Общие последствия признания гражданина банкротом предусмотрены в статье 213.30 Закона о банкротстве.
Так, гражданину запрещается в течение трех лет с даты завершения процедуры реализации имущества занимать должности в органах управления юридического лица. То есть, по общему правилу, гражданин не лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, если такая деятельность не связана с управлением юридическим лицом.
Более жесткие ограничения действуют в отношении индивидуальных предпринимателей (далее - ИП).
В пункте 2 статьи 216 Закона о банкротстве установлен запрет для ИП, признанного банкротом, регистрироваться в качестве ИП в течение пяти лет с даты завершения процедуры реализации имущества.
А в пункте 4 указанной статьи ИП вовсе запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность в течение пяти лет с даты завершения процедуры реализации имущества.
В связи с разным объемом ограничений для граждан со статусом и без статуса ИП последние, очевидно, желают знать, можно ли избежать последствий, установленных в пунктах 2 и 4 статьи 216 Закона о банкротстве.
Сознательно или случайно, в законе допущена «лазейка», позволяющая избежать суровых ограничений. Достаточно прекратить статус ИП до возбуждения дела о банкротстве (либо до самостоятельного обращения в суд с заявлением о банкротстве), чтобы не лишиться возможности сразу после завершения процедуры реализации имущества вновь заняться предпринимательской деятельностью, в том числе зарегистрироваться в качестве ИП.
Если же статус ИП будет прекращен уже после возбуждения дела о банкротстве, ограничений не избежать.
Еще один, на мой взгляд, более интересный с правовой точки зрения вопрос о том, вправе ли предприниматель, признанный банкротом, стать «самозанятым» сразу после завершения процедуры реализации имущества?
На данный момент этот вопрос является открытым. Прямой ответ на него ни законодательство, ни судебная практика не содержат.
В связи с принятием в 2018 Закона о «самозанятых» физическое лицо как со статусом ИП, так и без него, вправе перейти на льготный налоговый режим, значительно снижающий налоговое бремя, при ведении экономической деятельности, перечень которой является довольно большим.
Закон, запрещающий предпринимателю осуществлять предпринимательскую деятельность в течение пяти лет после банкротства, был принят за несколько лет до появления режима «налог на профессиональный доход».
До 2018 предпринимательская деятельность, осуществляемая физическим лицом без регистрации в качестве ИП, была незаконной.
Появившиеся после 2018 «самозянятые» прямо предпринимателями не названы. В Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 используется термин «экономическая деятельность». При этом, для применения налога на профессиональный доход не обязательно регистрироваться в качестве ИП. Что и порождает исследуемый вопрос.
Однако, на мой взгляд, судебная практика пойдет по пути признания деятельности «самозанятых» предпринимательской, что приведет к подтверждению запрета для ИП после банкротства вести деятельность в статусе «самозанятого».
Так, в практике уже встречаются случаи передачи споров с участием «самозанятого» в арбитражный суд, не уполномоченный на разрешение экономических споров с участием граждан, не имеющих статуса ИП.
К тому же, экономическая деятельность «самозанятого» имеет все признаки предпринимательской деятельности.
Реальна ли предпринимательская деятельность после банкротства?
25 октября 202325 окт 2023
5
2 мин