Найти тему
Наталия Ефимова

Загадочная статья Джейка Салливана, о которой говорят эксперты

Оглавление

У нас в редакции однажды долго ругали спорную статью, вышедшую в свежем номере. В конце ожесточенных дискуссий кто-то сказал: материал, который ругают больше пяти минут, заслуживает доски лучших. Значит, задел.

Дмитрий Евстафьев, заметив на недавнем вечере у Соловьева, что Америка стремительно стала страной, где ничего не стыдно, сразу поспорил с предыдущим оратором (то обширное мнение я приводить не буду, очень длинное и мудреное, при желании сами-сами):

- Я абсолютно не согласен насчет статьи Джейка Салливана. Да, графоман он, конечно, зачетный. В большевики бы его не взяли - они тоже любили через газеты выяснять отношения - потому что вот это дочитать до конца могут не только лишь все.

Знаток современных мемов - наш Дмитрий Геннадьевич, подумала я.

-2

- Но я дочитал. Там самая правда-матка в последнем абзаце. До этого идет, конечно, чудовищное словоблудие, которое показывает только одно - полное отсутствие рефлексии, полное отсутствие работы ума - как же мы пришли к таком вот положению. Тем не менее последний абзац - самый главный. "Нужно консолидироваться. Не время для споров". Думаю, следующей будет статья Блинкена, где всё тоже будет в последнем абзаце. Такое же словоблудие, но подтекст - "Увольте Салливана". Идея - консолидировать. Не время для ссор! Будущее свободного мира зависит от того, стоит ли железный старик Байден. Мысль-то очень простая - отстаньте от нас, дайте нам возможность делать то, что мы хотим. Нарушать закон, поставляя по серым схемам боеприпасы. Примите пакет, в котором очень мутно расписаны... (...) Это к вопросу о том, что ничего не стыдно. Обращу внимание, что статья парная. Вчера была статья, где соавтор - один из наших всеобщих любимцев Фукуяма - в которой было прямо противоположное. Там была констатация, что Китай - всё. Китай - всё! Китай, провозгласив инициативу "Один пояс - один путь", и зафиксировав ее, когда приехали 103 государства, подписал себе смертный приговор. Всё! Нет вашего Китая! И сегодня выходит статья Салливана, в которой выясняется, что вообще-то дела плохи. Причем не у Китая, а у Соединенных Штатов, поэтому надо любой ценой спасти режим Байдена. А это уже не правительство, не администрация. Это реально уже режим, который выходит шаг за шагом за рамки легитимности. Пошагово, шаркающей походкой Байдена... Смысл в том, что они вошли в ситуацию качелей. Они борются сейчас не за победу, а за то, чтоб выиграть время. Чтоб сохранить свою власть. Есть у меня одно конструктивное предложение. Я смотрю на ситуацию на Ближнем Востоке, и везде... Не рассосется.

Он предложил сместить фокус большого назревающего пожара.

- Потому что если фокус будет на Иран, на Персидский залив, там может быть цепная реакция. Давайте уж, если так надо - помимо ситуации в Газе, исход в которой примерно понятен - давайте выберем место, которое никому не жалко и который точно имеет к этому конфликту отношение. Это Катар! Давайте жахнем по Катару! - с большим энтузиазмом предложил профессор и дважды доцент. - Конечно, проще жахнуть по Ирану, где нет американской базы... Кто? А неважно. Кто жахнет по Катару уже не важно, - продолжал резвиться он.

Соловьев:

- У кого жах есть, тот и жахнет.

Как скучно я живу, подумала я, потому что параллельно начала читать пресловутую статью Салливана.

- Ужас, - все-таки выдохнул ведущий передачи.

- Я считаю, что проявил себя сегодня, как истинный либерал и даже демократ, - заключил Евстафьев. - И остался у меня только один вопрос: кто мне может объяснить, - что такое предмет, похожий на якорь.

Дискуссия отклонилась в сторону поисков виновника "саботажа" на финско-эстонском трубопроводе.

Дмитрий Куликов обратил мое внимание на то, что Байден где-то по дороге потерял целых 30 лет, сказав, что старый порядок, который ему так нравится, продержался целых 50.

- И тут выходит Салливан. И говорит, что после Ялты - они не победили, а выиграли - был первый этап американского мирового величия. Потом, оказывается, был второй, когда они всем руководили, всё было очень успешно. Сейчас они приступили к третьему. А третий - это, когда мы точно так же всем будем руководить, ничего, в общем не поменяется... Если кто-то что-то будет не понимать - мы объясним. Вот, в принципе всё, что там было сказано. Третий этап ничем не отличается от второго, когда мы всем владели. Функция Салливана заключалась в том, чтобы объяснить 30 лет, что ничего меняться не будет. И самое главное, что должен был сказать Салливан всем, кто прочитает статью: "Тут некоторые у нас говорят о Третьей мировой... У Соединенных Штатов всё под контролем".

-3

- Заметьте, там у Салливана нет ни одного сильного утверждения про ситуацию, что есть какая-то проблема, что она не решается, что это чему-то угрожает... Всё у нас под контролем. Не волнуйтесь. Некоторые типа Трампа, Такера Карлсона и примкнувшего Илона Маска говорят, что мы на пороге Третьей мировой, это всё ерунда, они сумасшедшие. У нас всё- по-старому. Как все 80 лет шло, так оно пойдет и дальше. Поэтому надо быть совершенно спокойными. Вот что сказал Салливан.

*****

Еще вчера я думала - выкладывать или нет "Салливана" целиком. Но когда услышала утром еще и Дмитрия Саймса, указавшего, что Салливан тоже пошел не туда и продемонстрировал свое - а главным образом своей страны - полное непонимание ситуации в наших краях и в отношении Китая, решила все-таки дать возможность и остальным ознакомиться с оригиналом в его полном объеме.

Сразу доложу о своих впечатлениях. Я не политолог, не эксперт, совершенно простой человек и крайне уважаю мнение людей, которые гораздо умнее меня. Однако с точки зрения домохозяйки - широкому кругу которых и был адресован, помимо политиков средней руки, сей текст, и я таких в Соединенных Штатах немало повидала - у Салливана всё аккуратно разложено по полочкам. Помыто, вытерто и блестит.

Логика текста проста, как доклад Генсека в лучшие времена:

Перечислены в ярких красках все достижения партии и правительства, то есть администрации Байдена.

Имя великого руководителя и родителя всех американских успехов последнего времени ставится в начале чуть ли каждого светлого абзаца. Чтоб запомнили.

