Мой любимый комик Луи СиКей так говорит про самоубийство: "Мир состоит из людей, которые до сих пор не покончили с собой, которые решили про себя этим утром: "Ладно, чёрт с ним... продолжу делать вот это всё ещё один день".
Мне кажется, эта невесёлая шутка в полной мере характеризует очень хороший американский мини-сериал режиссёра Лизы Холоденко "Что знает Оливия" (Olive Kitteridge, 2014). Фильм является тщательной и бережной экранизацией романа "Оливия Киттеридж" Элизабет Страут, получившего в 2009 году Пулитцеровскую премию. Холоденко и Страут — это такая творческая встреча, которая не разочарует и тех, кто сначала влюбился в книгу.
В четырёх сериях описаны 25 лет жизни провинциальной школьной учительницы по имени Оливия Киттеридж и её семьи — мужа Генри и их сына Кристофера, который из подростка постепенно превращается во взрослого человека. Семья живёт на Северо-Восточном побережье, в Штате Мэн. И главная героиня, потрясающе сыгранная Фрэнсис Макдорманд, как будто прорастает из фантастических пейзажей края с суровым климатическим характером. Оливия в фильме связана с почвой и в прямом, и в переносном смысле слова: она не желает никуда уезжать даже на короткое время, и часто проводит время в саду перед домом, отмеряя его состояниями и смену сезонов, и смену вех в своей жизни.
Героиня истории в хорошем смысле слова делит мир на чёрное и белое, доверяет своему мнению и обходится с людьми с той прямотой, которая одного человека может травмировать, а другого спасти. Во всём ощущается, что она — человек старой закалки, как будто явилась из другого времени, где ничего не знали про нетоксичное общение, толерантность, политкорректность и жили по суровым, но одновременно понятным правилам.
Оливия наказывает учеников, но заезжает к матери одного из них, чтобы помочь той справиться с депрессивным эпизодом; заметив ружьё в машине выпускника, проявляет не свойственную ей разговорчивость, чтобы отвлечь его от самоубийства, но при этом не считает данную сыну пощечину большим делом; она предположительно перешагнула через измену мужа, но не смогла её простить и ведёт себя с ним ошеломляюще сурово. Всё это осложняется тем, что бушующие внутри "северной ведьмы" страсти не находят выхода, поскольку ни себе, ни другим Оливия не даёт права на жалобы и жалость.
Они очень красивые и честные — эта женщина и её жизнь. Как пейзажи Эндрю Уайета — земляка героини, знаменитого художника-акварелиста, чьё творчество, несомненно, стало одним из визуальных референсов для режиссёра. Посмотрите, какое сходство:
"Что знает Оливия" — замечательный фильм о судьбе женщины, которой горестей и тяжелых переживаний было отмерено сполна, а счастье было дано только в мгновениях. Вы не встретите в нём ничего идеального: ни погоды, ни домов, ни фигур, ни отношений; зато в нём можно почерпнуть правила жизни, позволяющие стойко переносить её перипетии, например, такое: "Я не могу покончить с собой, пока не сдохла моя собака".