У путешественников в Новосибирск безоговорочным лидером по посещению является аквапарк. Часто в дополнение к нему можно услышать про планетарий и зоопарк – стандартный набор туриста. «Да, аквапарк обязательно», – планировала я. Но душа требовала чего-то неординарного. При поиске этого самого «неординарного» интернет выдал музей мировой погребальной культуры, или, проще, – музей смерти. Пугающе, правда? Но отзывы посетителей, всё-таки не испугавшихся ни места нахождения этого необычного музея – территория крематория, ни экспонатов – гробов и катафалков, говорили о том, что побывать здесь однозначно стоит.
Её не бывает без жизни
Не каждый решится на посещение музея смерти. И откровенно скажу, не все поддержали моё решение. Впервые в жизни, ожидая экскурсию, я проводила время за кофе в окружении зловещих сувениров – черепов, гробов и крестов. Даже гравировка на зеркале указывала на тематическое направление этого музея: латинское Memento mori призывало «помнить о смерти».
Три огромных, отдельно стоящих здания. Десятки экспозиций и тысячи экспонатов со всего мира. Экскурсия два с половиной часа без перерыва. Кажется, как возможно слушать столько времени о смерти?!
Но все мы знаем: смерти не бывает без жизни, а жизни – без любви. Поэтому прежде всего мы, посетители, окунулись в мир, где есть место любви и преданности, богатству и известности, пороку и коварству… А смерть звучала как финал историй о жизни.
Спал ли Гоголь летаргическим сном?
Музей смерти раскрывает многие тайны, а также даёт возможность по-новому взглянуть на привычные вещи.
Так, ёлка сегодня для нас самое что ни на есть праздничное дерево. Её хвойный запах вкупе с мандаринами нам извещает о приближении всеми любимого Нового года. Так было не всегда. У славян ель считалась похоронным деревом – из нее мастерили венки, ветвями выстилали дорогу к кладбищу или бросали на пол в доме умершего. Также было принято хоронить между двумя ёлками самоубийц. Фраза «угодить под ёлку» означала «умереть».
Впервые украшать еловыми ветвями дома распорядился Петр I. Но традиция не прижилась. Ёлка в разные эпохи то служила украшением, то попадала под запрет. Опала закончилась в 1935 году. Ёлка выбралась «из подполья», и уже 87 лет, как она, нарядная, приходит к нам на праздник.
Как известно, в похоронном деле существуют стандарты: утверждена глубина могилы, расстояние между ними. Кто установил нормы и зачем? Как оказалось, и здесь без Петра I не обошлось. До его правления захоронения совершались беспорядочно. Тела складывали в глубокую яму. После заполнения могилу засыпали землёй, а неподалеку рыли новую.
В 1723 году Петр I издал указ относительно глубины могилы: рыть не менее трёх аршин – чуть более двух метров. Главной причиной подобного нововведения была высокая смертность из-за распространения различных заболеваний. Сокрытие трупов на большой глубине предотвращало возникновение эпидемий.
Говорили и о самом загадочном писателе. Не каждый ученик прочитал гоголевского «Ревизора» или «Мёртвые души», но, пожалуй, каждый посвящён в таинство вокруг смерти Николая Васильевича. Летаргический сон и Гоголь звучат как синонимы. А был ли на самом деле у писателя тот самый сон?
Спустя 79 лет после смерти могилу Николая Васильевича вскрыли для перенесения останков на Новодевичье кладбище. При эксгумации находилось не более 20 человек. Среди них – писатель Владимир Лидин. Именно он рассказал и написал о том, что гроб Гоголя хорошо сохранился, но обивка изнутри была исцарапана, а скелет лежал в неестественно скрученной позе. Его рассказы были противоречивы. К тому же он слыл неистощимым на выдумки, а как бы выразились современники – любителем хайпа. Так и пошла гулять по Москве страшная легенда о том, что писателя похоронили заживо.
В «Завещании» Гоголь писал: «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь свою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться...»
Скульптор Николай Рамазанов, снимавший посмертную маску писателя, отмечал: на лице покойного были видны явные посмертные изменения и начало процесса разложения тканей.
Мода на траур
Английская королева Виктория крайне тяжело перенесла смерть любимого мужа. Принц Альберт скончался в 1861 году в возрасте 42 лет. Виктория пережила его на 40 лет, продолжая носить траур до самой смерти. Она и стала основоположницей моды на траур.
В викторианскую эпоху траур был строго регламентирован. Он мог продолжаться от нескольких недель до нескольких лет. При этом его продление воспринималось с уважением, а сокращение, напротив, осуждалось в обществе. Наиболее длительный траур полагался в случае смерти супруга или супруги, менее долгий – родителя или ребёнка, ещё более короткий для других родственников – братьев и сестёр, бабушек и дедушек.
В это время прекращалась светская жизнь, в качестве гостей могли принимать только самых близких. Для мужчин требования были менее строгими, чем для женщин: они могли заниматься работой и политикой, а требования к одежде ограничивались обычными костюмами тёмных цветов и чёрной лентой на шляпе. В то время как в первый (самый строгий) период траура вдова могла носить только чёрные вещи: платье, шляпу с вуалью, зонт, даже нижнюю юбку.
Основными траурными цветами были чёрный и белый. Белый использовали при трауре в случае смерти детей – как символ их непорочности. Именем умершего было принято называть последующего ребёнка в семье: считалось, одноимённый ангел будет защищать и оберегать новорождённого.
Красота - опасная сила
Так и напрашивается уточнение, смертельно опасная сила. В погоне за красотой женщины – а эталоном считалась бледность – пили уксус. Да, благородной бледности они добивались, но сжигали органы пищеварения и страдали малокровием.
Когда вошёл в моду изумрудный цвет, девушки, желая добиться нужного оттенка, красили наряды… мышьяком. Они не догадывались о его вреде и гробили здоровье. А эликсиром молодости считалась… ртуть. Здесь, как говорится, комментарии излишне.
Прошли столетия, но как созвучно, будто день сегодняшний: в стремлении за вечной молодостью и красотой мы далеко не всегда ставим на первое место здоровье, экспериментируя над собой в питании, косметологии или хирургии.
С помощью платья можно было легко расправиться с соперницей. Наряд пропитывали ядом и преподносили как подарок. Ни о чём не догадывающаяся женщина надевала платье и, отравляясь, могла серьёзно заболеть или умереть.
Продолжение следует.