Исполнительница главной женской роли рассказала о работе с Никитой Кологривым, о том, почему роль рыбы мечты — «второстепенного» персонажа — превратилась в основообразующую и том, могут ли кардинально меняться люди.
Компания СТВ, давно и успешно адаптирующая сказки для кино, кажется, сделала этот жанр для себя приоритетным. Не успели отгреметь кассовые сборы «Конька-Горбунка», как студия запустила в производство целые две волшебные истории. Съемки «Огнива» недавно завершены, а вот сказка «По щучьему велению» выходит в прокат уже 26 октября. Любопытно, что сделаны два фильма практически одной и той же съемочной группой: режиссер Александр Войтинский, художники Ольга Михайлова, Надежда Васильева, Анастасия Каримулина и продюсер Сергей Сельянов. Вот только актерский состав разный.
Сюжет «По щучьему велению» сначала очень напоминает старую добрую сказку про лентяя Емелю (Никита Кологривый), на голову которого сваливается уникальная возможность — загадать любые желания и наконец жениться на царской дочери. Только вместо бесконечных желаний их оказывается всего три, влюбленность не появляется со взмахом щучьего хвоста и чтобы добиться руки царевны Анфисы (Алина Алексеева), ему придется пройти не одно испытание. В этом герою поможет волшебная щука (Мила Ершова) — самая человечная из всех рыб. Героям предстоит долгое путешествие, в котором понятия «любовь», «сила» и «счастье» обретут подлинные смыслы. Послушаем, что думает обо всем этом актриса.
Об инфантилах, дураках и праве на чудо
– Мила, в каком возрасте ты узнала сказку «По щучьему велению»? Разница восприятия событий этой истории тогда и сейчас?
– Про все сказки можно сказать, что они у нас заложены в культурном коде и, даже не зная, не читая материал, мы уже что-то представляем. Как минимум фразу «По щучьему велению» все слышали и легко представляют себе Емелю, который лежит на печи или Василису Прекрасную и Премудрую. Сказки всегда с нами.
Но восприятие, конечно, сейчас другое. В детстве это была просто очередная сказка, а сейчас, после работы над фильмом и переосмыслением произведения, видишь историю иначе, да она в целом в нашей картине другая. Фильм — компиляция из нескольких сказок и в нем самые разные персонажи. Например, моя героиня – волшебница – веселая, добрая, умная. В сказке, которую мы все помним с детства, Щука ни в кого не превращалась. А у нас Щука превращается в Василису, девушку-волшебницу, которую я и играю. Щуку я не только озвучиваю: хоть это и цифровая героиня, но во время съемок эпизодов с компьютерной графикой, я тоже играла на площадке, чтобы другим актерам не пришлось просто разговаривать с муляжом.
– Никогда не казалось странным, почему в этой истории лентяй получает шанс на чудо?
– В оригинале Емеля просто лежал на печи и единственное, что сделал за всю сказку, это поймал рыбу. Дальше за него все делает щука, количество желаний неограниченно, он просто тратит их налево и направо, делает все, что хочет и не выносит из этого никаких уроков. Его цели, развитие событий кажутся бессмысленными. Неясно, чему это вообще может научить. Эта сказка напоминает сериалы, в которых завалена концовка.
В нашем фильме же совсем иначе. Емеля меняется, находит выходы из самых разных ситуаций. У фильма есть логика, свои правила волшебного мира. Моя героиня Щука тоже превращается в девушку не просто так. Создатели фильма придумали почему, при каких обстоятельствах это произошло и при каких условиях она вернется обратно в рыбий облик, а при каких — нет.
В нашей сказке есть и ограничения по желаниям. Их всего три. По сюжету Емеля потратил два впустую, а третье он приберег, стал мыслить в сторону самостоятельного решения проблем. Это такая метафора нашего времени, она про трудолюбие, про то, что ты многое можешь сделать сам и не полагаться исключительно на чудо. Верить в себя нужно. В итоге последнее желание герой потратил на очень ценное – то, что он сам бы точно не смог осуществить. Так Емеля научился действовать рационально.
– Твоя героиня — и щука, и одновременно человек, помогающий Емеле выполнять капризы коварной принцессы. Что главное в характере Василисы? Кажется, ирония? Она феминистка?
– Она абсолютно независима, полноценна и самостоятельна в нашей истории. Для меня важно, чтобы она была не просто дополнительной функцией, которая сопровождает главного героя. Типа, он весь такой молодец, проходит испытания, а она просто в качестве красивого вдохновения выступает, которого может и не быть. Вообще, вот ее убей — и ничего не поменяется. Для меня было важно, чтобы это был самодостаточный персонаж, так в итоге и вышло.
У Василисы свой характер и мнение, она однозначно мудрее Емели, и она последовательно его направляет. То есть не указывает на его глупость или растерянность в сложные моменты, а идеально так «выстеливает» процесс. В общем, она сопровождает его не как бессмысленный меченосец, а … как бы не заспойлерить? … поддерживает персонажа, влияет на его рост.
