Найти в Дзене
частные суждения

Спонсор Спартака.

Нет, речь не о спортивном клубе с таким названием, а о том самом, великом гладиаторе и воине, поставившем на уши всю Римскую Империю. Двадцать один год тому назад Андрей Валентинов написал книгу «Спартак», я её периодически перечитываю. Перечитывал и сейчас, и наткнулся на одну незамеченную автором возможность. Валентинов, профессиональный историк, в этой книге размышляет не только о личности самого Спартака и о его военных победах, но и том, кто этому самому Спартаку мог помочь, и чем конкретно.

Спартак. Иллюстрация с обложки первого издания книги Валентинова.
Спартак. Иллюстрация с обложки первого издания книги Валентинова.

Среди возможных союзников Спартака Валентинов называет:

  • марианцев, недавно проигравших гражданскую войну и жаждущих реванша
  • Сертория, мятежника и сепаратиста, воюющего против Рима в Испании
  • Митридата, царя Понта, воюющего против Рима в Малой Азии
  • италиков, то бишь нелатинские народности Италии, недавно потерпевшие поражение в так называемой Союзнической войне

Спартак из одноимённого американского сериала.
Спартак из одноимённого американского сериала.

Валентинов рассуждает так — у Спартака изначально было около 70 товарищей-гладиаторов, вместе с ним бежавших от ланисты Батиата. Через некоторое время спартаковцев набралась целая тысяча, затем десять тысяч, а затем и ещё больше. Причём от 70 человек до 10 тысяч воинство Спартака выросло всего за год. Для этого были нужны офицерские кадры (тут италики и марианцы очень пригодятся, как имеющие военный опыт, притом воевавшие не где-то за морями, а здесь же, в солнечной Италии), оружие, продовольствие и самое главное — деньги. Если деньги есть, то остальное можно купить.

Армия Спартака, кадр из тоге же сериала.
Армия Спартака, кадр из тоге же сериала.

Откуда у Спартака деньги, которых хватило на годичное содержание многотысячной армии? Когда эта армия у него уже была, то она сама себя снабжала, захватывая римские города и поселения. Когда со Спартаком было меньше сотни его товарищей, то они могли как-то прокормиться грабежом на дорогах у Везувия. А вот в промежутке, когда народу уже много, но города брать штурмом эта толпа разного сброда (в основном беглых рабов) ещё не умеет? Если у Спартака деньги были, то всё понятно — договорился с крупным купцом (а лучше с одним из его управляющих), который какой-нибудь близлежащий город продовольствием снабжает, сунул ему мешочек золота, тот добавил к каравану ещё десяток телег, которые потом в местном лесу случайно затерялись…

Древнеримские золотые монеты.
Древнеримские золотые монеты.

Если всё делать аккуратно, никто посторонний и не заметит. Но это если есть деньги, причём платить придётся не по рыночной цене, а куда дороже, иначе ведь купец (или его управляющий) не согласится пойти на риск. Ведь если узнают, что он разбойников подкармливает, ему не поздоровится. Римские власти такие шутки не прощали. Так что нужны не просто деньги, а наличность, желательно в виде компактной золотой монеты. И где её взять?

Современная реконструкция внешнего вида древнеримской виллы.
Современная реконструкция внешнего вида древнеримской виллы.

Кое-что можно найти в заначке на какой-нибудь римской вилле, которую беглые гладиаторы ограбили. Возле Везувия таких вилл имелось некоторое количество и конечно, шайка Спартака не упустила случая их навестить с дружеским визитом. Но много ли в тех заначках золота хранилось? Требовалось намного больше, и это «больше» Спартаку кто-то дал. Серторий с Митридатом, как считает Валентинов? Может быть и так, но они далеко за морями, к тому же воюют, между ними и Италией, помимо расстояния, ещё и римские легионы. Послать-то золото морем они могут, да вот только доплывёт ли оно? Помимо римского военного флота там ещё и пиратов полным-полно.

Киликийский пират, кадр из сериала «Спартак».
Киликийский пират, кадр из сериала «Спартак».

Валентинов предположил, что с пиратами договорились и использовали их как курьеров. Точнее, как инкассаторов. Но ведь любому пиратскому капитану, для такого дела нанятому, тут же придёт в голову простенькая мысль — зачем довольствоваться оплатой за перевозку золота, когда это золото можно забрать себе? Потом в ближайшем киликийском порту махнуться кораблём с коллегой по опасному бизнесу и ищи его по всем морям… Пираты в таком деле крайне ненадёжны, а свой корабль может оказаться в лапах римлян или тех же пиратов… Как заморским спартаковским спонсорам деньги быстро и надёжно переслать? Да и были ли те спонсоры?

