Продолжение. См. часть 1 и часть 2.
Большую роль в развитии идеи оснастить истребители артиллерией, сам того не подозревая, сыграл Джулио Дуэ (Giulio Douhet;1869—1930), командующий ВВС фашистской Италии. В 1920-е годы Дуэ разработал теорию о ведущей роли в достижении победы бомбардировочной авиации, которая путем разрушения тыла противника могла бы решить исход войны. Эта теория властвовала над умами многих европейских политиков и генералов. Вот почему конструкторы многих стран занялись поисками эффективного средства защиты от армад бомбовозов.
В 1934 году во Франции и СССР почти одновременно поступили на испытания два истребителя «Девуатин-501» и И-17 с пушками: С-9 (20 мм) и ШВАК (20 мм). Испытания нового оружия превзошли все ожидания, но из-за тесной кабины и ненадежной системы выпуска шасси в серию И-17 не пошел. Требовалась более мощная и надежная машина. Во Франции же,D.501 был запущен в серийное производство с 1935 года, и она стала первой страной в мире, имевшей на вооружении пушечные истребители. Единственной модификацией, внедренной в серию с 1936 года, стал D.510. Основным отличием был более мощный мотор «Испано-Сюиза» 12Ycrs (860 л.с.), Производство D.510 по заказам французских ВВС продолжалось до июня 1938 года, и было прекращено в связи с разработкой более совершенной модели D.520С1, прослужившей до 1953 года.
В СССР тоже было создано несколько образцов пушечных истребителей, в наиболее полной мере требованиям отвечал цельнометаллический, трехпушечный И-30, созданный в ОКБ Яковлева. Вооружение состояло из трех 20-мм пушек ШВАК и двух 7,62-мм пулеметов ШКАС. Первый опытный образец был готов к апрелю 1941 года. Боевые качества новинки оказались столь многообещающими, что к подготовке серийного производства приступили еще до завершения цикла испытаний.
Но начало Великой Отечественной войны внесло суровые коррективы в эти планы: запустить в серию дорогой цельнометаллический самолет в условиях военного времени оказалось невозможным. Отстоять свой самолет Александру Сергеевичу Яковлеву (1806–1989) не помогла даже должность заместителя наркома авиапрома. Присвоенный было ему индекс Як-3 перешел к совершенно иной машине.Производство трех пушечных истребителей конструкции А.С. Яковлева наша промышленность смогла освоить только в 1943 году, но в это время на фронте появился и трех пушечный «Мессершмитт».
Другой путь повышения огневой мощи истребителя избрал один из основоположников советской школы самолётостроенияНиколай Николаевич Поликарпов (1902–1944), вместо увеличения числа стволов он увеличил калибр, создав, истребитель ИТП (Истребитель Тяжелый Пушечный) с мощным двигателем М-107П в 1800 л.с., вооруженный пушкойШ-37 конструкции Бориса ГригорьевичаШпитального(1902–1972) калибра 37 мм,стрелявшей через полый вал винта, которая вместе с магазином на 50 снарядов весила 208,4 кг.
Автоматика Ш-37 работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола, и обеспечивала техническую скорострельность до 300 выстр/мин. Питание производилось из магазина барабанного типа, емкостью 21 унитарных патронов.При весе патрона в 1280 гр вес снаряда пушки составлял 735 гр.Вооружение дополняли двесинхронизированные 20-мм пушки ШВАК, установленные с каждой стороны носа фюзеляжа. Но и эта машина в серию не попала. Пушку Ш-37 опробовали на ЛаГГ-3 и Як-7, но ее производство продолжалось не долго. Завод № 74 в Ижевске за 1941 год изготовил 40 пушек Ш-37, а в 1942 году еще 196. После чего производство было свернуто в связи с принятием на вооружение НС-37, которая была на 100 кг легче.