Сливаются (то есть подтверждаются прямым текстом) многие наши догадки - например, что американцы ушли из Афганистана, действительно, чтоб сосредоточиться на Украине. Поэтому местный народ (включая домохозяек) должен понять и простить висевших на шасси.

Цифры, которые уже вложены в СВОЮ экономику, науку, социалку, рабочие места и т.д., приводятся буквально в триллионах, после которых какие 106 миллиардов долларов, которые просят у Конгресса для нескольких дружбанов, должны выглядеть просто подачкой на леденцы и поездку на лошадке.

Мнение некоторых наших экспертов, считающих, что идет попытка блокировки китайской инициативы "Один пояс - один путь" и наших торговых артерий (от Ближнего Востока до Балтийского моря), доказывается сообщением Салливана о перспективах строительства их - американских - путей и коридоров для той части мира, за которую они продолжают бороться.

Добавлю еще, как человек, немало видевший в свою бытность активно действующим журналистом (в том числе и на задворках власти) - надеюсь, никто не думает, что Джейк Салливан сел и написал эту статью лично сам.

Но журналисты, исполнившие это, никогда не скажут - кто, где, когда надиктовывал им эти тезисы, кто визировал, кто какие правки вносил.

И в администрации Байдена ясность тоже никто вносить не будет. Странно, что статью еще Джозефом Рабинетом не подписали. Но тогда фундаментальный вклад главной звезды Белого дома в успехи США не удалось бы так ярко осветить.

А так, вроде, сторонний взгляд.

Интересно, что в самом конце стоит:

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА. До того, как эта статья была опубликована в Интернете, в ней был обновлен отрывок о Ближнем Востоке, посвященный нападению ХАМАСА на Израиль, которое произошло после того, как печатная версия статьи вышла в свет.

То есть - мы еще не видели, не знали... Статье уже было сто лет в обед, когда всё у НИХ там произошло.

-4

В общем, читаем и думаем сами. В самом конце я заскринила две статьи, которые тут же предлагается прочесть местному читателю. Два гвоздя, так сказать, в крышку гроба злобным недоброжелателям Соединенных Штатов Америки:

Итак:

Источники американской мощи
Внешняя политика для изменившегося мира

Джейк Салливан, советник президента США по национальности безопасности

Ничто в мировой политике не является неизбежным. Основополагающие элементы национальной мощи, такие как демография, география, природные ресурсы, имеют значение, но, как показывает история, их недостаточно для того, чтобы определить, какие страны будут определять будущее. Наибольшее значение имеют стратегические решения, которые принимают страны: как они организуют свою внутреннюю жизнь, во что инвестируют, с кем предпочитают сотрудничать и кто хочет сотрудничать с ними, какие войны ведут, какие сдерживают, а каких избегают.

Вступая в должность президента, Джо Байден осознал, что внешняя политика США находится на переломном этапе, когда решения, принимаемые сейчас американцами, будут иметь огромное влияние на будущее. Сильные стороны Соединенных Штатов огромны - как в абсолютном выражении, так и в сравнении с другими странами. Соединенные Штаты имеют растущее население, богатые ресурсы, открытое общество, которое привлекает таланты и инвестиции, стимулирует инновации и изобретательство. Американцы должны с оптимизмом смотреть в будущее. Однако внешняя политика США разрабатывалась в эпоху, которая быстро уходит в прошлое, и теперь вопрос заключается в том, сможет ли страна приспособиться к главному вызову, с которым она сталкивается - конкуренции в эпоху взаимозависимости.

Время после окончания "холодной войны" было периодом больших перемен, но общей чертой 1990-х годов и периода после 9/11 стало отсутствие острой конкуренции между великими державами. В основном же это было следствием военного и экономического превосходства США, хотя и интерпретировалось как свидетельство того, что мир пришел к согласию относительно основного направления развития международного порядка. Сейчас эта эпоха (The post–Cold War) окончательно завершилась. Стратегическая конкуренция обострилась и теперь затрагивает практически все аспекты международной политики, а не только военную сферу. Она (конкуренция) усложняет глобальную экономику. Она меняет подходы стран к решению таких общих проблем, как изменение климата и пандемии. И это ставит фундаментальные вопросы о том, что будет дальше.

Старые представления и структуры должны быть адаптированы к тем вызовам, с которыми США столкнутся в период до 2050 года. В предыдущую эпоху не было желания бороться с явными сбоями рынка, которые угрожали устойчивости американской экономики. Поскольку американские вооруженные силы не имели равных, в ответ на события 11 сентября Вашингтон сосредоточился на негосударственных субъектах и странах-изгоях. Он не сосредоточился на улучшении своих стратегических позиций и подготовке к новой эпохе, когда конкуренты будут стремиться повторить его военные преимущества, поскольку в то время мир еще не выглядел таким. Вашингтон также в основном исходил из того, что мир объединится для преодоления общих кризисов, как это произошло в 2008 году с финансовым кризисом, а не разделится на части, как это произошло бы в случае пандемии, которая случается раз в столетие. Вашингтон слишком часто рассматривал международные институты как незыблемые, не обращая внимания на то, что они носят эксклюзивный характер и не представляют широкое международное сообщество.

В конечном счете, хотя Соединенные Штаты оставались выдающейся мировой державой, некоторые из их наиболее важных мускулов атрофировались. Вдобавок ко всему, с избранием Дональда Трампа у Соединенных Штатов появился президент, который верил, что альянсы являются формой геополитического благополучия. Шаги, которые он предпринимал, нанося ущерб этим союзам, приветствовались Пекином и Москвой, которые правильно воспринимали американские альянсы как источник американской силы, а не как помеху. Вместо того чтобы действовать, формируя международный порядок, Трамп отстранился от него.

Именно с этим столкнулся президент Байден, когда вступил в должность. Он был полон решимости не только устранить непосредственный ущерб, нанесенный альянсам США и их лидерству в свободном мире, но и реализовать долгосрочный проект модернизации американской внешней политики в соответствии с вызовами современности. Эта задача стала особенно актуальной после неспровоцированного вторжения России в феврале 2022 года, а также в связи с ростом активности Китая в Южно-Китайском море и в Тайваньском проливе.

Суть внешней политики президента Байдена заключается в том, чтобы заложить новый фундамент американской мощи, с тем чтобы страна была в наилучшем положении для формирования новой эры таким образом, чтобы защищать свои интересы и ценности и способствовать достижению общего блага. Будущее страны будет определяться двумя вещами - сможет ли она сохранить свои основные преимущества в геополитической конкуренции и сможет ли она сплотить мир для решения транснациональных проблем - от изменения климата и глобального здравоохранения до продовольственной безопасности и инклюзивного экономического роста.

