Как и все бывшие республики СССР, в 90-е годы Белоруссия столкнулась с развалом государственного управления и ростом преступности. Вспоминая тот период, бессменный белорусский лидер скажет:
- Не стану вам рассказывать, через какие пришлось пройти препятствия и как мы боролись с этими бандитами. Если бы я вам сказал, вы бы меня точно ещё раз назвали диктатором. Нужно было страну спасать и навести порядок. Мы его навели в течение одного месяца.
После развала Советского Союза в Белоруссии осталось не так много крупных предприятий, чтобы из-за них началась война. Однако страна занимала выгодное географическое положение, связывая Россию с Европой. Криминальный мир направил усилия, чтобы взять под контроль потоки товаров, проходящих через границу.
- Когда я стал президентом, самая страшная была беда: страна транзитная, надо было обеспечивать безопасность. На трассе Москва-Минск-Берлин я столкнулся первый раз, как президент, с этим бандитизмом.
Первым, кто смог взять под контроль разразнённые белорусские группировки, создав единое криминальное сообщество, был вор в законе Пётр Науменко – Наум. В 1994 году его арестовали, и через несколько месяцев он скончался в витебском СИЗО.
На смену Науму пришёл вор в законе Владимир Клещ – Щавлик. Однажды он вышел из дома и не вернулся. Больше его никто не видел. Вслед за ним пропало ещё несколько авторитетов рангом пониже.
Третьим в списке был вор в законе Александр Трацевский – Траца, который тоже испарился, как и его предшественник. Белорусские СМИ, увидев закономерность в исчезновении воров в законе, заговорили о появлении в Белоруссии аналога российской «Белой стрелы», состоящей из бойцов спецназа. Если в России «Белая стрела» скорее красивая легенда, то в Белоруссии были резкие основания полагать, что она существует. В 2001 году бежавшие в США бывшие следователи прокуратуры Белоруссии Олег Случек и Дмитрий Петрушкевич предоставили фотокопии документов о создании в Минске спецгруппы для устранения неугодных власти людей. Однако собрать доказательства до сих пор никому так и не удалось.
В 2011 году в ходе пресс-конференции Александр Лукашенко признался, что приказывал ликвидировать бандитов на дорогах, и немного приоткрыл завесу тайных исчезновений воров в законе. «Через определённых жуликов» он тогда предупредил криминальных лидеров: «Если где-то вы создадите криминальную обстановку, я вам поотрываю головы».
- Был случай, когда они неправильно себя повели. Помните вы этих щавликов и прочих. Где они сейчас? Поэтому в стране порядок, и все довольны.
Жесткие методы борьбы Лукашенко с криминальным миром дали свои плоды. К 2006 году на территории страны не было ни одной организованной преступной группировки, которая могла бы создавать проблемы. По утверждениям Лукашенко, теперь и российские бандиты боятся ездить в Беларусь.
- У них разговор шёл о какой-то сходке, наши их пригласили приехать в Беларусь. А московские им говорят: вы что, совсем сдурели, у вас же там этот ненормальный и законов нет, поэтому мы не поедем.
Другое дело обстояло с преступностью на белорусских рынках, где в основном была представлена азербайджанская диаспора.
- Когда-то давно были конфликты на белорусских рынках, и поступили жалобы на то, что «люди кавказкой национальности» плохо себя ведут.
Проблему удалось решить благодаря чеченцу, который работал в службе охраны президента Белоруссии. Лукашенко попросил его решить проблему конфликтов с кавказцами на рынках. Через неделю просьба была выполнена.
- С тех пор ни одной жалобы не слышу. Мне потом сказали – что он там по своим каналам разобрался, что они стали самыми вежливыми и знали, где они находятся. Я позже спросил: что он там говорил? Он пришёл: вы знаете президента? Знаете. Меня тоже знаете – я его человек. Если президент махнет – не только шапок, ни у кого головы не останется. Поняли? Поняли. Работайте честно.
Радикальные меры Александра Лукашенко в борьбе с преступностью дали закономерный результат. Он победил криминальный мир, убедив его представителей, что в случае чего, разбираться с ними будут «без суда и следствия». Другой стороной медали является то, что в последнее десятилетие громкие преступления Белоруссии зачастую происходят по вине «разгулявшихся» сотрудников правоохранительных органов, которым в своё время был дан карт-бланш.