Советские конструкторы не стояли на месте. В 1943 году на Як-9Т появилась новая 37-мм пушка. Ведущим ее проекта стал молодой конструктор Александр Эммануилович Нудельман (1912–1996), а непосредственным исполнителем Александр Степанович Суранов (1913–2009). Проект был утвержден 15 июня 1941 года и пушка получила обозначение НС-37 (Нудельман-Суранов, 37 мм). Она была легче пушки Шпитального почти вдвое (вес 170 кг). Питание было с помощью рассыпчатой ленты, а автоматика обеспечивалась отдачей ствола. Боекомплект состоял из 30 укороченных 37×155-мм выстрелов, а отличная баллистика позволяла эффективно стрелять на дистанции до 1000 м 735-гр снарядами. Ни одно авиационное орудие мира даже отдаленно не приближалось по своим параметрам к советскому. Увы, за баллистику пришлось заплатить очень сильной отдачей.
Як-9Т строился на заводе №153 с марта 1943 года по июнь 1945-го. Всего выпущено 2748 самолетов. Установка большой и тяжелой 37-мм пушки потребовала внесения в конструкцию Як-9Т ряда существенных изменений. Был усилен силовой каркас фюзеляжа. Для размещения на самолете казенной части пушки и сохранения центровки кабина летчика была сдвинута назад на 400 мм, что несколько ухудшило обзор передней полусферы. Удачная компоновка столь тяжелого и габаритного орудия почти не сказалась на маневренных характеристиках истребителя. Учитывая большой для такого калибра боекомплект пушки в 30 выстрелов, Як обладал хорошей автономностью. К недостаткам относилось невозможность вести огонь длинными очередями, поскольку из-за большой отдачи сбивался прицел. В целом, надо отметить, что Як-9Т оказался наиболее удачным носителем тяжелых пушек.
В 1944 году пошел в серию Як-9К. Калибр орудия НС-45(Нудельман-Суранов, 45 мм), которым была вооружена эта машина, составил 45 мм! Компоновка повторяла модель «Т», но зазор между полым валом редуктора винта и проходящим сквозь него стволом пушки составлял всего 0,75 мм. Питание пушки было ленточным. Емкость патронного ящика пушки — 29 снарядов. Для уменьшения силы отдачиствол НС-45 снабдили дульным тормозом, гасившим более 2/3 импульса. Но все же при стрельбе на небольших скоростях самолет разворачивало, а летчик испытывал резкие толчки. Было рекомендовано вести стрельбу короткими очередями по 2–3 выстрела.
Чудовищная для хрупкого самолета отдача (силой в 6975 кг) потребовала очень сложных и дорогих работ по укреплению его скелета специальными дюралевыми балками, что сделало его стоимость «неподъемной» для условий военного времени. Поэтому вСССР в 1944–1945 годах было построено всего 53 самолета Як-9К с 45-мм мотор-пушкой НС-45 (боекомплект — 29 снарядов). Пушка НС-45 в 1944—1945 годах были выпущены малой серией (195 штук). Согласно отчетам частей, где они проходили войсковые испытания, на один сбитый вражеский самолет расходовалось 147 20-мм снарядов пушки ШВАК, или 31 37-мм снаряд пушки НС-37, или 10 45-мм снарядов НС-45.За время войсковых испытаний истребители провели 51 воздушный бой, в ходе которых было сбито 8 FW-190A-8 и 4 Bf-109G. Свои потери составили 1 Як-9К.
Не удовлетворившись этим, конструкторы ОКБ Яковлева устанавливают на Як-9 пушку, калибр которой скорей соответствовал танку, чем самолету – 57 мм.Это былаавиационная автоматическая пушка системы Шпитального (Ш-57) образца 1944 года. 6 июня 1945 года состоялся первый полет опытного истребителя-штурмовика Як-9-57 с пушкой Ш-57. По всей видимости, Б.Г. Шпитальный планомерно развивал свою еще предвоеннуюсистему ШФК-37, доведя калибр до 57мм. Заменил обойменное питание на непрерывное, осуществляемое из ящика питания с бесконечнойзвеньевой лентой. Боекомплект составлял 29 снарядов. Автоматика пушки работала за счет энергии отката. Патрон из ленты в казенник проталкивался двумя толкателями. Накатник пружинный, тормоз отката – гидравлический. Простая по своей конструкции пушка отличалась легкостью сборки и разборки. Огонь мог вестись длинными, короткими очередями и одиночными выстрелами. Темп стрельбы составлял 150-200 выстр/мин. К сожалению, о применении Ш-57 сохранилась лишь отрывочная информация. Нет подробности ни о модификации «Яка», ни о результатах испытаний. Надо сказать, что до последнего времени так никто и не сумел поставить на самолеты-истребители такое мощное орудие.