На фундаментальном уровне это требует изменения представления Соединенных Штатов о власти. Эта администрация пришла к власти, полагая, что международная мощь зависит от сильной внутренней экономики и что сила экономики измеряется не только ее размерами или эффективностью, но и тем, насколько она работает на всех американцев и свободна от опасных зависимостей. Мы понимали, что американская мощь также опирается на альянсы, но что эти отношения, многие из которых насчитывают более семи десятилетий, должны быть обновлены и наполнены энергией для решения задач сегодняшнего дня.

ВНУТРЕННИЙ ФРОНТ

После окончания "холодной войны" Соединенные Штаты недооценили важность инвестиций в экономическое развитие страны. В течение десятилетий после Второй мировой войны страна проводила политику смелых государственных инвестиций, в том числе в научные исследования и стратегические отрасли. Эта стратегия обеспечила экономический успех, но со временем Соединенные Штаты от нее отошли. Правительство США разработало торговую политику и налоговый кодекс, в которых уделялось недостаточно внимания как американским рабочим, так и планете в целом. В преддверии "конца истории" многие наблюдатели утверждали, что геополитическое соперничество уступит место экономической интеграции, а большинство полагало, что новые страны, вовлеченные в международную экономическую систему, скорректируют свою политику, чтобы играть по правилам.

Президент Байден уделил приоритетное внимание инвестициям в инновации и промышленную мощь у себя дома - тому, что стало известно как “байденомика”. Эти государственные инвестиции направлены не на то, чтобы выявить победителей и проигравших или положить конец глобализации. Они скорее стимулируют, чем заменяют частные инвестиции. И они укрепляют способность Соединенных Штатов обеспечивать инклюзивный рост, усиливать устойчивость и защищать национальную безопасность.

Администрация Байдена приняла самые масштабные за последние десятилетия законы о новых инвестициях, включая двухпартийный Закон об инвестициях в инфраструктуру и о рабочих местах, Закон по стимулированию производства полупроводников, а также Закон о снижении инфляции. Мы содействуем новым прорывам в области искусственного интеллекта, квантовых вычислений, биотехнологий, чистой энергии и полупроводников, одновременно защищая преимущества и безопасность США с помощью новых правил экспортного контроля и инвестиций, в партнерстве с союзниками. Эта политика принесла свои плоды. Крупномасштабные инвестиции в производство полупроводников и чистой энергии выросли в 20 раз с 2019 года. По нашим оценкам, государственные и частные инвестиции в эти отрасли составят 3,5 трлн. долл. в течение следующего десятилетия. А затраты на строительство в обрабатывающей промышленности удвоились с конца 2021 года.

В последние десятилетия цепочки поставок важнейших полезных ископаемых в Соединенные Штаты стали сильно зависеть от непредсказуемых зарубежных рынков, на многих из которых доминирует Китай. Вот почему администрация работает над созданием устойчивых, долговечных цепочек поставок с партнерами и союзниками в жизненно важных секторах, включая полупроводники, медицину и биотехнологии, важнейшие минералы и аккумуляторы, чтобы Соединенные Штаты не были уязвимы к сбоям в ценах или поставках. Наш подход охватывает полезные ископаемые, которые важны для всех аспектов национальной безопасности, понимая, что секторы связи, энергетики и вычислительной техники так же важны, как и традиционный оборонный сектор. Все это позволило Соединенным Штатам лучше справляться с попытками сторонних держав ограничить доступ американцев к критически важным ресурсам.

Когда наша администрация приступила к исполнению своих обязанностей, мы обнаружили, что, хотя вооруженные силы США являются самыми сильными в мире, их промышленная база страдает от целого ряда неустраненных уязвимостей. После многих лет недостаточного инвестирования, стареющей рабочей силы и перебоев в цепочке поставок важные оборонные отрасли стали слабее и менее динамичными. Администрация Байдена восстанавливает эти отрасли, делая все возможное - от инвестиций в промышленную базу подводных лодок до производства более важных боеприпасов, чтобы Соединенные Штаты могли производить то, что необходимо для поддержания сдерживания в конкурентных регионах. Мы инвестируем в американские силы ядерного сдерживания, чтобы обеспечить их постоянную эффективность в условиях, когда конкуренты наращивают свои арсеналы, и одновременно демонстрируем открытость к будущим переговорам по контролю над вооружениями, если конкуренты будут заинтересованы в этом. Мы также сотрудничаем с самыми инновационными лабораториями и компаниями, чтобы обеспечить использование новейших технологий в превосходном конвенциональном потенциале США.

Будущие администрации могут отличаться от нашей в деталях того, как использовать внутренние источники национальной силы. Это легитимная тема для дискуссий. Но в условиях жесткой конкуренции не может быть сомнений в том, что Вашингтону необходимо преодолеть барьер между внутренней и внешней политикой и что крупные государственные инвестиции являются важнейшим элементом внешней политики. Президент Дуайт Эйзенхауэр делал это в 1950-х годах. Сегодня мы делаем это снова, но уже в партнерстве с частным сектором, в координации с союзниками и с упором на современные передовые технологии.

ТЕПЕРЬ ВСЕ ВМЕСТЕ

Союзы и партнерские отношения Соединенных Штатов с другими демократическими странами были их величайшим международным преимуществом. Они помогли создать более свободный и стабильный мир. Они помогали сдерживать агрессию или обращать ее вспять. И они означали, что Вашингтону никогда не приходилось действовать в одиночку. Но эти альянсы были созданы для другой эпохи. В последние годы Соединенные Штаты недостаточно использовали или даже подрывали их.

Президент Байден с момента вступления в должность ясно дал понять, какое значение он придает американским альянсам, особенно учитывая скептическое отношение к ним его предшественника. Но он понимал, что даже те, кто поддерживал эти альянсы на протяжении последних трех десятилетий, часто упускали из виду необходимость их модернизации для конкуренции в эпоху взаимозависимости. Соответственно, мы укрепили эти союзы и партнерства существенным образом, что улучшило стратегические позиции США и их способность справляться с общими вызовами. Например, мы мобилизовали глобальную коалицию стран для поддержки Украины, которая защищается от неспровоцированной агрессии, и для того, чтобы навязать издержки России. В состав НАТО вошла Финляндия, за которой вскоре последует Швеция - две исторически внеблоковые страны. НАТО также скорректировала свою позицию на восточном фланге, развернула потенциал для реагирования на кибератаки против своих членов и инвестировала в свою противовоздушную и противоракетную оборону. Кроме того, США и ЕС значительно углубили сотрудничество в области экономики, энергетики, технологий и национальной безопасности.