– Почему Емеля — классический инфантильный дурачок — герой? В жизни ты бы обратила внимание на такого человека?
– Нет, а кто бы обратил? Такое только в сказках, но у нас в сюжете тоже не все просто. Василиса помогает герою не потому, что она — альтруист и всех хочет спасти, у нее свои цели и выгоды. Почему ей надо быть на суше, почему ей надо как-то определенно проводить время с героем? Все продумано.
– То есть они используют друг друга себе во благо?
– Абсолютно, ну все мы такие, чего лукавить. Но все-таки так только в начале фильма, дальше события развиваются таким образом, что им становится весело и приятно проводить время друг с другом.
– Емеля в сказке развивается и из инфантильного папиного сынка превращается в самостоятельного мужчину. А в реальности такое встречала? Веришь в то, что люди могут так меняться?
– Да, наверное, могут, потому что все-таки эта инфантильность иногда бывает чертой характера, а иногда человек просто еще не созрел. Иногда обстоятельства так складываются, что ты и за день можешь повзрослеть. Все очень индивидуально.
Об условиях съемок, спецэффектах и работе с Никитой Кологривым
– Съемки проходили в Сибири. Расскажи, каково это, работать в суровых климатических условиях?
– Никаких неудобств лично у меня не было. Зимой там около минус 30 градусов, но меня это никак не смущало. Это вот Никита был в костюме, бегал по морозу и на печке трюки выполнял. А я в тот период просто занималась озвучкой Щуки, была в своей утепленной одежде.
– Но вы жили и в настоящих избах и теремах. Они были оборудованы всем необходимым или чего-то не хватало? Как, например, обстояли дела с интернетом?
– Да, группа проживала прямо в съемочной локации — в туристическом комплексе. У нас с Никитой были крутые номера: кондиционер, душ, все нужные элементы для отдыха. Wi-Fi не было, но у нас и свой интернет отлично работал. Не было никакой изоляции от внешнего мира. Рядом Тобольск, на экскурсию туда ездили и в ресторанах ужинали. Особенно понравились котлеты из щуки.
– Все-таки ела! А не изменилось отношение после съемок к этой рыбе? Не появилось какой-то жалости?
– Нет, конечно, ем спокойно и с удовольствием.
– С какими «компьютерными» элементами съемок ты взаимодействовала? Каково это — общаться с нарисованными персонажами? Что, кого вместо них ты видела?
– У меня такое было только с котом Баюном. Александр Войтинский был не только нашим режиссером, но еще и актером, подарившим мимику и пластику Коту, которого потом рисовали на компьютере. Это уже потом кот заговорил голосом Сергея Бурунова. Роль баяна-самоиграна исполнял реальный человек, на съемках он играл на инструменте и только потом его вырезали на монтаже, оставив музыкальный инструмент.
– А что насчет реальных актеров? Какой партнер Никита Кологривый?
– Партнер он самый лучший. Это наш первый совместный проект, но знакомы давно. Многие актеры где-то знакомятся случайно. Либо в саду «Эрмитаж», либо в институтах, где-то на показах друг у друга. Так же с Никитой — невозможно уже вспомнить где мы познакомились впервые. Но полноценно мы с ним познакомились уже на пробах, работали в паре. У нас было время придумать сцену и развести ее, получилось четко и быстро.
Я считаю, что это судьба. Очень важно, кто твой партнер на пробах. Бывают такие люди, которые завалят тебя и все, режиссер тебя уже не разглядит. Иногда бывают ситуации, что ты на фоне партнера выглядишь выгодно, а иногда он просто тебя за собой тащит в яму и ничего уже не сделать. А у нас с Никитой все было просто идеально, сразу сориентировались. Буквально за 20 минут все сделали. Повезло, потому что сводят партнеров очень ситуативно. Мы легко сработались, хоть раньше вообще не общались.
– Отдельным персонажем проекта стала печь — со своим характером и мнением. Насколько мы знаем, ее функционал был разным: мчать со скоростью 50 км, крутиться, подпрыгивать. Расскажи, как ты это видела на съемках? Лично каталась на печке?
– Внутри печи был трактор, он и тянул ее. На саму печь тоже залезала, мало приятного, если честно. Это только звучит классно, а на самом деле она постоянно трещит, гудит, ты чувствуешь каждый камень пока едешь по полю, дрожишь весь, а нужно сыграть будто тебе очень весело и приятно.
– В царство Кощея вы с Никитой плыли по импровизированному каналу. Как он выглядел в реальности?
– Это был огромнейший бассейн в 50 квадратов в огромном павильоне и все вокруг было обтянуто черной тканью, чтобы отрегулировать освещение. Художники-постановщики — просто гении! Все, что можно было не рисовать, они делали в реальности. Например, кадры с водой из проруби, которой Емелю окатило, это реальная работа, не графика. И крутящаяся печка, которая по рельсам катилась. Печек было пять, сделали и для лета, и зимы — самые разные, что просто поражает. Берег Кощеева царства тоже делали вручную, добавили химический огонь со специальным составом, который не обжигал кожу. Кусочки скал были сделаны на площадке и даже черный песок завозили.