Однако эти боевые машины все-таки представляли собой обычный истребитель с пушкой несколько большего калибра, чем стандартный и, при всем желании, идею их создания нельзя считать парадоксальной. Судите сами, Як-9К весил 3246 кг, развивал скорость в 573 км/час и имел дальность полета в 1300 км. Поэтому слово «тяжелый» можно отнести не к машине, а только к пушке, которая была установлена в развале цилиндров V-образного мотора и обеспечивала огромную огневую мощь. Внешне Як-9К отличался от остальных машин этого типа сдвинутым на 400 мм назад фонарем кабины и формой кока винта, откуда на полметра выступал ствол пушки.
По несколько другому пути по созданию тяжелой пушечной авиации пошли конструкторы в Германии. Для Рейха гораздо более естественным являлось стремление к разработке очередного «чудо оружия», способногосразу стереть в порошок всех врагов. В 1944 году по приказу самого Гитлера начали выпускать своего рода «летающую пушку» – тяжелый (вес около 10т) двухмоторный истребитель Ме-410 «Hornisse» («Шершень»). При разработке за основу был взят истребитель-бомбардировщик Me-210. Сохранив внешние черты своего прототипа, 410-й получил более мощные двигатели и вооружался 50-мм орудиемВК-5.0 со скорострельностью до 40 выстрелов в минуту, торчащим из носа машины на три метра вперед. Переделка танковой 60-калиберной пушки KwK.39 – полуавтомата в авиационную полностью автоматическую систему ВК-5.0 для специалистов «Рейнметалл Борзиг» явилось задачей не сложной. Вся работа свелась только к разработке автозагрузочного устройства в виде замкнутой металлической ленты на 21 патрон (+1 в патроннике) и пневматического устройства, с помощью которого патрон извлекался из ленты и штоком досылался в патронник.
Это был цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с однокилевым оперением. Места для двух членов экипажа – пилота и стрелка-радиста – находились над бомбовым отсеком. Они закрывались общим сплошным фонарем, обеспечивающим великолепный обзор. Первый самолет марки Ме-410 взлетел осенью 1942 года. После еще целого ряда испытаний самолет, названный «Шершень», пошел в серию. Это был истинный убийца бомбардировщиков: одного снаряда часто хватало, чтобы превратить в груду горящих обломков даже американский четырех моторный гигант. Но за огневую мощь пришлось заплатить излишним весом (ВК-5.0 вместе с агрегатами перезарядки 592 кг). Кроме того, орудие имело отдачу около 7 т, поэтому «мессер» оснастили массивным каркасом. В результате, он оказался ненамного маневреннее своих предполагаемых жертв, а орудие часто заедало после нескольких выстрелов. Изначально довольно скоростной самолет, Ме 410, при перевооружении 50-мм орудием серьезно потерял в динамике.
Сознавая, что плохо доведенная ВК-5 может подвести, немецкие конструкторы параллельно стали выпускать Ме-410А2 – тяжелый истребитель с двумя 30-мм пушками. Кроме того, широкое распространение получили дополнительные комплекты вооружения, установленные в полевых условиях. Поступление этой «летающей пушки» в боевые части началось в апреле 1943 года. Всего немецкой промышленностью было выпущено и передано в войска 1160 самолетов Ме-410 различных модификаций. Если Ме-410 атаковалбомбардировщики, все было довольно печально для последних. Но вскоре большой проблемой «Шершней» стали P-51D «Мустанги», чьи пилоты стремительно сокращали количество тяжелых истребителей, не способных соперничать с верткими Р-51. Когда же союзники, высадившись во Франции, начали использовать местные аэродромы, то все для Ме-410 и закончилось, точнее быстро закончились «мессеры».
