Найти тему
СберБизнес

Что происходит с рынком грузоперевозок в России

Российский рынок грузоперевозок растёт, несмотря на сложности и шоки последних лет. Исполнительный директор сервиса «Грузовичкоф» Михаил Назаров рассказал, как справляться с перманентным кризисом, почему важно создавать новое и есть ли в этом сегменте место для новых игроков.

В прошлом году рынок грузоперевозок вырос на 2–3%, хотя было много предсказаний, что он должен сократиться. Закрытие границ, сложности в платежах в иностранных валютах, изменение логистических маршрутов привели к увеличению стоимости доставки и изменению всего рынка. Большинство маршрутов было заблокировано или выросло в себестоимости. Для заказчика, конечно, моментально увеличилась стоимость продукции, для транспортных компаний — цена на запчасти. Но отрасль справилась. Произошла переориентация на Китай: появились новые маршруты внутри страны и за рубеж. Для грузоперевозчиков это плюс, ведь доля логистических операций по России увеличивается. Переориентация на Восток позволила довольно быстро решить вопрос с запчастями: многие перешли на китайские аналоги, которые не уступают по качеству западным изделиям и приемлемы по стоимости.

Сейчас отрасль привлекает большое количество новых игроков как растущий сектор экономики. Это увеличивает конкуренцию. Новые компании, стремясь получить свою долю рынка, активно внедряют новые технологии и решения. Последние тенденции: полностью автоматические системы управления складом, роботы-логисты и беспилотные грузовики.

В кризис надо оставаться спокойным

Мы работаем на внутренних перевозках и используем отечественные машины. Поэтому по нам кризис ударил не так сильно. Более того, мы смогли даже увеличить количество заказов в прошлом году. Но со сложностями мы, конечно, тоже столкнулись.

Я убежден, что кризис — это тоже один из циклов развития. Важно не паниковать, а конструктивно подойти к выбору, оценке и применению наиболее эффективных инструментов. Управленцу в условиях шторма нужно оставаться спокойным, не нагнетать обстановку — он отвечает за свой коллектив, за здоровую и спокойную атмосферу и климат в команде. А ещё важно оставаться открытым к диалогу, общаться с коллегами.

В кризис надо создавать новое

Я убежден, что запуск нового направления в кризис — это выигрышная стратегия. Особенно если на это есть ресурсы. Кто-то уйдёт с рынка, и обязательно появятся новые ниши, которые можно занять. Один из наших главных проектов сейчас — модель логистического аутсорсинга под суббрендом «Грузовичкоф Бизнес», который мы запустили в 2022 году. Мы выделили для него отдельные колонны водителей и грузчиков и разработали новые стандарты работы для сотрудников.

Суть в том, что юрлицо может за 15 минут заключить с нами контракт и получить транспортные услуги на аутсорсинге. Любые типы машин, складские помещения, страховка грузов и услуги персонального менеджера. И мы уже видим первые результаты нового сервиса. Так что такая стратегия оказалась правильной: в кризис не надо бояться запускать новые направления.