[1937 г.] Январь 27. Утром в парикмахерской встречаю Давида Борисовича Зелкинда. Кропоткинская, 21. Госмузей нового западного искусства. Залитые светом комнаты, знакомые картины: "Уголок сада в Монжероне", "Белые кувшинки" Монэ, "Весна" Редана и др.
Но есть и картины-незнакомки. Из последних сильное впечатление оставляет гармонией красок и смелой экспрессией "Осень" Стриенской, женщина - женщина с колчаном...
Визит в зоопарк. Холодно. Часть павильонов закрыта, но всё же приятно увидеть вновь неповторимого Мишку, ланцетика, террарий.
Гос. мед. научная библиотека НКЗ сейчас помещается рядом с Институтом невро-психиатрической профилактики (Садовая-Кудринская, 1), договариваюсь в библиографическом отделе с т. Ефремовой о подборе литературы по диссертационной теме.
Вечером в зрительном зале Инженерно-строительного института им. Куйбышева (ул. Кирова, Б. Козловский, 6) открытие съезда. На съезде присутствует т. Каминский*, министр здравоохранения Франции Анри Селлье**, представители Чехо-Словакии (так в тексте - А.К.).
После ряда приветствий т. Броннер*** делает двухчасовой доклад: "Основные задачи борьбы с венерическими и кожными заболеваниями в СССР в 3-й пятилетке".
На съезде встречаюсь с Дьяковым, Брагиным, Юриновым, Россиянским, Машкиллейсоном****, Зелкиндом, Берлиным, Абрамовичем, Дановичем, Россовым, Шамуйловым, Алексеевой, Сакулиним, Копыловой.
Юринов провожает до дома. В 11 часов вечера успеваю сделать визит Мирре Соломоновне Малкиной-Розенцвайг. Очень мило принимает и приглашает завтра зайти в клинику.
Январь 28. Б. Калужская, 16. В глубине зелёного просторного двора - старинные жёлтые корпуса 1-ой Градской больницы и среди них нервные клиники 2 МГУ академика Кроля - родина Минора, Гринштейна, Захарченко, Крамера - корифеев русской органической невропатологии.
Мирра Соломоновна ведёт на 2-ой этаж, где, как и у нас, в громадных палатах стоят по 12-16 коек, а часть коек прижалась к стенам коридора. Старший ассистент Златоверов, окружённый 3-4 интернами, делает поверхностный скучный обход.
Скворцов охотно показывает богатую аппаратуру клиники, увы, преимущественно французскую и недоступную для нас. Входит Кроль*****, любезно здоровается, упоминает о моих работах об опухолях спинного мозга в сборнике нашей клиники.
Долго смотрит олигосимптомного больного, специально приехавшего для установления диагноза из Тбилиси. На прощанье просит прислать в журнал наш доклад на съезде.
Златоверов объясняет свой способ исследования венозного давления. Неожиданно выясняется, что он работает в этом отношении под руководством Николая Александровича Фёдорова, ученика Никифоровского******, а кстати, и моего собственного.
В клинике встречаю Шугама - друга Шуры Чуевой. Из клиники иду в Серпуховский универмаг (на Добрынинской площади). Удачно покупаю полотно, 2 пары галош себе и Гале и прекрасные полуботинки.
Забросив покупки домой, заезжаю в библиотеку НКЗ, лично договариваюсь с д-ром Орловой о подборе литературы в неизменной столовой на Неглинной, и после непрерывных движений последних дней с удовольствием провожу вечер в тёплой и светлой комнате Мирры Соломоновны.
Часов в 11 возвращаюсь домой и кейфую, окружённый всеми московскими газетами.
* Григорий Наумович Каминский (Гофман, 1895-1938), революционер, общественный деятель, на момент, описанный в дневнике, - нарком здравоохранения СССР.
** Анри Шарль Селье (1883–1943) - французский политик-социалист.
*** Вероятно, Вольф Моисеевич Броннер (1976-1939), врач-венеролог, революционер.
**** Лев Николаевич Машкиллейсон (1898-1964) - русский, советский дерматолог, д.м.н., профессор.
***** Михаил Борисович Кроль (1879-1939) - русский невропатолог; академик АН Белорусской ССР.
****** Остальные доктора и ассистенты - под вопросом. Затруднительно найти без указания имён-отчеств... - А.К.
Продолжение следует