Аналогичные действия мы предпринимаем и в Азии. В августе мы провели исторический саммит в Кэмп-Дэвиде, который закрепил новую эру трехстороннего сотрудничества между США, Японией и Южной Кореей и позволил поднять на новую высоту двусторонние альянсы США с этими странами. Перед лицом опасных и незаконных ядерных и ракетных программ Северной Кореи мы работаем над тем, чтобы расширенное сдерживание (со стороны) Соединенных Штатов было как никогда сильным, чтобы регион оставался мирным и стабильным. Именно поэтому мы заключили Вашингтонскую декларацию с Южной Кореей, и именно поэтому мы продвигаем с Японией обсуждение расширенного трехстороннего сдерживания.

Салливан и Байден после встречи с Зеленским. Киев. Украина. Февраль 2023 года. Фото  Evan Vucci / Reuters
Салливан и Байден после встречи с Зеленским. Киев. Украина. Февраль 2023 года. Фото Evan Vucci / Reuters

В рамках AUKUS - трехстороннего партнерства США, Австралии и Великобритании в области безопасности - мы объединили оборонно-промышленные базы трех стран для производства атомных подводных лодок с обычным вооружением и расширения сотрудничества по таким передовым технологиям, как искусственный интеллект, автономные платформы и радиоэлектронная борьба. Доступ к новым объектам в рамках соглашения об оборонном сотрудничестве с Филиппинами укрепляет стратегическую позицию США в Индо-Тихоокеанском регионе. В сентябре президент Байден посетил Ханой, чтобы объявить о повышении уровня отношений между США и Вьетнамом до всеобъемлющего стратегического партнерства. "Четверка", объединяющая США, Австралию, Индию и Японию, открыла новые формы регионального сотрудничества в области технологий, климата, здравоохранения и безопасности на море. Мы также инвестируем в партнерство XXI века между США и Индией - например, в рамках американо-индийской инициативы в области критических и новых технологий. В рамках Индо-Тихоокеанской экономической рамочной программы процветания мы углубляем торговые отношения и заключаем первые в своем роде соглашения по устойчивости цепочек поставок, экологически чистой энергетике, антикоррупционному и налоговому сотрудничеству с 13 различными партнерами в регионе.

Администрация укрепляет партнерские отношения США за пределами Азии и традиционных региональных связей. В декабре прошлого года на первом с 2014 года американо-африканском саммите лидеров США взяли на себя ряд исторических обязательств, включая поддержку членства Африканского союза в G-20 и подписание меморандума о взаимопонимании с секретариатом Африканской континентальной зоны свободной торговли, что позволит создать общий рынок континента с населением 1,3 млрд человек и объемом 3,4 трлн долларов. Ранее, в 2022 г., мы активизировали действия Западного полушария в области миграции, приняв Лос-Анджелесскую декларацию по миграции и защите, и запустили инициативу "Партнерство Америк для экономического процветания", призванную стимулировать экономический подъем Западного полушария. Мы также создали новую коалицию с участием Индии, Израиля, США и Объединенных Арабских Эмиратов, известную как I2U2. Она объединяет Южную Азию, Ближний Восток и США в рамках совместных инициатив в области водных ресурсов, энергетики, транспорта, космоса, здравоохранения и продовольственной безопасности. В сентябре этого года Соединенные Штаты совместно с 31 страной Северной Америки, Южной Америки, Африки и Европы создали Партнерство для Атлантического сотрудничества с целью инвестирования в науку и технологии, содействия устойчивому использованию океана и предотвращения изменения климата. Мы создали новое глобальное киберпартнерство, объединяющее 47 стран и международных организаций для борьбы с таким злом, как вымогательство.

Это не единичные усилия. Они являются частью самоукрепляющейся системы сотрудничества. Ближайшие партнеры США - это демократические страны, и мы будем энергично работать над защитой демократии во всем мире. Саммит за демократию, который президент впервые созвал в 2021 году, создал институциональную основу для углубления демократии и продвижения системы управления, борьбы с коррупцией и прав человека, а также для того, чтобы заставить другие демократические страны определять наряду с Вашингтоном повестку дня. Однако круг стран, поддерживающих видение Вашингтоном свободного, открытого, процветающего и безопасного мира, широк и влиятелен, и в него входят страны с различными политическими системами. Мы будем сотрудничать с любой страной, готовой отстаивать принципы Устава ООН, в том числе и в деле укрепления прозрачного и подотчетного управления, поддержки демократических реформаторов и правозащитников.

Мы также укрепляем связи между альянсами США в Индо-Тихоокеанском регионе и в Европе. Соединенные Штаты сильнее в каждом регионе благодаря своим союзам в другом. Союзники в Индо-Тихоокеанском регионе являются убежденными сторонниками Украины, в то время как союзники в Европе помогают Соединенным Штатам поддерживать мир и стабильность по ту сторону Тайваньского пролива. Усилия президента по укреплению альянсов также способствуют наибольшему за последние десятилетия распределению бремени. Соединенные Штаты просят своих союзников активизироваться и в то же время сами предлагают больше. Примерно 20 стран НАТО находятся на пути к достижению цели по расходованию двух процентов своего ВВП на оборону в 2024 году, по сравнению всего с семью странами в 2022 году. Япония пообещала удвоить свой оборонный бюджет и закупает ракеты "Томагавк" американского производства, что усилит ее сдерживание конкурентов, обладающих ядерным оружием, в регионе. В рамках проекта AUKUS Австралия осуществляет крупнейшие в своей истории единовременные инвестиции в оборонный потенциал, одновременно вкладывая средства в оборонно-промышленную базу США. Германия стала третьим по величине поставщиком оружия на Украину и отвыкает от российских энергоносителей.

