Национальная валюта Казахстана укрепилась к доллару накануне Дня Республики. По итогам торгов на KASE, соотношение составило 475,87 за $1 (минус 2,56).
Обменники Астаны утром 25 октября просят за 1 доллар 480 тенге, за 1 евро 509 тенге, за 1 рубль 5,15 тенге.
После резкого роста в начале недели, цена биткоина немного снизилась (на 1,6%), до $34 032.
Декабрьский фьючерс на нефть сорта Brent подешевел после снижения градуса воинственной риторики на Ближнем Востоке, стоимость на утро 25 октября - $88,11 за баррель.
Мировые цены на пшеницу продолжают оставаться на низком уровне, хоть за сутки декабрьский фьючерс на бирже США прибавил 0,58% и стоит $5,823 за бушель ($213 за тонну).
В Казахстане уборка урожая 2023 года практически завершена. Получено порядка 10 млн тонн пшеницы, в которых доля продовольственного зерна - половина. Еще 2 млн тонн высококачественной пшеницы остается на элеваторах с прошлого года. Итого, страна располагает запасами продовольственного зерна в 7 млн тонн при собственной продовольственной потребности в 1,7 млн тонн.
Конечно, нужно учесть еще и импорт пшеницы, который сейчас разрешен в адрес мукомольных и птицеводческих компаний. Его годовой объем в прошлом сезоне составил до 3 млн тонн. В этом предварительные оценки сходились на 1,5 млн тонн, однако ввоз может быть увеличен в случае необходимости.
В связи с этим, понятны прогнозы правительства по планам экспортировать 5-6 млн тонн пшеницы в нынешнем аграрном сезоне (до 1 сентября 2024 года). Этот объем почти в два раза ниже экспорта сезона 2022-2023, когда за границу было отгружено 9,5 млн тонн пшеницы и муки в зерновом эквиваленте. Но дело в том, что немалую часть часть экспорта прошлого года составило как раз российское зерно, уходившее в Среднюю Азию через Казахстан по "серым" схемам. В результате, ущерб нес и бюджет страны (неуплата НДС), и железнодорожники (уход трейдеров от транзитного тарифа).
Стратегия борьбы КТЖ с контрабандой (очевидно, поддержанная правительством) в нынешнем сезоне состоит в строгом регулировнии как объемов экспорта, так и импорта российской пшеницы. Экспортерам с начала осени отказывают в согласовании дополнительных планов отгрузок, а основные планы "режут" таким образом, чтобы общий объем перевозок зерна за границу не превышал 500 тыс. тонн в месяц. Причина этого понятна с учетом годового экспортного потенциала не выше 6 млн тонн (12х500 тыс.=6 млн).
То же самое касается импорта российской пшеницы - согласование планов идет очень тяжело, о чем сообщают мукомолы. И тут, видимо, причина не только в борьбе с реэкспортом, но также и в том, что пока правительство не заинтересовано в притоке более дешевого российского зерна на внутренний рынок. Власти хотят сохранить более высокие внутренние цены на пшеницу, чтобы дать заработать фермерам, недополучившим урожай в силу неблагоприятной погоды. Как минимум, сохранение этой ситуации стоит ожидать до конца 2023 года, пока аграрии не рассчитаются по текущим кредитным обязательствам.
В этих условиях цены на пшеницу сложились таким образом: рядовое мукомольное зерно на внутреннем рынке стоит 125 тыс. тенге/тонна, тогда как российское официально (с уплатой всех пошлин и транспортными расходам) можно завезти примерно по 105 тыс. тенге.
За пшеницу Hi-Pro просят до 140 тыс. тенге/тонна, но ее очень мало, и нет гарантий, что при высоком проценте клейковины, у нее и число падения окажется выше 200.
В целом же, наличие высококачественной пшеницы на рынке позволило бы мукомолам "улучшить " с ее помощью часть зерна 4 класса, доведя до приемлемых характеристик. В этом смысле рассчитывать можно только на импорт из России. Зернопереработчики ждут, когда эти поставки стабилизируются. Но как мы уже отметили, ожидать этого раньше начала 2024 года не стоит.
Таким образом, через ограничения экспорта и импорта "руками" КТЖ правительство стабилизировало цены на пшеницу внутри страны на том уровне, который считает оптимальным, 125 тыс. тенге/тонна.
Поэтому, в настоящий момент эксперты не ждут существенного роста цен на пшеницу на внутреннем рынке. Во-первых, спрос на нее невысок в силу ограниченности экспорта и зерна, и муки. Во-вторых, остается фактор поступления более дешевой российской пшеницы. В-третьих, в стране есть огромный объем пшеницы низкого качества, который удовлетворяет спрос на фураж и отчасти служит источником сырья для производства муки в случае смешивания с пшеницей Hi-Pro.
Единственным фактором роста цен на пшеницу в Казахстане может стать укрепление российской валюты. Если она достигнет прогнозируемого уровня в 90 рублей за $1, то российская пшеница будет заходить в Казахстан на 5 тыс. тенге дороже, чем это происходит сейчас. И тогда и казахстанская пшеница может подорожать до 130 тыс. тенге/тонна.
Сергей Буянов, впервые опубликовано на ElDala.kz