О профдеформации, жизни вне съемок и важных актерских навыках
– Ты встречаешься с актером Святославом Рогожаном. Сказывается ли профдеформация на отношениях?
– Ну мы — не истеричные больные, которые продолжают играть после выхода со съемок. У нас идеальный тандем, часто помогаем друг другу разбирать пробы, сценарии друг другу читаем. Бывает, скидывают несколько сценариев на просмотр, могу про себя читать, а ему пересказывать, и Святослав может дать совет из разряда «отказываться или брать». Мы вместе ходим на мероприятия, понимаем друг друга, не ревнуем. Сцены с поцелуями не воспринимаем серьезно, потому что это работа.
– И все-таки после рабочего дня вы разбираете именно рабочие вопросы. Это разве не профдеформация? Вообще умеете переключаться?
– Да, работа продолжается и за пределами студии, как тут забыть про нее. Мы слишком зациклены на своей профессии и даже в диалогах с друзьями из нашей сферы всегда в какой-то момент замечаем, что разговариваем только о работе. Думаю, что это скорее минус. Стараемся просто переключать тему, потому что порой надоедает. Конечно, нужно иметь другие хобби и отвлекаться.
– А есть у тебя такие хобби?
– Я хожу в зал, в мото- и автошколу одновременно.
– Это для себя или снова для работы?
– (Смеется) Для работы! Я вообще не хочу ездить на мотоцикле, только для съемок, если понадобится. По закону я не имею права даже с включенным двигателем на мотоцикле сидеть без прав. В управлении машиной мне тоже нужны навыки, иногда в кадре я должна выезжать сама за рулем, а по итогу это делает дублер, что очень затратно по времени. Но за рулем машины я хотела бы перемещаться и в обычной жизни, это удобно.
– А есть что-то еще чему хочется научиться для съемок?
– Да, огневая подготовка. Хочу научиться стрелять, чтобы это выглядело натурально в кадре. Нельзя идти от обратного: вот меня утвердят и тогда научусь. Надо к съемкам это уже уметь. И тогда я могу просто вспомнить, как надо на площадке. Большая разница между уметь и вспомнить. С набором навыков ты, как минимум, конкурентоспособен. Талантливых много, а вот тех, кто уже готов выполнять заданную работу с техникой и оружием — поискать надо. Ну а так, в плане актерского арсенала, конечно, полезен английский язык, вокал и танцы.
О костюмах, отношениях с режиссером и главном желании
– Расскажи про съемочные костюмы, это отдельное достояние фильма «По щучьему велению». Удобно ли в них работать? Сколько всего костюмов было у твоей героини?
– Первый сарафан, в котором я весь фильм практически проходила, достаточно удобный. Тяжелый, но я привыкла со временем, а вот второй костюм для финала был сделан — с чешуйками, распечатанными на 3D-принтере. Их затем сшивали и превращали в цельное платье-броню. Костюм очень красивый, но дико кололся из-за особенностей материала. Все круто, но сидеть в нем было невозможно, приходилось постоянно быть на ногах.
– Команда костюмеров создавала наряды под тебя? Они сами понимали, как тебя одеть или все-таки ближе узнавали, чтобы попасть в идеальный образ?
– Ой, они — профессионалы, все идеально было выверено. Обычно я часто лезу в костюм, примерочный цех — это моя огромная любовь. Мне вечно все не нравится, прошу что-то менять, переделывать. А тут настоящие гении, которые работали на больших исторических и сказочных проектах. Они понимают в этом в миллион раз больше меня. Я только примеряла. Ну, могла попросить воротник пониже сделать, чтобы не кололся — но это максимум.
– «Мила Ершова – актриса непростая, с глубиной, в которой можно утонуть», — описывает тебя режиссер Александр Войтинский. Что он имеет в виду?
– Не знаю, какая-то постирония получается. Могу сказать, что вначале мы разговаривали с Александром немного на разных языках, банально потому, что у меня не было насмотренности в сказочных форматах. Там ведь тоже продуман каждый герой, наделен характером, преследует свои цели, но это все равно выглядит легче чем, например, игра в драмах. А я в тот момент смотрела только драмы в силу большой любви к ним. И вот уже на съемках я все копала, копала, исследовала варианты игры, часто усложняла сцены, а мне все говорили, что надо проще, легче играть. Уже позже я начала понимать, как правильно — посмотрев другие фильмы и пообщавшись с коллегами. Поняла, что режиссер прав. Вот, думаю, он говорил к этому, какая-то в этом видна ирония.
– Хочется завершить на сказочной ноте, поэтому давай пофантазируем. Если бы тебе однажды повстречалась щука, исполняющая желания, что бы ты загадала?
– Все очень просто — здоровья себе и своим близким. Это самое главное в жизни.
Смотрите фильм «По щучьему велению» в кинотеатрах с 26 октября