По аналогичному пути вынужденно пошли и японцы, доведенные американскими массированными бомбардировками до отчаяния, но за неимением тяжелых истребителейборьбу с «Суперкрепостями» В-29 возложили на другие самолеты. В 1944 году в тяжелый двухместный ночной истребитель был переделан очень хороший дальний разведчик Ки.46. Переделка свелась к тому, что в носовой части этой двухмоторной машины установили две 20-мм авиационные пушки, а на месте фюзеляжного топливного бакаодну 37-мм зенитную пушку Но-203 под углом 70°вперед-вверх, из которой предполагалось обстреливать самолеты противника снизу – проходя под ними. Но тут был нюанс: к В-29 надо было еще подойти, а это сложно, особенно если стрелки у своих крупнокалиберных «Браунингов» хотят жить. Низкая боевая живучесть сильно снижала ценность Ки.46 при атаке соединений вражеских бомбардировщиков. Пока он был разведчиком, его спасали скорость (630 км/ч) и высота, давая возможность избегать столкновений с противником. Теперь же приходилось «переть на рожон» и отсутствие бронезащиты и протектированных топливных баков дорого обходилось экипажу импровизированных истребителей. Много нареканий поступало и на пушку Но-203, обладавшую низкой скорострельностью. Самолет состоял на вооружении частей ПВО с ноября 1944 года и применялся при отражении налетов тяжелых бомбардировщиков до самого конца войны. Увы былопоставлено только около 15 таких машин.
Еще дальше пошла фирма «Мицубиси», создав барражирующий перехватчик «крепостей» на базе бомбардировщика Ки.67. В феврале 1944 года самолет был испытан и под названием Ки.109 пущен в производство. Всего построено 22 машины. В носовой части этого двухмоторного самолета была установлена 75-мм зенитная пушкаТип-88с боекомплектом из 15 снарядов. Высокая начальная скорость ее снаряда (720 м/с), давала возможность Ki.109 открывали огонь по бомбардировщикам с дистанции более 1 км, оставаясь вне досягаемости заградительного огня стрелков B-29.
Ki.109 имел экипаж из 4 человек, состоящий из пилота, штурмана, радиста и хвостового стрелка. Штурман выполнял также функции заряжающего и наводчика 75-мм пушки, а лётчик осуществлял окончательную наводку с использованием прицела и выстрел.С декабря 1944 года Ки.109 применялся в частях ПВО метрополии против В-29, но без особого успеха – подкачали скорость и маневренность. Главной проблемой Ki-109 был его слишком большой вес, что резко снижало скороподъемность самолета. Для перехватчика это было недопустимо, во всяком случае, воздушных побед за ними не числится. С февраля 1945 года эти самолеты использовались как штурмовики на море, ибо с начала 1945-го «Суперкрепости» летали с эскортом из знаменитых P-51D Mustang, встречи с которыми для Ki.109 были смерти подобны.
На обычных истребителях японцы установили 20-мм Но-5, пушку массой 36,8 кг, которая имела темп стрельбы 820-850 выстрелов/мин,начальную скорость 80-гр снаряда в 735 м/с, и обеспечивала эффективную дальность стрельбы в 600 м. Пушка была масштабированием очень удачного пулемета Браунинга.
Авиаконструкторы Англии и США оказались в несколько худшем положении, поскольку их двигатели нельзя было приспособить под пушку, стреляющую через вал винта, поэтому орудия приходилось размещать только в крыльях. Например, созданный в 1942 году фирмой «Хаукер» истребитель «Тайфун» имел четыре крыльевые пушки. Таким к концу войны стал и «Спитфайр». Исключение составляла только «Аэрокобра», которая в основном поставлялась в страны антигитлеровской коалиции. Известно, что из 9558 машин, выпущенных промышленностью США, 4924 были переданы ВВС СССР.
Впрочем, первую попытку установить на самолет мощную пушку американская фирма «Белл» предприняла еще в 1937 году, когда был выпущен тяжелый истребитель с двумя толкающими винтами и двумя 37-мм пушками, расположенными в носовой части мото-гондол. Самолет, названный «Аэрокуда» («Воздушная барракуда»), успешно прошел летные испытания, но в серию не пошел из-за слабой маневренности.