Митридат VI Евпатор, враг Рима.
Митридат VI Евпатор, враг Рима.

В реальной истории, хоть Спартак развернулся вовсю и погулял по Италии от души, ни Серторию, ни Митридату это ничуть не помогло. Римляне всё равно их добили, не особо на Спартака отвлекаясь. Не надо было быть гением, чтобы понять — мятеж любого масштаба в Италии внешних врагов Рима от военного разгрома не спасёт. Исходя из этого можно сделать вывод — Спартака финансировал кто-то более близкий, в самой Италии живущий. Марианцы или италики? Среди них были очень богатые люди... ключевое слово «были», поскольку после поражений Рим их ограбил до нитки, а самих либо поубивал, либо в рабство продал, вместе со всеми чадами и домочадцами. Немногие выжившие скрывались и крупных капиталов у них уже не оставалось.

Квинт Серторий, иллюстрация Жана Расина, XVII век.
Квинт Серторий, иллюстрация Жана Расина, XVII век.

Но был один (это важно, ведь если спонсоров несколько, то между ними сразу спор начнётся, кому сколько платить и почему именно столько… да и риск, что кто-то стукнет властям, с увеличением количества посвящённых в тайну растёт в геометрической прогрессии) римлянин, у которого заведомо хватало денег на содержание легиона, и даже не одного. Притом легиона, полностью вооружённого и снабженного всем необходимым по полному штату. Впоследствии это было доказано на практике, при подготовке военной экспедиции против Парфии. Этот человек считался одним из самых богатых людей во всей Империи. Впоследствии он прославился как победитель Спартака. Звали его Марк Лициний Красс.

Марк Красс в сериале «Спартак».
Марк Красс в сериале «Спартак».

Но зачем Крассу давать деньги каким-то лесным разбойникам? Чтобы Риму, то есть самому себе, как римскому гражданину, лишних проблем создать? Да, именно для этого. У Красса была совершенно отвратительная репутация среди сограждан. В частности, Красс содержал несколько пожарных команд. Эти команды тушили пожары, регулярно случавшиеся в городе Риме, столь ловко, что хозяину либо приходилось выплачивать им крупную сумму, либо его дом сгорал дотла. А участок потом выкупал сам Красс, по не слишком высокой (куда погорельцу деваться) цене. В случае со Спартаком Красс провернул в точности такой же трюк, но уже в масштабах не города Рима, а всей Италии. Помог разгореться пожару, который затем героически потушил.

Скульптурный портрет Марка Красса.
Скульптурный портрет Марка Красса.

Нажился ли Красс на этом? Может быть, ведь если у тебя очень много денег и связей, то зная о предстоящих народных бедствиях, можно много куда инвестировать с высокой прибылью. А ещё можно поучаствовать в ликвидации последствий. Например, разрушенные спартаковцами римские города помогать отстраивать. В строительных подрядах Красс и прежде активно участвовал, но тут масштабы намного большие. Армия Спартака прошлась по богатейшим римским землям подобно саранче и для восстановления хозяйств требовались гигантские вложения, дававшие впоследствии столь же гигантские доходы. Ещё можно было у выживших владельцев тех вилл, что спартаковцы разорили, эти самые виллы выкупать по сходной цене, а потом продавать уже по другой… Но главным мотивом Красса могли быть вовсе не деньги.

Марк Красс думает о высоком. Или о низком. Кадр из сериала «Спартак».
Марк Красс думает о высоком. Или о низком. Кадр из сериала «Спартак».

Попробуем мысленно поставить себя на место Красса. Вы очень богаты и при этом честолюбивы. Одних лишь денег вам мало, хочется ещё и власти, а также уважения сограждан. Но сограждане вас ненавидят и, увы, есть за что. Так ненавидят, что до начала спартаковского мятежа Красс никаких заметных должностей не занимал. Что для римского гражданина такого уровня богатства и влиятельности было нонсенсом. Но увы, в Риме господствовала демократия и сограждане выбирать Красса не хотели. Значит, надо было эту демократию того… не ликвидировать совсем, просто чуточку отодвинуть в сторонку. Что и произошло — когда Спартак усилился настолько, что угрожал уже самой столице (римские авторы его сравнивали с Ганнибалом, величайшим из врагов Рима), Крассу в обход демократических процедур дали особые полномочия и выделили целую армию.

