Лично я - не самый большой любитель "лайв-экшн" адаптаций мультфильмов, потому что у анимации есть свои свободы и свои ограничения, которые сложно перенести на экран с живыми актёрами так, чтобы смотрелось естественно, и бла-бла-бла, думаю, все понимают, тут особо нечего сильно рассуждать. Но у этих фильмов есть своя аудитория, которая ходит смотреть на новую картинку, получать ностальгию и всё такое, и кто я такой, чтобы их за это судить.
И классические мультфильмы в лайв-экшн адаптациях собирают кассу, как бы я к ним не относился. "Золушка" - 500 миллионов при бюджете в 100, "Книга джунглей" - 960 миллионов при бюджете в 175, "Красавица и чудовище" - 1,2 миллиарда при бюджете в 160 миллионов, "Аладдин" - миллиард при бюджете в 180 миллионов, "Король лев" - 1,2 миллиарда при бюджете в 260 миллионов, "Мулан" - 60 миллионов при бюджете в 200...
Стоп, что? Нет, понятно, там была пандемия и всё такое, но, в это же время выходили фильмы типа "Довода" или "Соника", которые вполне себе собирали пару сотен миллионов. Да даже массово ненавидимая "Русалочка" сейчас смогла собрать 500 миллионов при бюджете в 250. А тут такой провал, просто катастрофический, другого слова и не подобрать. В чём же дело?
Обычно когда говорят об этом провале, то вспоминают отсутствие ручного дракона или особенности китайского менталитета, но вот лично мне кажется, что главная причина провала - это песни. Серьёзно.
Чтобы это понять, вот давайте представим обратную ситуацию - вот мы с вами создаём фильм с песнями на основе другого произведения - либо чисто музыкального типа оперы или мюзикла, либо чисто "разговорного" типа какой-нибудь сказки или, скажем, компьютерной игры. Какой вопрос нам надо будет решить в первую очередь? Правильно - куда ставить песни и почему?
И на этот вопрос есть ответ, причём не какой-то теоретический, а события, которые реально случились в истории музыки - это появление оперетт. Если вы не сталкивались, то поясню - оперы состоят из двух составляющих: это речитатив, когда нам в песне рассказывают текст, диалоги и всё прочее, и арии, когда персонаж в песне выдаёт все свои эмоции. И, вот согласитесь, про оперные арии слышали абсолютно все, и даже далёкий от музыки человек слышал "Арию царицы ночи", да и вообще опера ассоциируется именно с ариями. Ну а речитатив почти всегда оставался где-то на задворках. И когда появились оперетты, то они завоевали популярность именно поэтому - в них речитатив был заменён на обычные нормальные диалоги, а вот арии так и остались, и моменты душевных переживаний или каких-то напряжённых эпизодов герой проводит в песне.
И если посмотреть на самые золотые мультфильмы Диснея (которые начинаются с "Русалочки" 1989 года), то в них ведь сделано то же самое, причём просто потрясающие минималистично и одновременно достаточно. Вот вам песня для знакомства, которая помогает понять: ага, это мир, где персонажи поют, вот песня о переживаниях главного героя, вот песня о мыслях главного злодея, вот песня побочного персонажа или песня о любви - и на этом всё.
А что самое главное - эти песни вписаны в сюжет. Вообще, благодарить за это надо Говарда Эшмана, композитора, который работал над "Русалочкой" и "Красавицей и чудовищем" (плюс ещё его песни посмертно вошли в "Аладдина"). Коллеги про него рассказывали: "Говард говорил, что если ты можешь убрать песню из сюжета, и ничего не изменится, то значит, ты плохо сделал свою работу".
Ну, вы понимаете - если убрать танцующих слонов из "Дамбо" или песню Василисы из "Ивана-Царевича и Серого волка" (которую я просто обожаю, и вообще на мой взгляд это лучший музыкальный номер в отечественной мультипликации), то ничего особо не изменится, а вот убрать песню "Я твой самый лучший друг" из "Аладдина" уже так просто не получится.
В работе над "Мулан" (1998) Эшман уже совершенно никакого участия не принимал, но вот это его наследие ещё сохранялось. И в мультфильме в первых сценах мы видим две песни. Первая - вступительная, но даже в ней раскрываются мысли Мулан - она не особо хочет замуж, но очень хочет соблюсти честь семьи и сделать так, чтобы родные ей гордились.
А вторая песня - это, по сути, ария Мулан, в которой раскрываются её мысли и переживания, и устанавливается главный конфликт всего произведения. И нет, это не история о том, как сильная-независимая женщина становится сильной-независимой, эта история гораздо более масштабна - она о том, как персонаж пытается найти такой путь и такой компромисс, чтобы быть собой, но одновременно с этим не быть изгоем, быть принятой окружающим миром. И становление женщины в обществе с традиционными ценностями - это только один из моментов этого большого смысла.
Именно этот внутренний конфликт мы видим в первых же сценах - когда Мулан показывают свахе, она должна выучить правила поведения идеальной жены. Потому что она хочет быть принятой окружающим миром и возвысить честь своей семьи, она читерит и пишет себе на руке подсказку. Но её план проваливается, потому что такое поведение не соответствует её личности. И в дальнейшем мультфильм тоже посвящён именно этому - столкнувшись с мужскими проблемами в армии Мулан не может решить их как мужчина - потому что она не мужчина, но она находит свой собственный способ решать их - как женщина. Это очень простой и понятный мотив, очень актуальный внутренний конфликт, который буквально любой человек может адаптировать к своей собственной жизни, примерить его на себя. И мы о нём знаем, потому что она, блин, нам об этом спела. И это причина, по которой история Мулан работает настолько хорошо.
И вот, из фильма решили убрать всякие "детские" элементы типа ручного дракона или песен - и это само по себе не плохо, и не хорошо, просто один из вариантов. Эта же первая сцена со свахой, которая в мультфильме была обрамлена двумя песнями, здесь повторяется, но без песен. Когда Мулан говорят про сваху - она расстроена, мы видим её лицо:
Но она соглашается. Эм... А почему? Почему она расстроена - она не хочет замуж вообще, ей не нравится возможный жених, она любит кого-то другого, она бунтует против родителей? Мы не знаем, авторы убрали песни, но не учли, что это - арии, которые предназначены для раскрытия внутреннего мира персонажа. И вместо них - просто пустое место.
Это же касается и всего остального фильма. Что Мулан думает про энергию ци, и про то, что ей приходится её скрывать? Хороший вопрос, вот бы существовал какой-нибудь способ рассказать зрителю мысли персонажа, правда.
Вырезав песни, какие-то комические элементы, которые придавали персонажам глубины и личности, в киноадаптации вместо них не поставили ничего. И именно из-за этого ощущается, что новая "Мулан" сделана без души, а персонажи в ней - пустышки, которые по сюжету передвигаются как фигурки из компьютерной игры: пришёл на локацию, сделал квест, пошёл дальше.
Эх. Неужели в "Диснее" нет людей, кто понимает такие очевидные вещи?