После этого фирма упорно работала над созданием скоростного маневренного истребителя с мощным вооружением, который решили назвать «Аэрокобра». В своей новой машине они применили одновременно несколько нововведений: трехколесное шасси с носовым колесом, двигатель, расположенный за сидением летчика и валдлиной 2,75 м от двигателя к воздушному винту проходил через кабину пилота, между его ног. То есть, создатели машины, чтобы повысить маневренность, а заодно улучшить обзор из кабины, самые массивные агрегаты поместили вблизи центра тяжести самолета. Таким образом двигатель оказался позади кабины, редуктор перед ней. Это дало возможность смонтировать в носовой части 37-мм пушку М4, стрелявшую через вал винта, боекомплект 30 снарядов. Два синхронных пулемета калибром 12,7 мм, размещенных на фюзеляже, стреляли через винт. Боезапас каждого составлял 200 патронов.
В США интерес к 37-мм пушкам проснулся в 1935 году, и контракт на их разработку и производство получила фирма «Colt». Для пушки была разработана оригинальная системой подачи, так называемой «беззвеньевая лента» емкостью 28 патронов, плюс еще один патрон перед патронником и еще один в патроннике. «Беззвеньевая лента» М6 представляла собой, по сути, кольцевой магазин, огибавший пушку сверху. Принцип действия автоматики пушки основан на длинном ходе подвижного ствола, необходимого для гашения очень высокой энергии отдачи, для чего использовался пружинно-гидравлический буфер. М4 без магазина весил 96 кг. Длина орудия составляла 2273 мм. М4 была способна посылать в минуту 135-140 штук 608-гр фугасных снарядов с начальной скоростью 580 м/с. В американской авиации 37-мм пушка М4 не нашла широкого применения из-за низкого темпа стрельбы и малого боекомплекта, но неожиданно ей нашли иное применение. В разгар кровопролитных боев за Гуадалканал в 1942-1943 годах на острове скопилось большое количество разбитых японскими бомбами истребителей P-39. Чтоб не пропадать добру, исправные пушки демонтировали с их останков и в инициативном порядке устанавливали на американских торпедных катерах.
Самолет получился легким (масса пустого 2642кг) и скоростным (592 км/ч). Именно на советско-германском фронте в полной мере проявились положительные качества этой машины, а именно: высокая скорость и манёвренность на средних и малых высотах, где, в отличие от западных союзников, в основном и действовала наша авиация.По словам прославленного аса Александра Ивановича Покрышкина (1913–1985), воевавшего на «Аэрокобре», эффективность оружия была такова, что для превращения Ju-87 в облако обломков хватало одного удачного попадания. Были у американца и существенные недостатки – увеличенный разбег и сложность вывода из штопора, покидавшие машину с парашютом часто гибли от удара о хвостовой стабилизатор, расположенный на уровне дверей кабины,но наши летчики любили и ценили свои «кобры». За мощное вооружение. За комфорт и хорошую защиту. Конструкцией предусматривалось заднее бронестекло толщиной 63 мм. Переднее (вмонтировано в козырёк) — 37 мм. Бронеспинка летчика и броня за мотором, закрывающая масляный бак, — стальная, толщиной по 6,5 мм. За то, что пилоты «Аэрокобр» не горели, ибо баки были расположены далеко в крыле, а корпус был металлическим, им не били в лицо струи пара и масла, двигатель был сзади, «Кобру» было нереально скапотировать.
Дальнейшее развитие пушка М4 получила в поздней разработке фирмы «Кольт» авиапушке М10, в которой обобщили все проведенные модернизации орудия в попытке улучшить характеристики оружия. Итогом этих действий в пушке М10 стала некоторое увеличение практического темпа стрельбы со 140 выстр/мин у М4 до 165 выстр/мин у М10. Самым важным изменением стал переход с громоздкой обоймы на ленточное питание из металлической ленты с распадающимися звеньями, ёмкость которой составляла 58 выстрелов, но принять участие в боях М10 не успела.
Продолжение следует.
Автор: Юрий Каторин
Здесь можно найти другие статьи авторов канала.
Канал нуждается в поддержке. Поддержать можно тут.
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.