Друзья, поделюсь с вами немного частью жизни, скрытой от публичных глаз. Во-первых, я сейчас в совершенно цейтнотном режиме, потому что делаю небольшой образовательный проект на международном рынке. Про это пока рассказывать рано. Но когда-то расскажу. Во-вторых, ко всей своей дикой занятости (просветительская деятельность, музей науки в Москве, проекты со школами, обучение педагогов) я ещё ввязалась в одну авантюру. Пошла в менторы…
Знаете ли вы, что это за роль такая? Раньше мы это называли наставничеством, но в последнее время закрепился профессиональный термин – ментор. Это профессионал, который передаёт свой опыт, знания, экспертизу менее опытному специалисту. В принципе, наставник – вроде бы о том же самом, но я далее применительно к проекту, в который я попала, буду употреблять термин «ментор» по двум причинам. Во-первых, всё-таки после вхождения этого термина в русский язык, мне кажется, стала ощущаться разница. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что наставником можно быть вполне стихийно, а когда речь идёт о менторстве, это всё же некий более формализованный процесс, в котором тебя назначают в качестве ментора твоему менти (это тот, который менее опытный), а менти под его запрос подбирают ментора. Во-вторых, именно этим термином пользуется сама программа, в которую я вошла.
А программа называется «Менторская программа для лидеров образования». Её организовала Галина Ларионова, известный эксперт в области образования и управления персоналом. В целом, я пошла в программу, потому что увидела много лично мне знакомых фамилий в команде организаторов. Например, собеседовала меня Ирина Шатова, директор очень классной школы «Олимп-плюс», и в процессе собеседования у нас возникло желание вместе поработать, я как ментор, она как менти, но оказалось, что программа такое не разрешает. Член команды организаторов не должен смешивать свои роли и не может быть менти. Ну, ничего страшного, мы с Ириной уже договорились о других совместных проектах.
Мне уже подобрали менти (кстати, есть в русском языке одно слово, как его назвать?) И мы даже уже пару раз встретились. Её зовут Дарья, это прекрасный учитель биологии, по совместительству координатор в ещё одной моей любимой IB-школе Adriatic в Черногории (туда за последние полтора года уехала куча очень крутых учителей, многих из которых я знаю). Дарья с сентября взяла на себя новую роль (как раз координатора), и запрос на менторство как раз об этом. Нащупать себя в этой роли, определить свой лидерский стиль, подобрать эффективные инструменты управления педагогическим коллективом. На первой встрече выяснилось, что Дарья до отъезда работала в моей любимой «Европейской гимназии». Обе немного понастальгировали и утёрли слезу. Мой сын до сих пор на вопрос про идеальную школу называет именно её. А Дарья сказала, что ни до, ни после «Европейской» у неё не было такого классного и поддерживающего коллектива и такого крутого директора (имеется ввиду Иван Боганцев, который уже тоже уехал). Убедилась в очередной раз, как много зависит от хорошего директора в коллективе, послушав про Ивана и про школу в целом классные истории. Мы наметили план встреч, раз в 7-10 дней. Я очень надеюсь, что смогу стать для неё хорошим ментором.
Почему я пошла в программу? Нет, не из-за денег. Мне за это не платят. Возможно, дальше менторам будут платить, но сейчас это первый запуск, как будто бы экспериментальный. Наоборот, нам всем, менторам и менти предложили в форме донатов помочь проекту встать на ноги. Проект классный, мне нравится, я обязательно помогу. Так вот мой мотив таков. Я уже какое-то время периодически выполняю роль наставника. Для своих непосредственных сотрудников. В своё время чтобы вырастить управляющего в своем бизнесе я примерно год была наставником. Я являюсь наставником для педагогов, которые работают со мной в индивидуальном режиме. Порой на проектах в школах приходится стать наставником для директора или кого-то ещё в управленческой команде. Ведь чтобы внедрить какое-то изменение в школе, чтобы это изменение пронизало всю культуру, измениться должны на самом верху. К примеру, невозможно в школе внедрить инструмент обратной связи, которым будут умело и виртуозно пользоваться учителя, если руководство не умеет дать качественную обратную связь учителям. Вот в такие моменты ты и ментор, и коуч, а если вовремя не выставить границы, то есть риск и психотерапевтом стать.
Опыта менторства много, но всё это было стихийно, по наитию. Мне захотелось его формализовать, понять, как быть хорошим, правильным ментором, раз уж я всё равно это делаю. А заодно помочь прекрасному человеку из Adriatic, ну и потусоваться в классном сообществе единомышленников в сфере образования. Команда там, и правда, классная собралась. На одной волне.
Я верю в силу наставничества. Я считаю, что только через наставничество может ожить наша массовая школа. Я так много и так часто вижу абсолютно потерянных молодых учителей, которые рассказывают, как они пришли в школу, и их словно бросили в бассейн без воды: «Плавать научишься, воды нальём». Только вода – это педагогические инструменты, методы, приёмы, технологии. Из вуза почему-то они это не выносят (я перестала, если честно, понимать, что сейчас происходит в педвузах), а в школах только единицам везёт и с первого дня для них включают программу адаптации и наставничества. Те, кому везёт, довольно быстро становятся классными учителями.
А вы что думаете о наставничестве? Был ли у вас наставник в профессии (неважно, учитель вы или нет)? Были ли вы для кого-то наставником? Как вам этот опыт?
А я, пользуясь случаем, поделюсь пользой. Традиционно в преддверии курса я провела бесплатный вебинар «Дети перестали задаваться вопросами или взрослые не очень умеют этому научить?» На вебинаре рассказала, действительно ли они перестали, если да, то почему и как это исправлять. И подробнее про курс рассказала тоже. Запись вебинара тут по ссылке.