ЛУЧШАЯ СДЕЛКА
Первый год пандемии показал, что - если Соединенные Штаты не хотят возглавить усилия по решению глобальных проблем, то никто другой не возьмется за дело. В 2020 году многие мировые лидеры практически не разговаривали друг с другом. Группа семи с трудом смогла объединиться, когда на нее обрушился удар COVID-19. Вместо того чтобы тесно координировать свои действия, страны предпринимали разрозненные усилия, которые привели к тому, что пандемия оказалась более тяжелой, чем могла бы быть в ином случае. Президент Байден и его команда всегда считали, что Соединенные Штаты должны играть решающую роль в стимулировании международного сотрудничества, будь то в области мировой экономики, здравоохранения, развития или охраны окружающей среды. Но шокирующий опыт глобального кризиса без глобального лидерства запечатлел это в мировоззрении президента. Взглянув на пугающий спектр глобальных проблем, мы поняли, что нам необходимо не только восстановить лидерство США, но и активизировать нашу игру и предложить миру, особенно странам Юга, более выгодное предложение.

Большая часть мира не озабочена геополитическими соревнованиями; большинство стран хотят знать, что у них есть партнеры, которые могут помочь им решить проблемы, с которыми они сталкиваются, некоторые из которых кажутся экзистенциальными. Эти страны жалуются не на то, что Америки слишком много, а на то, что ее слишком мало. Да, говорят они, мы видим подводные камни сближения с крупными авторитарными державами, но где ваша альтернатива? Президент Байден понимает это. Там, где Соединенные Штаты отсутствовали, теперь они конкурентоспособны. Там, где они были конкурентоспособны, они теперь ведут дела настойчиво и целенаправленно. И делают это в партнерстве с другими странами, совместно решая насущные проблемы.

Соединенные Штаты сохранили свое многолетнее лидерство в области глобального развития, не прекращали жизненно важные инвестиции в здравоохранение и продовольственную безопасность, а также оставались ведущим поставщиком гуманитарной и чрезвычайной продовольственной помощи в период беспрецедентных глобальных потребностей. Сейчас президент Байден возглавляет глобальные усилия, направленные на то, чтобы поднять амбиции на более высокий уровень. Соединенные Штаты уделяют первостепенное внимание достижению прогресса в реализации Целей устойчивого развития ООН. Они расширяют масштабы деятельности многосторонних банков развития, мобилизуют частный сектор и помогают странам высвободить внутренний капитал. В качестве краеугольного камня этих усилий администрация модернизирует Всемирный банк, чтобы он мог решать современные проблемы с достаточной скоростью и масштабом, и мы работаем с партнерами над тем, чтобы значительно увеличить объем финансирования банка, в том числе для стран с низким и средним уровнем дохода. Мы также добиваемся решений, которые помогут уязвимым странам быстро и прозрачно решить проблему неприемлемого долга, высвободив ресурсы, чтобы они могли инвестировать в свое будущее, а не производить изнурительные выплаты по долгам.

В последние годы доминирующее положение занимала китайская инициатива "Пояс и путь", а США отставали в крупномасштабных инвестициях в инфраструктуру развивающихся стран. Теперь Соединенные Штаты мобилизуют сотни миллиардов долларов в рамках Партнерства G-7 по глобальной инфраструктуре и инвестициям для поддержки материальной, цифровой, чистой энергетической и медицинской инфраструктуры в развивающихся странах.

Соединенные Штаты занимают лидирующие позиции в области глобального здравоохранения. Они вкладывают больше средств, чем когда-либо, чтобы к 2030 г. покончить с такими эпидемиями, как ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярия, представляющими угрозу для здоровья населения. Она пожертвовала почти 700 млн. доз вакцины COVID-19 более чем 115 странам и почти половину всех глобальных средств на борьбу с пандемиями, и она по-прежнему бдительно следит за возникающими угрозами. Она помогает 50 странам подготовиться, предотвратить и отреагировать на следующую чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения. Большинство людей, скорее всего, не слышали о недавних вспышках болезни Марбург или Эбола, поскольку мы извлекли уроки из эпидемии Эбола в Западной Африке в 2014 году и отреагировали до того, как вспышки в Восточной, Центральной и Западной Африке приобрели глобальный характер.

Ни одна страна не сможет предложить миру убедительное ценностное предложение, если она не будет серьезно относиться к проблеме изменения климата. Администрация Байдена унаследовала огромный разрыв между амбициями и реальностью, когда речь идет о снижении выбросов углекислого газа. В настоящее время Соединенные Штаты возглавляют глобальное развертывание экологически чистых энергетических технологий в широких масштабах. Впервые страна выполнит свое национальное обязательство по сокращению объемов выбросов парниковых газов в рамках Парижского соглашения и глобальное обязательство по мобилизации 100 млрд. долл. в год для развивающихся стран на борьбу с изменением климата. Она выступила с совместными инициативами, такими как партнерство с Индонезией "Справедливый энергетический переход", которое позволит ускорить переход в энергетическом секторе этой страны при поддержке государственных и частных источников.

Новые партнерства, отвечающие своему назначению, не призваны заменить существующие международные институты. Администрация Байдена работает над укреплением и активизацией этих институтов, обновляя их в соответствии с требованиями современного мира. Помимо модернизации Всемирного банка, президент также предложил предоставить развивающимся странам более широкое участие в работе Международного валютного фонда. Администрация продолжит попытки реформировать Всемирную торговую организацию, чтобы она могла стимулировать переход к экологически чистой энергетике, защищать трудящихся и способствовать инклюзивному и устойчивому росту, продолжая поддерживать конкуренцию, открытость, прозрачность и верховенство закона. Президент призвал провести масштабные реформы Совета Безопасности ООН, чтобы расширить число его постоянных и непостоянных членов и сделать его более эффективным и представительным.

Президент также знает, что странам необходимо сотрудничать в решении задач, которые еще недавно были просто немыслимы. Эта необходимость особенно актуальна в отношении искусственного интеллекта. Именно поэтому мы собрали представителей ведущих американских компаний, отвечающих за инновации в области искусственного интеллекта, чтобы взять на себя ряд добровольных обязательств по созданию искусственного интеллекта безопасными, надежными и прозрачными способами. Именно поэтому правительство США само взяло на себя обязательства в этом направлении, опубликовав в феврале декларацию об ответственном использовании ИИ в военной сфере. И именно поэтому мы развиваем эти инициативы, работая с союзниками, партнерами и другими странами над разработкой надежных правил и принципов регулирования ИИ.

Работа над созданием лучшего ценностного предложения продолжается, но она является важнейшим элементом нового фундамента американской мощи. Это не только правильное решение, оно также отвечает интересам США. Помогая другим странам становиться сильнее, Америка становится сильнее и безопаснее. Она создает новых партнеров и наилучших друзей. Мы будем продолжать формировать позитивное предложение Америки миру. Это абсолютно необходимо, если Соединенные Штаты хотят победить в конкурентной борьбе за формирование будущего международного порядка, чтобы он был свободным, открытым, процветающим и безопасным.

