Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981) – писатель, спортивный журналист и поэт. Его история полна контрастов, взлетов и падений, отражая волнения в литературе и обществе его времени.
- Хотя имя Трифонова сегодня не на слуху, он сам и его работы повлияли на писателей конца XX века, а те, в свою очередь, на современных. Потому интересно и важно изучить это звено русской литературной эстафеты.
Блестящий старт
В 44-ом году Трифонов начинает обучение в Литературном институте им. Горького. В институт он идет с намерением стать поэтом, но судьба распоряжается иначе: его стихотворения не проходят приемную комиссию, но благодаря прозаическому произведению Трифонов поступает.
Как отмечали впоследствии литературоведы и другие писатели, Трифонов-прозаик сохранил любовь и навык к поэтической форме: выбор слов и построение фраз в его произведениях часто будут подчинены стихотворным размерам.
Первый крупный успех Юрию Валентиновичу принесла дипломная работа – повесть “Студенты”. Эта история об устремлениях и мыслях послевоенного поколения была напечатана в журнале “Новый мир” (один из старейших журналов, существует по сей день), переведена на иностранные языки, а также отмечена престижной Сталинской премией.
Черная полоса и поиски
Казалось бы такое успешное начало – подарок для старта карьеры молодого автора. Но над писателем нависла тень, начало которой положила досадная ошибка: Трифонов не указал в анкете об аресте своего отца.
В последующие годы его литература отражает рефлексивность его жизни: поездки, переделки работ. Одна из его книг, “Утоление жажды”, выдвигается на Ленинскую премию. Также Трифонов обращается к спортивным рассказам. В это время он приходит к одной из самых часто исследуемых тем: как страна, люди жили после революции.
Дом на набережной
Следом за этим Трифонов пишет “Московские повести”, в числе которых – “Дом на набережной”, одно из самых известных произведений писателя. Как и во многих произведениях до того, здесь Трифонов ссылается на судьбу своего отца, Валентина Андреевича, революционера, арестованного и расстрелянного за “троцкизм”. В “Доме на набережной” Трифонов обозначает жизнь и страхи интеллигенции в период сталинизма.
Далее и до самой смерти Трифонов продолжает писать. После выхода “повестей” формируется неофициальная “трифоновской школа”, Юрий Валентинович помогает молодым литераторам.
Хотя большинство романов Трифонова остались неизвестны читателю, они оставили свой след не только в истории прошлого, но и в историях будущих поколений писателей. Автобиографичность его работ, требующая смелости и во времена свободы слова, рефлексия над расстрелом отца, поиск места в жизни и послевоенное стремление к будущему – все эти вещи делают творчество Трифонова не только памятником литературы XX века, но и вневременным проявлением человеческого духа, ума и устремлений.