Некоммерческие организации не обязаны публиковать годовые отчеты, но многие публикуют, поскольку это важно для укрепления взаимоотношений с донорами, потенциальными волонтерами и профессиональным сообществом. Фонды целевого капитала напротив обязаны публиковать ежегодную отчетность, но при этом, как правило, ограничиваются лишь финансовой частью. Мы, в эндаумент-фонде «Истоки» с некоторых пор делаем и то, и другое: публикуем и финансовый отчет, и общий публичный отчет, предназначенный для самой широкой аудитории.
Много лет подряд мы участвуем в конкурсе публичных годовых отчетов НКО «Точка отсчета». С 2020 года получаем «Золотые стандарты», а в прошлом году наш отчет занял почетное 6 место из 280 представленных. Для эндаумент-фонда, чья публичная активность по определению весьма ограничена, это, согласитесь, – неплохой результат.
Недавно мы задумались, почему наши публичные годовые отчеты, как видим, нравятся экспертам и получают высокие оценки? Задумались и сформулировали пять основных принципов, которых стараемся придерживаться в подготовке публичной годовой отчетности.
1. Лаконичность и краткость
В отчет отбираем только самую необходимую информацию – то, что действительно может быть интересно основным целевым группам (стейкхолдерам). Следуем золотому принципу русских писателей: «Если можешь не писать, не пиши». В конце концов, после ознакомления с любым, даже очень длинным и важным текстом в сухом остатке всегда остается только одна ключевая идея. Так пусть же путь читателя отчета к этой идее будет как можно коротким и прямым. Если убрать лишнее, то больше вероятности, что заметят главное. Если цифры, то – только самые важные, демонстрирующие ключевые результаты или решения. А если кому-то захочется узнать подробности и нюансы, всегда можно посмотреть стандартный финансовый отчет (это – для гурманов).
Единообразную информацию, состоящую из схожих элементов (цитаты, сведения о НКО-благополучателях, о команде) стараемся без ущерба для информативности помещать в «карусели» или «листалки», которые можно прокрутить. Так экономится место и отчет не превращается в бесконечную, уходящую далеко вниз «простыню». Но этот прием, конечно, предполагает «цифровизацию» отчета – PDF уже не подойдет.
2. Простота и доходчивость
Тексты – максимально простые, не перегруженные терминологией (удается не всегда!). Предложения, по возможности, – короткие. Лучше рассказывать просто о сложном, чем наоборот. При этом важно, чтобы тексты были грамотными – всю информацию проверяет профессиональный корректор.
3. Структурированность и единообразие
В отчете есть несколько основных разделов – они легко визуально различимы и их немного. Кроме того, из года в год мы сохраняем однажды выработанную и, на наш взгляд, логичную для эндаумента структуру. Так что, если вы смотрите наши отчеты не впервые, то точно знаете, где и что находится. Как в хорошем сетевом магазине, ноги сами приведут вас, куда надо.
4. Цифровой формат и интерактивность
Уже несколько лет мы делаем отчет как «сайт в сайте» – в цифровом виде, поэтому у нас есть те самые «карусели», графики вырастают у вас на глазах, обозначая тенденции, ключевые цифры могут быть анимированы. Если есть какой-то скрытый элемент (например, кликабельная ссылка или «листалка»), то меняющийся цвет или подрагивающая стрелка вам об этом ненавязчиво подскажут. Но с анимацией важно не переборщить!
5. Доступность
Наши публичные отчеты приспособлены для комфортного просмотра на любом типе мониторов. Также есть мобильная версия для смартфонов.
Спасибо за внимание и всем – легких и интересных годовых отчетов! С нашим годовым отчетом за 2022 год можно ознакомиться здесь >>