ВЫБИРАЙТЕ СВОИ БИТВЫ
В 1990-е годы в оборонной политике США доминировали вопросы о том, нужно ли и как вмешиваться в дела охваченных войной стран для предотвращения массовых злодеяний. После 11 сентября США переключили свое внимание на террористические группировки. Риск возникновения конфликта между великими державами казался незначительным. Ситуация начала меняться после конфликта России с Грузией в 2008 г. и с Украиной в 2014 г., а также в связи с ускоренной военной модернизацией Китая и его растущими военными провокациями в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях и Тайваньском проливе. Однако приоритеты Америки недостаточно быстро адаптировались к задачам сдерживания агрессии великих держав и реагирования на нее в случае ее возникновения.

Президент Байден был полон решимости адаптироваться. Он завершил участие США в войне в Афганистане, самой продолжительной в истории Америки, и впервые за два десятилетия освободил Соединенные Штаты от содержания вооруженных сил в активных боевых действиях. Этот переход был, безусловно, болезненным - особенно для народа Афганистана, а также для американских военнослужащих и другого персонала, служившего там. Но он был необходим для подготовки американских вооруженных сил к предстоящим вызовам. Один из этих вызовов возник даже быстрее, чем мы предполагали - 24 февраля 2022 года.

Если бы Соединенные Штаты все еще воевали в Афганистане, вполне вероятно, что Россия сейчас делала бы все возможное, чтобы помочь талибам прижать Вашингтон к стенке, не давая ему сосредоточить свое внимание на помощи Украине.

Даже сейчас, когда наши приоритеты смещаются в сторону от крупных военных интервенций, мы по-прежнему готовы бороться с сохраняющейся угрозой международного терроризма. Мы предприняли действия в Афганистане - прежде всего в ходе операции, в результате которой был убит глава "Аль-Каиды" Айман аз-Завахири, - и мы уничтожили другие террористические объекты на поля боя в Сомали, Сирии и других местах. Мы будем продолжать это делать. Но мы также избежим затяжных вечных войн, которые могут сковать силы США и которые мало что сделают для реального уменьшения угроз Соединенным Штатам.

Что касается Ближнего Востока в целом, то президент унаследовал регион, на который оказывалось сильное давление. В первоначальном варианте этой статьи, написанном до терактов ХАМАС в Израиле 7 октября, подчеркивался прогресс на Ближнем Востоке после двух десятилетий, отмеченных масштабной военной интервенцией США в Ираке, военной кампанией НАТО в Ливии, бушующими гражданскими войнами, кризисом беженцев, созданием самопровозглашенного террористического халифата, революциями и контрреволюциями, а также разрывом отношений между ключевыми странами региона. В нем описывались наши усилия по возвращению к взвешенному подходу в политике США, который ставит во главу угла сдерживание агрессии, деэскалацию конфликтов и интеграцию региона через совместные инфраструктурные проекты, в том числе между Израилем и его арабскими соседями. Был и ощутимый прогресс. Война в Йемене достигла 18-го месячного перемирия. Остыли другие конфликты. Региональные лидеры открыто работали вместе. В сентябре президент объявил о создании нового экономического коридора, который соединит Индию с Европой через Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль.

Байден на пресс-конференции. Ханой, Вьетнам. Сентябрь 2023 года. Фото Evelyn Hockstein / Reuters
Байден на пресс-конференции. Ханой, Вьетнам. Сентябрь 2023 года. Фото Evelyn Hockstein / Reuters

В первоначальной версии этой статьи подчеркивалось, что этот прогресс является хрупким и что сохраняются постоянные проблемы, включая напряженность в отношениях между Израилем и палестинцами и угрозу со стороны Ирана. Теракты 7 октября бросили тень на всю региональную картину, последствия которых все еще проявляются, включая риск значительной региональной эскалации. Однако применяемый нами взвешенный подход на Ближнем Востоке остается основой нашей позиции и планирования действий в условиях кризиса.

Как продемонстрировал президент Байден, совершивший 18 октября редкий для военного времени визит в Израиль, Соединенные Штаты решительно поддерживают Израиль, защищающий своих граждан и обороняющийся от жестоких террористов. Мы тесно сотрудничаем с региональными партнерами, чтобы содействовать устойчивой доставке гуманитарной помощи гражданскому населению сектора Газа. И президент неоднократно давал понять, что Соединенные Штаты выступают за защиту гражданского населения во время конфликта и соблюдение законов войны. ХАМАС, совершающий злодеяния, напоминающие самые ужасные злодеяния ИГИЛ, не представляет палестинский народ и не отстаивает его право на достоинство и самоопределение. Мы привержены решению, предусматривающему сосуществование двух государств. На самом деле, наши переговоры с Саудовской Аравией и Израилем о нормализации отношений всегда включали существенные предложения для палестинцев. В случае согласия этот компонент обеспечит сохранение жизнеспособности пути к двум государствам, а также значительные и конкретные шаги в этом направлении со стороны всех заинтересованных сторон.

Мы внимательно следим за тем, чтобы текущий кризис не перерос в региональный конфликт. Мы проводим широкую дипломатическую работу и укрепляем позиции наших вооруженных сил в регионе. С самого начала работы этой администрации мы предпринимали военные действия, когда это было необходимо для защиты американского персонала. Мы стремимся к тому, чтобы Иран никогда не получил ядерное оружие. И хотя военная сила никогда не должна быть средством первой необходимости, мы готовы и готовы применить ее в случае нужды для защиты американского персонала и интересов в этом важном регионе.

Кризис на Ближнем Востоке не отменяет того факта, что Соединенным Штатам необходимо готовиться к новой эпохе стратегической конкуренции, в частности, сдерживать агрессию великих держав и отвечать на нее. Когда мы узнали, что президент России Владимир Путин готовится вторгнуться в Украину, мы столкнулись с проблемой: Соединенные Штаты по договору не обязаны защищать Украину, но если агрессия России останется без ответа, суверенное государство будет уничтожено, а автократам во всем мире будет послан сигнал о том, что сила есть право. Мы пытались предотвратить кризис, дав понять России, что Соединенные Штаты ответят на него поддержкой Украины и продемонстрировав готовность участвовать в переговорах по европейской безопасности, даже если Россия не была настроена серьезно. Мы также использовали намеренное и санкционированное обнародование разведывательных данных, чтобы предупредить Украину, сплотить американских партнеров и лишить Россию возможности создавать ложные предлоги для своего вторжения.

