Омбудсмен Татьяна Москалькова порадовала снижением числа жалоб пациентов на врачей, не на много, но «результат эффективной политики государства» обнадёживает. Другие ведомства и организации совсем не на позитиве – объём претензий к медикам растёт, и виноваты в этом не пациенты.
«Ежегодно в мой адрес поступает порядка 2 тысяч обращений по вопросам охраны здоровья. Мы отмечаем тенденцию к снижению жалоб в этой категории. Считаем, что это результат эффективной политики государства в этой сфере», - сообщила Татьяна Москалькова коллегам по Евразийскому альянсу омбудсменов. В прошлом году ежедневно аппарат омбудсмена получал по 8 жалоб, в текущем году – 7 жалоб на день, и после изучения проблемы подтверждается только каждая третья претензия.
В Следственный комитет за день поступает вдвое больше заявлений, и также по каждому третьему возбуждается уголовное дело, до суда доводится 10%, оправдывают 8%. А ещё жалобы пишут в Минздрав, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, департаменты, депутатам, в пациентские организации, главврачам, наконец. Негативное отношение к медикам с подозрением в тотальной бесчестности вылилось в поддержанную депутатами общественную инициативу по запрету участия врачей в экспертизе медицинских ошибок.
«Необходимо ужесточить не только порядок проведения экспертизы, но и требования к экспертам и организациям, которые к ней могут быть допущены. Это не должны быть действующие сотрудники медицинских учреждений, государственных или частных. Для оценки таких случаев нужны полностью независимые эксперты, например, сотрудники вузов. Это поможет исключить пристрастность при вынесении заключения», — разъясняет предложение глава Общественной потребительской инициативы.
Экс-глава отдела по расследованию ятрогенных преступлений Главного следственного управления Дмитрий Зинин на форуме «Региональное здравоохранение – 2023» выделил первопричины всероссийского конфликта пациентов с врачами: «Именно коммерциализация отечественной медицины напрямую способствовала изменению менталитета врачей, ставших поставщиками медицинских услуг, и пациентов, ставших клиентами или покупателями».
По мнению следователя, терапевтическому сотрудничеству мешает лёгкость доступа к разнообразного качества медицинской информации, агрессивная некомпетентность пациентов и низкая этико-правовой культуры врачей. «Неспособность создания доверительных отношений врач скрывает демонстрацией своего опыта и умения и отсутствием времени, а также вольной трактовкой того, что медицинская помощь не равна медицинской услуге».
Жалоба – «одна из форм отстаивания гражданами своих прав и законных интересов. Но с каким умыслом направляются эти жалобы? Порой это вопрос. <…> проблема не в том, кто именно должен разбираться с врачебными ошибками, а в понимании самой сути преступлений и их профилактировании. Замыкать проблему внутри профессионального сообщества недопустимо. Нужно вдумчиво, комплексно, спокойно решать её совместными усилиями».
Нужно решать, однозначно, но как решать, если врачей отстраняют-отсекают-удаляют от участия в осуждении, если их не слышат?
Узнавайте о всех важнейших новостях отечественного здравоохранения раньше всех на портале МирВрача