Мечтать не вредно, это правда. Мечта — это то, что греет душу. Мечты совершенно необязательно должны быть исполнены, потому мечтать, действительно, не вредно в любых масштабах. А хоть и о полёте на Марс или о путешествиях во времени. Мечты, сильно оторванные от реальности, не являются тревожным звоночком, даже наоборот — говорят о хорошо развитой фантазии мечтателя. Другое дело — цели. С целями иначе.
Цель — это уже другое. Цель — это про реальность, про то, чего мы хотим не как-нибудь по волшебству, про то, к чему мы стремимся, про то, во что вкладываемся, часто отказываясь при этом от всякого-разного другого. Масштаб целей вполне диагностичен. И слишком мелкие цели, и сверхцели многое могут рассказать о человеке. Крошечные цели я оставлю на потом, а сегодня напишу о сверхцелях.
Если человек регулярно ставит перед собой исключительно такие цели, которые ему явно не по зубам, не по средствам, не по силам, это может быть признаком того, что человек не желает по каким-то причинам нести за себя и за свою жизнь ответственность. Постановка сверхцели — прекрасный способ не встречаться с ответственностью за собственную жизнь.
Если цель очевидно недостижима, идти к ней человек не будет. Потому что невозможно, бесполезно, глупо, ресурс нужен на другое, постоянно выходит на передний план что-то более актуальное. При этом сворачивание с пути, ведущего к великой цели, оно происходит, как бы, само, не по вине человека. Человек, он, вроде как, и нипричём. Это всё обстоятельства мешают. Если бы ни обстоятельства, он бы смог, но такова жизнь — некоторым хронически не везёт в достижении целей.
К примеру, живёт человек на зарплату в тридцать тысяч рублей, а копить собирается на дом, стоимостью в тридцать миллионов. Цель, вроде, прекрасная. Свой дом, и правда, хочется. Вот только отложенная ежемесячно в копилку тысяча рублей лишь демотивирует, а не вдохновляет. Вот только то спички заканчиваются, то носки рвутся, то цены на хлеб растут.
Или решает человек научиться делать капкейки. Но не просто капкейки, а так, чтобы выйти к концу года на доход в двести тысяч в месяц на продаже этих капкейков. И вроде, дело-то идёт, но вот проходит месяц, другой, а капкейки покупают не на двести и даже не на двадцать тысяч. Так... Штук сорок в месяц купят. А нужно же постоянно готовить новые, демонстрировать в социальных сетях, нужно покупать инструменты, проходить одно за другим обучения, повышать уровень мастерства. Расходы растут, доходы тоже растут, но как-то слишком медленно. Очевидно, что двухсот тысяч в этой нише не видать. Очевидно, что заработать на капкейках могут только те, кому исключительно повезло, очевидно, что про капкейки суждено забыть.
Или хочет человек найти работу. Но не просто работу, а такую, где будут платить полмиллиона в месяц. А такая работа всё не находится. Что ж? Не суждено.
Берётся человек за несоразмерно большое для себя дело, но не делает. Потому что то другое сейчас в приоритете, то устал, то праздники, то одно, то другое. Не потому дело не делается, что человек что-то не так делает, не потому, что человек какой-то не такой, а потому, что обстоятельства постоянно мешают. Если бы судьба повернулась к человеку лицом, уж тогда бы человек смог, но пока нет. Пока не судьба.
А ведь можно было бы копить не на дом за баснословные деньги, а на небольшую дачу, если хочется свой домик и участок, и ближе к земле. Или на студию, а может, и на крошечную двушку в ипотеку, если хочется хоть какое-то своё жильё. Или на первый год аренды, если хочется пожить отдельно от мамы и папы. А там и зарплата бы, возможно, подросла, и карьерный рост, какой-нибудь случился, и хрущевке от бабушки осталась, и друзья, готовые помочь со стройкой, найдутся... Но тут же такое дело, что если поставить в виде цели небольшой дачный домик или комнату в коммуналке, тогда придётся постоянно сталкиваться с ответственностью. Придётся постоянно выбирать между подработкой или учёбой, которая со временем позволит выйти на другой уровень дохода, и встречей с друзьями. Придётся регулярно выбирать между тратой денег на приятные мелочи и откладыванием этих денег в копилку.
Можно бы поставить небольшую цель с капкейками. Не триста тысяч к концу года, а выход в ноль, например. А может, и ещё меньшую. Но тогда ведь рядом с целью постоянно будет маячить ответственность. Тогда придётся признавать, где имеются слепые зоны, где недостаточно мастерства. Тогда придётся раз за разом выбирать между вложением времени в капкейки и вложением его во что-то другое, более приятное и интересное. Не получится сослаться на обстоятельстваили на то, что цель фантастическая.
Аналогично и с работой.
Придётся выбирать и брать на себя ответственность за каждый свой выбор. Если ответственность у человека, например, сопряжена с виной и стыдом, если ответственность для человека, например, является синонимом наказания, если, например, человек, несёт на себе слишком многоне своей ответственности, и это отнимает все силы, если, например, человек с ранних лет привык к тому, что ответственность — это исключительно что-то огромное и необъятное, тогда вполне естественно человек будет всячески этой ответственности избегать. Например, ставя исключительно сверхцели вместо реально достижимых. Сверхцели будут оберегать от пугающей ответственности. Со сверхцелями всегда будет очевидно, что не получается не потому, что дело в тебе.