Когда Путин вторгся, мы начали проводить политику, направленную на то, чтобы помочь Украине защитить себя, не посылая американские войска. Соединенные Штаты направили украинцам огромное количество оборонительного оружия и призвали союзников и партнеров сделать то же самое. Они координировали огромную логистическую работу по доставке этих средств на поле боя. На сегодняшний день эта помощь разделена на 47 различных пакетов военной помощи, которые были структурированы таким образом, чтобы отвечать потребностям Украины по мере их изменения в ходе конфликта. Мы тесно сотрудничали с украинским правительством в отношении его потребностей и прорабатывали технические и логистические детали, чтобы убедиться, что его войска имеют все необходимое. Мы также расширили сотрудничество США с Украиной в области разведки и подготовки кадров. Мы также ввели далеко идущие санкции против России, чтобы уменьшить ее возможности.

Президент Байден также четко дал понять, что если Россия нападет на союзника по НАТО, то Соединенные Штаты будут защищать каждый сантиметр союзнической территории, подкрепляя это развертыванием новых сил. Мы начали процесс с союзниками и партнерами США, чтобы помочь Украине создать вооруженные силы, способные защитить себя на суше, на море и в воздухе - и сдержать будущую агрессию. Наш подход к Украине носит устойчивый характер, и, вопреки мнению тех, кто утверждает обратное, он повышает способность Соединенных Штатов противостоять любым непредвиденным обстоятельствам в Индо-Тихоокеанском регионе. Американский народ узнает обидчика, когда видит его. Они понимают, что если США откажутся от поддержки Украины, то это не только поставит украинцев в крайне невыгодное положение при самозащите, но и создаст ужасный прецедент, поощряющий агрессию в Европе и за ее пределами. Американская поддержка Украины широка и глубока, и она будет продолжаться.

ГРЯДУЩАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Очевидно, что мир становится все более конкурентоспособным, что технологии будут разрушительной силой, а общие проблемы со временем будут становиться все более острыми. Однако неясно, как именно будут проявляться эти силы. Соединенные Штаты были удивлены в прошлом (включая Кубинский кризис 1962 года и вторжение Ирака в Кувейт в 1990 году) и, вероятно, будут удивлены в будущем, независимо от того, насколько усердно правительство старается предвидеть грядущие события (а американские спецслужбы многое сделали правильно, включая точное предупреждение в феврале 2022 года). Наша стратегия рассчитана на работу в самых разных сценариях. Инвестируя в источники внутренней силы, углубляя альянсы и партнерства, добиваясь результатов в решении глобальных проблем и сохраняя дисциплину при осуществлении своих действий, Соединенные Штаты будут готовы продвигать свое видение свободного, открытого, процветающего и безопасного мира, независимо от того, какие сюрпризы их ожидают. Мы создали, по словам госсекретаря Дина Ачесона, "ситуации силы".

Наступающая эпоха конкуренции не будет похожа на все, что было раньше. Конкуренция в области европейской безопасности в XIX и начале XX века была в основном региональной борьбой между средними и близкими державами, которая в конечном итоге заканчивалась катастрофой. Холодная война, последовавшая за самой разрушительной в истории человечества, велась между двумя сверхдержавами, имевшими очень низкий уровень взаимозависимости. Она закончилась решительно и в пользу Америки. Сегодняшняя конкуренция принципиально иная. США и Китай экономически взаимозависимы. Соревнование действительно глобальное, но не с нулевой суммой. Общие вызовы, с которыми сталкиваются обе стороны, беспрецедентны.

Нас часто спрашивают о том, чем закончится конкуренция США с Китаем. Мы ожидаем, что в обозримом будущем Китай останется одним из основных игроков на мировой арене. Мы стремимся к свободному, открытому, процветающему и безопасному международному порядку, который защищает интересы США и их друзей и обеспечивает глобальные общественные блага. Но мы не ожидаем конечного результата, подобного тому, который был достигнут в результате распада Советского Союза. Соревнование будет идти по нарастающей - Соединенные Штаты будут добиваться успехов, но и Китай тоже. Вашингтон должен сочетать чувство безотлагательности с терпением, понимая, что важна сумма его действий, а не победа в одном новостном цикле. И нам нужна устойчивая уверенность в том, что мы способны превзойти любую страну. Прошедшие два с половиной года перевернули представления об относительных траекториях развития США и Китая.

Соединенные Штаты продолжают поддерживать значительные торговые и инвестиционные отношения с Китаем. Однако экономические отношения с Китаем сложны, поскольку эта страна является конкурентом. Мы не собираемся извиняться за то, что противодействуем нечестной торговой практике, которая наносит ущерб американским рабочим. И мы обеспокоены тем, что Китай может воспользоваться открытостью Америки для использования американских технологий против США и их союзников. В этих условиях мы стремимся к снятию риска и диверсификации, а не к разъединению. Мы хотим защитить определенное число чувствительных технологий с помощью целенаправленных ограничений, создав то, что некоторые называют "маленьким двором и высоким забором". С разных сторон нас критикуют за то, что эти шаги носят меркантильный или протекционистский характер. Это не соответствует действительности. Это шаги, предпринятые в партнерстве с другими странами и направленные на узкий круг технологий, шаги, которые необходимо предпринять Соединенным Штатам в мире, где все больше споров, для защиты своей национальной безопасности и поддержки взаимосвязанной глобальной экономики.

В то же время мы углубляем технологическое сотрудничество с партнерами-единомышленниками и союзниками, в том числе с Индией и в рамках созданного в 2021 году форума "Торгово-технологический совет США - ЕС". Мы будем продолжать инвестировать в собственный потенциал Соединенных Штатов и в надежные и устойчивые цепочки поставок. Мы будем и дальше продвигать повестку дня, направленную на защиту прав трудящихся в целях обеспечения достойного, безопасного и здорового труда в нашей стране и за рубежом, чтобы создать равные условия для американских работников и компаний.

Временами конкуренция будет очень острой. Мы готовы к этому. Мы решительно выступаем против агрессии, принуждения и запугивания и отстаиваем основные правила дорожного движения, такие как свобода судоходства в море. Как выразился госсекретарь Энтони Блинкен в своей сентябрьской речи: "Просвещенная личная заинтересованность Америки в сохранении и укреплении этого порядка никогда не была так велика". Мы также понимаем, что конкуренты Соединенных Штатов, особенно Китай, имеют принципиально иное видение.

