Найти в Дзене

О консолидации товаров при отгрузке со склада

Мы уже неоднократно говорили о том, что в распределительном центре, занимающемся обработкой автозапчастей, обычно есть несколько зон хранения с различными параметрами продукции (здесь, здесь, здесь и здесь) и методами подбора (здесь, здесь, здесь и здесь). Проще говоря, в одном здании находятся несколько «складов», которые хранят и отбирают продукцию из мест хранения по разным правилам. Однако продукция этих «складов» предназначается для одних и тех же получателей. То есть для транспортных целей все заказы после сборки в разных местах вполне логично консолидировать и отгружать вместе. В теории все выглядит очень просто и очевидно. Но на практике мы сразу же сталкиваемся с двумя принципиальными и менее очевидными вопросами, на которые я постараюсь сегодня ответить.

Первый вопрос: стоит ли консолидировать товары с разными параметрами хранения в общие грузовые места (например, добавлять продукцию из мезонина в короба с продукцией из зоны стеллажного хранения). По задумке это поможет либо лучше утилизировать многооборотную тару, если она применяется (и следовательно, повысить коэффициент использования грузового пространства), либо сократить расход картонной упаковки. Но у такого решения есть несколько минусов. Во-первых, консолидируя товары с разными массо-габаритными параметрами мы гарантированно получаем негативный эффект по качеству (простые правила, такие как «Тяжелое вниз, легкое наверх» не будут соблюдаться в 100% случаев, повреждаться товаров внутри транспортной упаковки будет больше). Во-вторых, поскольку скорость отбора в разных зонах не одинакова, собранный в одной зоне товар в неупакованном виде должен будет где-то располагаться и ожидать окончания сборки в другой зоне. Получаем негативный эффект по пространству (поскольку мы не сможем завершить упаковку грузового места и разместить его в стейджинг / транспортное средство, пока не завершим весь отбор во всех зонах).

Второй вопрос: следует ли при консолидации в общие грузовые места допускать такую операцию для зон с разными методами подбора (пакетным и кластерным). Здесь фактор, который влияет на решение, снова пространство. При пакетном отборе (batch picking или consolidated picking method), когда мы говорим о распределительном центре с большим количеством адресов отгрузки, необходимо пространство для одновременного размещения грузовых единиц под каждого клиента, в которые в данную смену осуществляется сортировка. Если зона, в которой осуществляется кластерный отбор (cluster picking или pre-consolidated picking), полностью обрабатывается в первую очередь, и сортировка товаров из зоны пакетного отбора осуществляется в уже частично наполненные грузовые единицы из зоны кластерного отбора, то межзонная консолидация может иметь смысл (опять же при допустимости негативного эффекта по качеству бизнесом). Если же сборка во всех зонах осуществляется одновременно (как это происходит чаще всего), то величина необходимых для таких операций площадей перекроет почти любую выгоду от самой консолидации.

То есть, консолидировать товары в обоих случаях имеет смысл только если на складе есть достаточно свободных площадей для организации масштабной зоны консолидации (крайне редкая ситуация), а также эффект от снижения расходов на транспорт превышает возникающие издержки по качеству.