана.

Брахмачарья – Брахмачари (ब्रह्मचारी) – досл.  Образ жизни брахмана, ученик. Культивирование состояния Брахмана. При этом, должно быть обязательное соблюдение правильной последовательности триварги: необходимость – польза - наслаждение. Также, контроль времени. Также, контроль питания и гигиена.

Бхур Бхувар Свар (भूर्भुवः स्वः) - Было, Будет, Есть.  Прошлое (Бхур) и Будущее (Бхувар) – наблюдаемые умом производные не наблюдаемого, но непосредственно переживаемого настоящего (Свар), потока фактического настоящего. Именно поэтому вероятности, всегда сопровождающие настоящее, являются фундаментальными сущностями, ощущаемыми непосредственно, а события и предметы, как будущие, так и прошлые, - есть необязательные следствия, воспринимаемые через операторы времени, пространства, масштаба и т.д.  

Сва, Свар – Ненаблюдаемый умом, но непосредственно переживаемый поток настоящего.

Сварга (स्वराः) – Поле потока фактического настоящего, чистая энергия жизни. Место обитания Девов – выразителей стихий, сутей мироздания.

Свастика (स्वस्तिक) – Направление потока Сва. Слева направо – оживлени (卐), справа налево – омертвение, мертвецкое коло (卍).

Дьяус (द्यौः) – досл. – Действующий. Самый древний из дивных стихий, их суть, странник всемогущий, но ничего не исполняющий, принцип абсолютного недеяния, действия недеянием. Тот, кто есть – Никто, а звать его – Никак, сам принцип восприятия, как таковой. Дьяус - олицетворение Неба, муж Притхиви – Земли.

Дхьяна (ध्यान) – Созерцание дыхания, медитация. Дха – дыхание, Яна – средство передвижения, вместе – Дхьяна – колесница дыхания.

Дхату (धातु) – Покровы тела, шелуха.

Йони (योनि) – Место зарождения, вместилище, хранилище, дом, лоно, гнездо, энергия, женский половой признак.  Значение этого слова зависит от контекста. Ипостась Праматери, Шакти.

Каустубха (कौस्तुभो) -  Драгоценный камень Равновесия, добытый при пахтании Сурами и Асурами Причинного Океана. Камень синего цвета, цвета Вишну, находится у него на груди.

Кундалини (कुण्डलिनी) – досл. Свернутая кольцом. Энергия творчества, исходящая из Корня, двигающаяся по центральному каналу вверх.

Лингам (लिङ्गं) – досл. Назначающий. Производитель Бинду, мужской половой признак. Ипостась Зачинателя, Шива.

Мантра (मन्त्र) – досл. - Упорядочивание ума. Ман – ум, Трайя – упорядочивание.

Нади (नाडी) – Система каналов, по которым движется Прана. Пассивные каналы направлены вниз, активные вверх. Основные каналы: ида (левый, идет от правого полушария мозга по левой стороне тела), пингала (правый, идет от левого полушария мозга по правой стороне тела), сушумна (центр, идет от промежности до макушки), гандхари (идет от уголка левого глаза до большого пальца левой ноги), хастиджихва (идет от уголка правого глаза до большого пальца правой ноги), пуша (идет от большого пальца левой ноги до правого уха), яшасвини (идет от большого пальца правой ноги до левого уха), аламбуса (начинается в анусе, заканчивается ртом), кухуратра (идет от горла до половых органов), шанкхини (начинается в верхней губе, идет между сушумной и гандхари, заканчивается в анусе), паясвини (идет вдоль пуша нади, заканчивается мочкой правого уха, управляется ношением серьги), варуни (находится между яшасвини и куху, заканчивается в анусе, управляет выделениями), вишвадхари (идет между хастиджихва и куху в области пупа), сарасвати нади (идет слева от сушумны, соединяет мозг и муладхару сознанием – читтой напрямую, канал мудрости, включается поворотом головы вправо), лакшми нади (идет вдоль пингалы, снизу вверх, находится с пингалой в резонансе и полной зависимости), медха нади (идет вдоль сушумны по передней стороне тела прямо от муладхары до сахасрары, канал самодисциплины, проток для возрастания Оджаса – силы воли).

Ом Тат Сат (ॐ तत् सत्) – Произнесение «Ом» делает сказанное исполненным, а действие – фактическим. Тат – Воспринимающий. Сат – Воспринимаемое. Сат происходит из Тат. Оба происходят из ОМ.

Пушан (पूषन्) – досл. Пышный, обильный. Эпитет, наименование состояния Таттвы. В математическом смысле может быть выражен, примерно, как – «абсолютная амплитуда всех вероятностей». В философском смысле прямых аналогий в русском языке нет.

Пуруша (पुरुष) – Потребитель, Наслаждающийся, Первопотребитель. Пур – город, Пуруша – горожанин. Есть версия о происхождении слова «Русский» от слова Пуруша, так как Пуруша – Порусский – Прусс - Русский, по сути, слово прилагательное, обозначающее свободного горожанина. В данном случае, горожанин города с девятью вратами, то есть, человеческого тела. Пуруша все время занят восприятием Пракрити.

Пракрити (प्रकृति) – Первопричина. Материя. Энергия восприятия, жена Пуруши.

Прана (प्राण) -  досл. Направо.  प्रा – жить, ण - направление. Неразрывно связана с дыханием, включает в себя варианты потоков, как восходящих или нисходящих, так и круговых, или пульсирующих.

Самьяма (सम्यङ्म) -  досл. Самовыключение. Состоит из трех этапов: дхарана – сосредоточение, дхьяна – созерцание, самадхи – полное восприятие.

Таттва (तत्त्व) – Совокупность всего, дословно – «это есть». Слитное существование Воспринимающего (изначального самого принципа восприятия) (तत्) Тат и Воспринимателей (способов восприятия) (ततो) Тато. Воспринимающий и Восприниматели вместе представляют из себя – одновременное единство и различие – ачинтья-бхеда-абхеда-таттва (अचिन्त्यभेदाभेद). Ачинтья – неизмеряемое; бхеда – единство; абхеда – различие.

Тапас (तपस्) – преодоление, терпение, волевое усилие. Страдание, в смысле - выполнение необходимой работы для достижения желаемого. Энергия импульса личной инициативы и мотивации.

Хамса (हंस) – Лебедь. Дословно Хам (हं) – выдох, Са (स)– вдох. Лебедь – это вахана, то есть - ездовое животное Брахмы, Смотрителя Мироздания. Брахман – смотритель, наблюдатель передвигается, оседлав выдох и вдох – Хамса, Лебедя, способного отличать существенное от несущественного.

Чакра (चक्र) – досл. Колесо. Чакры – центры взаимодействия, точки опоры базовых параметров состояния бытия отдельного воплощенного. Основных чакр всего семь. Взаимодействие и взаимовлияние чакр между собой проявляют индивидуальную композицию личности.

Шриватса (श्रीवत्स) -  досл. Шри – Удача, ватса – любовник. Знак особого расположения богини удачи Шри. Выглядит как бесконечный узел.

Янтра (यन्त्र्) -  досл. – Средство для упорядочивания. Ян - средство, Трайа – упорядочивание. Янтра – средство для упорядочивания инструментов восприятия, объединенных телом: чувства, ум, разум, сознание. Янтра может быть визуальная, вербальная, стихотворная, танцевальная и т.д.

 

 

Составил Сатья Шринатх (Сергей Залунин).