Однако Вашингтону и Пекину необходимо понять, как управлять конкуренцией, чтобы снизить напряженность и найти пути решения общих проблем. Именно поэтому администрация Байдена активизирует дипломатию США в отношениях с Китаем, сохраняя существующие и создавая новые каналы связи. Американцы усвоили некоторые уроки кризисов прошлых десятилетий, в частности, возможность оступиться в конфликте. Взаимодействие на высоком уровне и на постоянной основе имеет решающее значение для прояснения ошибочных представлений, недопущения недопонимания, подачи недвусмысленных сигналов и остановки нисходящих спиралей, которые могут перерасти в серьезный кризис. К сожалению, Пекин часто извлекает иные уроки из управления напряженностью, приходя к выводу, что ограждения могут разжигать конкуренцию так же, как ремни безопасности способствуют неосторожному вождению. (Это ошибочное мнение. Подобно тому, как использование ремней безопасности сокращает смертность на дорогах в два раза, так и общение и элементарные меры безопасности снижают риск геополитических катастроф). Однако в последнее время появились обнадеживающие признаки того, что Пекин может признать ценность стабилизации. Настоящим испытанием станет то, смогут ли эти каналы выдержать неизбежный всплеск напряженности.

Следует также помнить - не все, что делают конкуренты, несовместимо с интересами США. Сделка, заключенная в этом году при посредничестве Китая между Ираном и Саудовской Аравией, частично снизила напряженность в отношениях между этими двумя странами, и Соединенные Штаты также хотели бы такого развития событий. Вашингтон не мог попытаться выступить посредником в этой сделке, учитывая отсутствие у США дипломатических отношений с Ираном, и он не должен пытаться сорвать ее. Приведем еще один пример: США и Китай ведут стремительное технологическое соревнование с высокими ставками, но обе стороны должны уметь совместно работать над рисками, возникающими в связи с искусственным интеллектом. Это не является признаком колебаний. Это отражает ясную оценку того, что искусственный интеллект может создать уникальные проблемы для человечества и что великие державы несут коллективную ответственность за их преодоление.

Вполне естественно, что страны, не связанные ни с США, ни с Китаем, будут взаимодействовать с обоими, стремясь извлечь выгоду из конкуренции и одновременно защищая свои интересы от побочных эффектов. Многие из этих стран считают себя частью глобального Юга - группы, имеющей собственную логику и отчетливую критику Запада, которая восходит к временам холодной войны и основанию Движения неприсоединения. Однако, в отличие от времен "холодной войны", Соединенные Штаты будут избегать соблазна рассматривать мир исключительно через призму геополитической конкуренции или рассматривать эти страны как место для прокси-состязаний. Вместо этого они будут продолжать взаимодействовать с ними на их собственных условиях. Вашингтон должен реалистично оценивать свои ожидания в отношениях с этими странами, уважая их суверенитет и право принимать решения, отвечающие их собственным интересам. Но при этом необходимо четко понимать, что для Соединенных Штатов является наиболее важным. Именно так мы и будем выстраивать отношения с этими странами: чтобы в итоге у них были стимулы действовать в соответствии с американскими интересами.

В ближайшее десятилетие американские официальные лица будут проводить больше времени, чем за последние 30 лет, общаясь со странами, с которыми они не согласны, часто по фундаментальным вопросам. Мир становится все более противоречивым, и Соединенные Штаты не могут общаться только с теми, кто разделяет их взгляды или ценности. Мы будем продолжать работать над формированием общего дипломатического ландшафта таким образом, чтобы продвигать как американские, так и общие интересы. Например, когда Китай, Бразилия и группа из семи африканских стран объявили о намерении предпринять мирные усилия для прекращения конфликта на Украине, мы не отвергли эти инициативы в принципе; мы призвали эти страны провести переговоры с украинскими официальными лицами и предоставить гарантии того, что их предложения по урегулированию будут соответствовать Уставу ООН.

Некоторые из тех семян, которые мы закладываем сейчас, - например, инвестиции в передовые технологии или подводные лодки AUKUS - принесут свои плоды только через много лет. Но есть и вопросы, по которым мы можем и будем действовать уже сейчас, то, что мы называем "незавершенными делами". Мы должны сделать Украину суверенной, демократической и свободной. Мы должны укрепить мир и стабильность в Тайваньском проливе. Мы должны продвигать региональную интеграцию на Ближнем Востоке, продолжая контролировать Иран. Мы должны модернизировать военную и оборонную промышленную базу США. И мы должны выполнить обязательства по инфраструктуре, развитию и климату перед странами Юга.

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС
Соединенные Штаты вступили в третью фазу той глобальной роли, которую они взяли на себя после Второй мировой войны. На первом этапе администрация Трумэна заложила фундамент американской мощи для достижения двух целей: укрепления демократии и демократического сотрудничества и сдерживания Советского Союза. Эта стратегия, продолженная последующими президентами, включала в себя комплексные усилия по инвестированию в американскую промышленность, особенно в новые технологии, в период с 1950-х по 1970-е годы. В 1980-х годах эта приверженность национальной мощи через промышленные инвестиции начала ослабевать, и после окончания "холодной войны" необходимость в ней практически отпала. На втором этапе, когда у США не было равных конкурентов, сменявшие друг друга администрации стремились расширить возглавляемый США порядок, основанный на правилах, и установить модели сотрудничества по важнейшим вопросам. Эта эпоха изменила мир к лучшему по целому ряду параметров: многие страны стали более свободными, процветающими и безопасными, сократилась глобальная бедность, мир эффективно отреагировал на финансовый кризис 2008 г., но это был также период геополитических перемен.

Сегодня Соединенные Штаты находятся в начале третьей эпохи, когда они настраиваются на новый период конкуренции в условиях взаимозависимости и транснациональных вызовов. Это не означает разрыв с прошлым или отказ от достигнутых успехов, но это означает закладку нового фундамента американской силы. Это требует пересмотра давно устоявшихся представлений, если мы хотим оставить Америку более сильной, чем мы ее нашли, и лучше подготовленной к тому, что нас ждет впереди. Исход этого этапа будет определяться не только внешними силами. В значительной степени он будет определяться и выбором самих Соединенных Штатов.

EDITOR’S NOTE

Before this article was posted online, a passage in it about the Middle East was updated to address Hamas's attack on Israel, which occurred after the print version of the article went to press.

-7

*****

Я не предлагаю повесить эту статью на доску лучших. Я просто следую совету Аркадия Райкина из лекции о вреде самогонки - предмет надо изучать, чтобы знать, как с ним следует бороться.