Найти тему
Вольный Странник

30 октября – день памяти священномученика Неофита (Любимова)

Сначала он был учителем. Одиннадцать лет преподавал русский язык, историю, Закон Божий. Работал в Симбирске – в женской гимназии, в кадетском корпусе. Очень старался, чтобы женщины тоже получали образование. Говорил, что мать передает своим детям главные основы и учит самому процессу приобретения знаний. От матерей зависит развитие  всего народа – и умственное, и духовное. Учил, что нельзя отделять образование от воспитания.

А потом стал священником. Служил тридцать три года. И продолжал преподавать. Священническое служение он считал очень высоким призванием: «Не требуйте от меня уклонений от прямого долга, не желайте человекоугодничества, чтобы чрез это мне заслужить ваше расположение... Что до меня, буду служить спасению вашему, не щадя ни сил, ни здоровья, ни спокойствия, верой и правдой, со всею ревностью».

Рядом с отцом Неофитом Любимовым стоит Николай Варжанский
Рядом с отцом Неофитом Любимовым стоит Николай Варжанский

В 1902 году его перевели в Москву. Отец Неофит служил в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище и вел очень активную просветительскую работу. Читал лекции для рабочих, организовал издательство.

Зять отца Неофита – Николай Варжанский – тоже был активным миссионером, боролся с сектами. В 1918 году его арестовали. Отец Неофит написал письмо самому Ленину. Объяснял, что Николай арестован по ошибке, что случайно зашел туда, где производился обыск. Просил помочь в память об отце. С родителями Ленина батюшка работал в Симбирске. Был соратником в педагогических трудах. Молился об отце Ленина, когда тот умер.

На это письмо он ответа не получил. Николай домой не вернулся. Сейчас он прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских.

Последним местом служения батюшки была церковь святителя Спиридона на Козьем болоте. Через два месяца после ареста зятя он отслужил панихиду по новопреставленному бывшему царю Николаю. Вечером того же дня за батюшкой пришли.

Его обвинили в агитации против советской власти и вскоре расстреляли на Калитниковском кладбище.

© Мария Тряпкина

Издательство «Вольный Странник»