24 октября патриарх Кирилл встретился со студентами Московского педагогического государственного университета. Вопросы задавали студенты вуза. Одна из студенток спросила про демографию в России и то, как РПЦ борется с негативными проявлениями в этой сфере.
Патриарх Кирилл отметил, что в России "действительно недостаточная рождаемость, и последствия для страны могут быть катастрофическими". Затем он плавно перешел к проблеме мигрантов:
Мы великая страна, у нас огромные просторы, но у нас не хватает людей. А ведь общество развивается, и кому-то надо работать, — вот и появляются гастарбайтеры, которые вначале выглядят как совсем чужие, иностранцы. Не умеют говорить, потом немножко начинают общаться по-русски, а потом женятся на русских, прописываются, становятся гражданами… Как будто в этом не должно быть ничего плохого, но есть один риск: такого рода люди не становятся нам близки ни по вере, ни по культуре. У них своя вера и своя культура. Образованный, интеллигентный русский человек должен с уважением относиться и к вере, и к культуре других людей, но если иная вера, иная культура будут так распространяться, что в какой-то момент они сравняются или, не дай Бог, станут доминировать, то мы потеряем страну, мы потеряем свою идентичность.
С точки зрения национальной безопасности - я полностью согласен с патриархом Кириллом. И дело даже не в культуре в целом, или религии, но в ценностях, которые исповедуют люди, приезжающие сюда на заработки из Средней Азии. Я говорю не про пресловутые "традиционные ценности", которые состряпали на коленке, не понимая реальной народной культуры русских и других народов России. Речь про ценности, которые разделяют большинство граждан России - светская культура, свобода передвижения, возможность носить любую одежду, соблюдение личных границ, культура общения с противоположным полом и другие.
Далее патриарх Кирилл продолжил:
Поэтому, не входя в тонкости миграционной политики, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что стремление заполучить дешевую рабочую силу в городе Москве не должно привлекать огромное количество людей, принадлежащих к иной культуре, к иной вере, часто не знающих русский язык и не имеющих, простите, уважения к России и к ее народу. Не о всех говорю, но ведь есть и те, кто и язык не учит. Поэтому межрелигиозная, межнациональная напряженность, которая в будущем может очень сильно ранить наше общество, формируется как бы из мелочей, которые сейчас очевидны, но завтра эти мелочи окажутся уже не мелочами... У меня нет никаких плохих чувств к мусульманам. Я долгие годы, да и сейчас занимаюсь отношениями Русской Церкви с исламским сообществом... Но не о них речь идет, и даже не об отношении к исламу. Речь идет о демографических процессах, которые могут радикально изменить природу нашей страны и нашего государства. Поэтому нужно очень внимательно подумать, как работать с этой проблемой.
Здесь патриарх Кирилл начал лукавить. Сначала он говорит, что если иная вера (и культура) сравняется с православием - то мы потеряем идентичность. Патриарх Кирилл как глава крупнейшей и самой могущественной религиозной организации на постсоветском пространстве старается создавать особую повестку, которая бы обезопасила православие от иных культурных веяний, распространяющихся в России через мигрантов.
На самом деле очень хорошо, что патриарх является одним из тех, кто не боится говорить о данной проблеме в открытую. Лишь за это его можно уважать. От себя добавлю, что дело не в исламе в целом, но в его радикальных направлениях, которые смешались с многовековыми культурными традициями среднеазиатских народов. Ислам в Татарстане такой же российский и адаптивный для российско-европейского образа жизни, как и православие. Поэтому нужно уделять внимание ценностным характеристикам, а не обощенно религиозным.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.