Гней Помпей Магн, вечный соперник Красса.
Гней Помпей Магн, вечный соперник Красса.

Чтобы добиться политического успеха, в Риме того времени требовались военные победы. Именно так возвысились два других триумвира, коллеги Красса по высшей власти: Юлий Цезарь и Гней Помпей Магн. Чтобы эти победы были, нужны как минимум две вещи: сильный враг, желательно угрожающий самому существованию римского государства, и армия, подчинённая лично тебе. Вот только армия в Риме подчинялась двум консулам, а вовсе не Крассу. Самого Красса не то, что в консулы, но даже в преторы не избирали.

Спартак с соратниками, постер сериала.
Спартак с соратниками, постер сериала.

Крассу помог Спартак. Он разбил обе консульские армии, причём настолько быстро и жестоко, что уже никто из влиятельных римских политиков встать во главе вновь набранных легионов не стремился. Вот станешь ты главкомом, поведёшь людей на битву со Спартаком, он тебя победит как побеждал всех (вообще всех!) прочих римских полководцев, с ним воевавших… даже если выживешь, не только из главкомов, но вообще из политиков тебя выгонят, причём с позором. Кому и зачем нужно такое «счастье»? Вот тогда-то Красс и вылез с предложением — раз никто не хочет армией командовать, то давайте я этим займусь.

Красс на посту командующего. Кадр из сериала.
Красс на посту командующего. Кадр из сериала.

Враги Красса (каковыми были многие римские политики и почти все простые граждане) были в восторге. Вот ведь дурень, сам в ловушку залез. Ведь гиблое же дело — со Спартаком воевать. Но Крассу через некоторое время, после долгого маневрирования, улыбнулась удача. Восставших гладиаторов он разбил. Хотя ни прежде, ни после, особыми военными талантами не отличался. Да и не особыми тоже. Но вот как-то получилось. Разумеется, у него были толковые консультанты. Кадры себе подбирать Красс умел просто отлично, это все его современники отмечали. Только ведь и предыдущие римские военачальники были мягко говоря не глупее и притом намного опытнее. Что же Крассу помогло?

Спартак среди друзей и соратников. Кадр из сериала.
Спартак среди друзей и соратников. Кадр из сериала.

Предположим, что Красс в самом деле посылал Спартаку деньги, необходимые на содержание его войска. Что он за эти деньги получал, помимо устной благодарности? Что вообще Спартак и его соратники могли римскому олигарху дать такого ценного? Награбленным делиться? Так оно небось и десятой доли от спонсорской помощи не стоило. На самом деле то, что получил Красс, стоило намного больше, чем любые материальные ценности. Агенты Красса, доставлявшие деньги в лагерь Спартака, получали возможность в этом самом лагере вербовать агентуру. Да и сами, держа глаза открытыми, узнавали о мятежниках многое. То, чего не знали и не могли знать другие римские военачальники, со Спартаком воевавшие.

Сильная независимая женщина сражается с римским патриархатом. Кадр из сериала.
Сильная независимая женщина сражается с римским патриархатом. Кадр из сериала.

Через своих людей Красс получил самое ценное — понимание того, как устроена армия Спартака, как действует его штаб, как и с кем обсуждаются планы… он знал, как Спартак воюет, как он думает, чего и какими средствами добивается. Благодаря этому знанию Красс мог предвидеть действия Спартака, что не удавалось прежде никому из римлян. Конечно, чтобы разбить мятежников в первом же бою, этого было мало. Крассу требовалось привести в порядок свои набранные из кого попало легионы (чего он добился самыми жестокими средствами), нужно было обкатать их в боях, нужно было вымотать армию Спартака. Но в целом с задачей Красс вполне справился. Причём вовремя, до подхода вызванного на помощь из Испании Гнея Помпея, с которым иначе пришлось бы делиться славой.

«Кто молодец? Я молодец!» мог бы сказать о себе Красс.
«Кто молодец? Я молодец!» мог бы сказать о себе Красс.

Красс сделал ставку на Спартака, очень затратную (содержал сперва меньше, а затем много больше тысячи воинов, почти год) крайне рисковую (любая утечка стала бы для него смертельной, чему свидетельством судьба менее удачливого Катилины), но в случае успеха буквально катапультировавшую его в самый высший эшелон власти. И его ставка, как мы знаем из истории, сыграла. Красс победил. А Спартак, при всех его талантах, удаче и воинском искусстве, оказался лишь жертвой, закланной на алтарь величия Марка Лициния Красса.