Продажа продукции через сетевой маркетинг - это достаточно эффективный способ продаж, прибыльный и достаточно сложный в реализации. Иногда его ошибочно сравнивают с финансовой пирамидой и считают лохотроном. Но это не так. По построению пиромидальной структуры они схожи, но в финансовой пирамиде не присутствует товара,что указывает на обман низовых участников этой структуры. В сетевом маркетинге присутствует товар, они вполне легальны с точки зрения законодательства и люди продают реальный товар. Строится он по принципу тоталитарной секты, там присутствует идеологическая накачка и почти религиозного контекста. Только все строится на стимулировании людей заработать деньги, соревновательном методе и стадном инстинкте. Технически это выглядит так: организатор, имеющий некоторый актерский талант и разбирающийся в основах психологии, НЛП и социальной инженерии собирает из желающих заработать сообщество дистрибьютеров. С началом рабочего дня проводится сеанс коллективного внушения "дистрибьютерам" об уникальности их работы, что они не работники, а партнеры, должны идти к успеху и если будут усердно трудиться, привлекая новых адептов, то совсем скоро у них будет белый "Мерседес", апартаменты с видом на Красную площадь и вилла на Канарских островах. После такой обработки люди с горящими глазами и с тяжелыми баулами на плече разбегаются "в поле" и начинают отчаянно уговаривать всех встречных купить их уникальный продукт или стать партнерами "бизнеса". А чаще и то и другое. Этот способ продаж хорошо работал 20 лет назад. До того момента, как на всех предприятиях и организациях установили турникеты, пропуска и охранников. После этого людям с баулами стало сложно находить контакт с потенциальными покупателями.
Приведу конкретный пример из личного опыта, как 25 лет назад работал такой бизнес. Именно с такой компанией довелось сотрудничать лично в конце 90-х. Это была одна из МЛМ компаний, распространяющих литературу в г.Норильске. Руководил ей предприниматель, который хорошо разбирался в психологии и ранее позиционировал себя как экстрасенс (чуть ранее это также был востребованный населением бизнес). Он арендовал несколько технических помещений на первом этаже "гостинки",которые забил книгами. Одно помещение было специально отведено для проведения утренних "разнарядок" и вечерних подсчетов результатов работы. Там люди собирались, им проводился инструктаж с элементами агрессивной пропаганды, люди обсуждали свои успехи, стратегии, делили город на участки и выходили с большими сумками и горящими глазами "в поле". Поскольку конкуренции тогда не было ни какой, все участники неплохо зарабатывали. Каждый, кто приводил нового "адепта", получал с его заработка какой то процент. Это позволяло системе самовоспроизводиться. Если кто то уставал бегать в "поле", мог заниматься рекрутингом и зарабатывать с продаж новых членов коллектива. Т.е. конкуренции внутри сообщества не было. Наоборот, старые и опытные работники были кровно (рублем) заинтересованы в появлении новых, эффективно продающих людей. Они как могли помогали своим рекрутам: учили, стажировали, стимулировали строить свою "пирамиду" с которой также получали свою долю малую.
Эта система работала довольно долго. Возможно, она бы и сейчас продолжала работать, если бы руководитель в один момент не решил отойти от дел и вся пирамида быстро деградировала. Т.е. роль лидера и грамотного психолога в данном бизнесе имеет решающее значение, скрепляя коллектив.
В начале 2000-х ситуация начала постепенно меняться, появился интернет и постепенно люди учились получать информацию и делать покупки онлайн. Также бурно начала развиваться торговля через магазины, что создало конкуренцию и падение объемов продаж. Кроме того, цены стали уравниваться и делать накрутки в 2-3 раза от закупочной цены уже не получалось. А без большой наценки стимулировать всю цепочку агентов не получается. Поэтому большинство МЛМ компаний либо разорились, либо адаптировались к новым условиям. Такая торговля до сих пор существует, но уже не является такой агрессивной, как раньше. Как пример можно привести всем известные косметические МЛМ компании как Avon и Фаберлик. Последняя, используя свою сеть торговых агентов смогла попасть в политику: организовали свою партию "Новые люди" и даже пробились в Госдуму. Это говорит о том, что у сетевых структур есть большой организационный потенциал. Принцип строительства агентской сети у них тот же, хотя система стимулирования сильно усложнилась. Зато сейчас они не заставляют людей выходить "в поле", а привлекают работников организаций, предлагая им подработку и даже детям от 14 лет предлагают.
Если создавать новую компанию с сетевой структурой, то при наличии опыта в психологии, управления продажами, определенном складе ума можно создать даже практически без финансовых вложений. Для этого нужно иметь возможность работать с товаром, удовлетворяющим следующим критериям:
1. Высокая добавленная стоимость;
2. Хороший стабильный спрос или иметь возможность создать спрос искусственно;
3. Уникальность продукта;
4. Наличие стабильного производителя, готового заключить договор на эксклюзивное распространение продукции. А в идеале - быть самому таким производителем.
Делаем вывод: даже в настоящее время, можно создавать сети МЛМ обладая определенными навыками и под определенные виды продукции.