Есть очень много всего, что мы делаем на автомате. Это как ходьба, езда на велосипеде, завязывание шнурков у ботинок. Мы это делаем, вообще не задумываясь, что именно мы делаем.
Если нам улыбнулись, мы, скорее всего, улыбнемся в ответ. Если нам протянули руку для рукопожатия, мы сделаем ответный жест (чтоб не обидеть человека, это впаяно воспитанием). Автоматические, неосознаваемые паттерны общения формируются у человека с детства, в семье.
Есть такое понятие "семейная динамика" - это процессы, которые происходят и происходили с семьёй на протяжении её существования. Это включает в себя коммуникацию, конфликты, взаимодействие и развитие отношений внутри семьи. Это вся история семьи на много поколений назад. Семейная динамика такова:
- на неё влияет то, как люди видят себя, других и окружающий мир
- она влияет на наши взаимоотношения, поведение и благополучие
- на неё влияют семейные стереотипы и травмы предыдущих поколений (даже если в настоящее время с этими членами семьи практически нет контактов). Семейная динамика складывается и из того, что мы автоматически делаем на постоянной основе каждый день. Как говорят буддисты, "Посеешь привычку - пожнёшь характер. Посеешь характер - пожнёшь судьбу". Автоматическое поведение в треугольнике Карпмана с каком-то создаёт судьбу.
Мы включаемся в токсичное взаимодействие мгновенно, это наша привычка. В семейном драматическом треугольнике (треугольнике Карпмана) есть три роли:
Жертва - Спасатель (Герой) - Преследователь (Злодей). Мы можем последовательно выполнять все три роли, если определенная роль не дает нам желаемого (и желание это часто не осознается). В семье каждый человек может играть свою роль (например, вечный Козёл Отпущения). Мы можем проигрывать все эти три у себя в голове во время руминаций ("мыслекруток", если по-простому).
Я опишу автоматические мысли-чувства-действия каждой из 3-х ролей.
Итак, Спасатель
Мысли: “Я в порядке, а ты нет, так что я тебя помогу”, “Ему нужна моя помощь”, “Я должен это исправить”, “Если я буду хорошо заботиться об окружающих, я буду достоин находиться среди них”, “Если я хороший человек, я должен помочь”
Чувства:
- страх быть ненужным
- если не спасает Жертву: возникает вина, тревога, стыд, чувство долженствования,
- чувство востребованности, включённости, дееспособности, когда “жертва” находится в зависимости
-чувство превосходства над Жертвой
- когда человек не принимает их помощь: они чувствуют себя преследуемыми, отвергнутыми, недооцененными и обиженными
- Спасатель обижается, раздражается, злится, когда устает от чрезмерной помощи (тут он может перейти в роль Преследователя)
Действия:
- не фокусируется на себе и своей жизни, в которой может быть полнейший бардак и хаос
- фокус внимания Спасателя весь на оказании помощи Жертве
-Спасатель "ловит рыбу" за Жертву (есть поговорка: "Помогает тот, кто не рыбу дает, а учит ее ловить". Спасатель поступает наоборот)- взращивает в Жертве зависимость и делается незаменимым
- вмешивается, когда его не просили, чтобы спасти положение
- путает зоны ответственности. Он берет на себя ответственность за проблемы другого человека
- ищет одобрения, помогая другим (либо похвалы, либо просто признания его достойным быть с ними)
- Спасатель не имеет границ, он не знает об их существовании. Поэтому он всё время нарушает чужие границы и не может устанавливать собственные
Преследователь
Мысли:
- "я прав, а они не правы"
- "я в порядке, а они все - нет"
- "нужно делать только то, что я говорю"
- "я прав во всём!"
- "я лучше знаю"
- "я знаю, как решить проблему”
- "я должен победить"
- "это твоя вина!"
- "я знаю лучше!"
- "если не послушают меня, то получат по заслугам"
- ригидность мышления
Чувства:
- разочарование
- презрение
- самодовольство и ощущение наделенности правами
- наслаждение властью
- чувствует себя властителем, потому что оскорбляет жертву
- настороженность
- желание обороняться (из-за ощущения, якобы, на него напали, ущемили его права)
- злость, обида и желание мести
- страх утери контроля и власти
- ощущение полновластия и самоуважения за счет запугивания жертвы
- ощущает недостаток уважения со стороны окружающих
- стыд, одиночество
Действия:
- критика, обвинения, тычки
- властвует и злоупотребляет властью
- пассивно-агрессивное поведение
- критикует, дразнит, стыдит,
- покровительствует
- говорит высокомерно с людьми
- доминирует, манипулирует и контролирует
- прибегает к травле в попытке решить чью-то проблему ("заслуженно" издевается над одним, чтоб помочь другому)
- оказывает скрытую или явную власть над другими
- жестокое обращение с тем, кто слабее, находится в зависимости от Преследователя
- насилие: эмоциональное, финансовое, физическое и/или сексуальное
Жертва
Мысли:
- “я не в порядке, но ты в порядке, так что исправь меня”
- “у меня никогда не бывает передышки”
- “это не моя вина”
- “моя мечта неосуществима”
- “бедный я, бедный!”
- “почему это всегда происходит со мной?”
- “никто вообще не понимает, каково мне приходится!”
- "Господи, за что?!"
- "мне должны помочь, потому что мне хуже всех"
Чувства:
- беспомощность
- безнадежность
- бессилие
- чувствует, что ей должны делать скидку из-за её обстоятельств
- повышенная чувствительность
- угнетенность
- чувство неспособности справиться
- чувство, что все её неправильно понимают
- чувство попадания в ловушку
- чувствует, что о ней заботятся
- чувствует себя любимый
Действия:
- избегает ответственности, обвиняя и придумывая оправдания
- реагирует на проблемы и драмы
- не противостоит Преследователю
- может дистанцироваться
- мало энергии для постоянных и последовательных действий
- ищет Спасителя, который подтвердил бы её мысли, чувства
- отказывается принимать решения, решать проблемы,
- сдается и ничего не делает
- отказывается получать помощь, менять поведение
- не заботится о себе
- давит на чувство вины и на жалость, ищет сочувствия, чтобы удовлетворить свои потребности
- действует из чувства бессилия
Таковы автоматические паттерны, удерживающие человека в токсичном и манипулятивном взаимодействии.
Этот цикл может быть навязчивостью (когда никто извне не заставляет в нём быть), он может поддерживаться страхом человека и он может быть под контролем других участников треугольника (они так просто не отпускают).
Мы хотим, чтобы сначала изменился другой человек, а потом мы подумаем об изменении себя, своих мыслей, чувств и действий...
И так мы продолжаем цикл бега по треугольнику...
Автор: Александра Глебова
Психолог, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru