Я много делаю, впахиваю больше, чем окружающие, четыре года не был в отпуске.
Руководящий пост, большой штат в подчинении. Кабинет с хорошим видом.
Казалось бы, я же сам этого хотел. Эту работу, эту должность, деньги, статус.
Тогда почему в офис идти противно? Хочется как в том фильме, взять канистру и поджечь это все.
Да и успешным я себя не чувствую, если быть честным. Если это и есть успех, то я явно хотел чего-то не того.
Как мы оказались в этой точке?
Иногда случается так, что желания, которые мы реализуем, на самом деле не наши. Мы впитываем с детства чужие установки и ожидания, и нам начинает казаться, что мы и сами этого хотим: быть отличником, никогда не подводить маму, всегда быть опрятным, быть ответственным и всегда думать наперед, всегда держать лицо и никогда не позволять себе кричать, или, наоборот, всегда отстаивать себя всеми силами и давать сдачи.
Мы можем впитать чужое ожидание о том, что нужно обязательно стать юристом, или пойти работать в банк, или быть большим начальником. Что творчеством не заработаешь, музыкант — не профессия. Что обязательно нужна дача и свой дом, как иначе. Или что женщина должна заниматься детьми и домом, а мужчина должен быть добытчиком и ни за что не должен стоять у плиты.
В каждой семье свои мифы о том, как должен выглядеть мир, о критериях правильности и успешности, которые маленький ребенок, как губка, впитывает в себя. Эти мифы опаснее других, потому что развеять их выходит гораздо сложнее. Миф о найденных в капусте детях или Дедушке Морозе растворяется очень рано: старшеклассники или друзья во дворе быстро доносят, что мир на самом деле устроен не так. Но мало кто сверяется с окружающими в том, какой он в целом — этот самый правильный мир. Как выглядит успешный человек, хороший мальчик или хорошая девочка.
Я всегда знала, что должна быть самой лучшей, чтобы за меня было не стыдно. Всегда опрятно одетой, вести себя прилично. Нельзя позволять себе вести себя вызывающе, иначе что подумают люди? Краситься ярко нельзя, открытую одежду тоже. Приличная девушка так себя не ведет, она держится достойно.
Мне сложно позволить себе надеть платье выше колена или накрасить губы, это как будто сразу делает меня слишком вызывающей.
В нашей семье был миф о том, что большие деньги честным трудом не заработаешь. Если у кого-то водятся деньги, он точно жулик, где-то заработал нечестно. Деньги портят людей.
Мне за тридцать, я успешный и признанный на рынке специалист, у меня стопка наград в своей сфере. И все равно, каждый раз называя цену за свои услуги, я чувствую, как будто обманываю. Не может столько стоить моя работа, это слишком много — хотя объективно я называю цену ниже рынка.
Я с детства хотел быть врачом. Но у нас в семье все математики, и отец сказал, что там у врачей все куплено в институте. Если нет связей, нет смысла даже соваться. Без связей потом отправят участковым терапевтом, и дальше никуда не пустят, буду до конца дней бабкам давление мерить. И потом, вот отучусь я на врача, а потом пойму, что не хочу им работать. И куда мне идти?
А на мехмате классическое образование, после мехмата куда угодно можно. Главное же что там мозги структурируют, все по полочкам раскладывают, начинаешь понимать, как что в мире устроено. Короче, меня отправили на мехмат.
Результат таких "псевдо" желаний и установок, которые мы получили по наследству и тащим за собой — то самое выгорание. Отсутствие мотивации что-то делать, чувство хронической усталости, разочарование в себе и мире, даже если для него нет никаких объективных поводов. Напротив, со стороны может казаться, что у человека все есть: карьера, семья, статус, все необходимые для успешного успеха атрибуты.
Как отличить свои настоящие желания от "псево", чужих установок?
Чужие установки как правило начинаются со слов "надо", "должен" или "должна", "все", "всегда", "нормальный" или "нормальная", "правильно", "никто", "никогда" и так далее.
Все приличные люди знают четыре языка.
Никто не ходит в одежде с леопардовым принтом.
Надо заниматься инвестициями, деньги не должны лежать.
Нормальный человек не поедет в Сочи автостопом.
При этом в установке может не быть ничего плохого. Знать языки в самом деле полезно, а автостоп может быть рисковым предприятием. Тут дело в другом — хотите ли вы в самом деле так жить, или это просто унаследованный из прошлого багаж, с которым вполне можно попрощаться, чтобы он не тянул спину?
Переведите те же установки на язык "хочу", и внутри сразу появится понимание, что ваше, а что нет.
Я хочу знать четыре языка?
Я не хочу ходить в одежде с леопардовым принтом?
Я хочу заниматься инвестициями?
Я не хочу ехать в Сочи автостопом?
Продолжение следует