Помните, в дремучие времена оплата за интернет была помегабайтной. На Камчатке от такой тарификации ушли шесть лет назад, а Чукотка вообще только в прошлом году получила проводной интернет.
- Раньше было как, - вспоминает директор Камчатского филиала «Ростелекома» Алексей Кулаков, - захотел человек скачать и посмотреть фильм, надо быть готовым выложить в среднем полторы тысячи рублей (видео, в среднем, весит 700 мегабайт, а 1МБ стоил 2 рубля). С 2016 года жителям полуострова доступны безлимитные тарифы, все то, к чему жители остальной России привыкли очень давно.
Открывшимися возможностями жители Камчатки пользуются сполна. За пять лет количество потребленного с материка траффика выросло в два раза.
Как вспоминают связисты, прокладка подводной волоконно-оптической линии до Камчатки оказалась задачей весьма не тривиальной. Это, без преувеличения, – один из самых глобальных телекоммуникационных проектов современной России. Самое простое было подвести по земле коммуникации к морю и построить, так называемые, станции наземного вывода в Охе и Усть-Большерецке. А вот самое сложное – проложить оптоволокно по дну Охотского моря – одного из самых холодных и глубоких морей мира. Для работ даже привлекли крупнейший в мире кабелеукладчик – дизель-электроход Сable Innovator. Это специальное судно, буквально напичканное самыми разными современными системами, чтобы корабль в любую погоду мог следовать курсу с точностью до метра.
Чтобы дать Камчатке проводной интернет понадобилось два года (и это только сами работы по прокладке кабеля и монтажу оборудования, без учета предпроектных мероприятий). 22 июля 2016 года был завершен монтаж финальной муфты, которая соединила подводную и наземные части оптики.
Сам процесс укладки кабеля по дну схематично выглядел так. На судне загружен кабель, далее на воду спускают специальный аппарат, который пропахивает на дне моря траншею и закладывает туда провод, который беспрерывно подается с судна.
Связисты признаются, заглублялся кабель только в относительно мелких местах, где обитает живность и ведется хозяйственная деятельность, на глубоких участках провод просто проходит по дну в свободном парении.
Алексей Кулаков отмечает, что проложить кабель – полдела. Далее его нужно обслуживать.
«Причем профилактика нужна не столько проложенному оптоволокну, сколько электропитающему оборудованию, которое также находится под водой, - поясняет он. – Иногда требует отключение оборудования, чтобы провести плановые работы. Это делается ночью, мы заранее предупреждаем абонентов, что такого-то числа с такой-то по такой час (как правило, два часа) не будет быстрого проводного интернета. Совсем без связи Камчатка не остается. Всегда работает спутниковый резерв».
В том, что удаленные территории зависят от линий связи, мы убедились сразу. Во время нашего визита на Камчатку в местных СМИ прозвучала информация, что рыболовное судно зацепило тралом оптику, которая только год назад была проложена от Камчатки до Чукотки. На время устранения аварии (а это недели две) интернет стал опять спутниковым, медленным, как в начале 2000-х…
Кстати, жители материковой России, как правило, порывы магистральных сетей практически не замечают. Если и бывают сбои, то они мимолетные. Дело в том, что существуют дублирующие линии. Так, к примеру, если говорить о нашем Красноярском крае, то на участке от Ачинска до Канска параллельно работают две магистральные ветки оптоволокна (одна идет через Красноярск, другая – через Абакан), и, если что-то случается с одной из них, то на время устранения аварийной ситуации вторая берет нагрузку на себя. А помогает в этом паутина внутрирегиональных линий связи, которыми между собой связаны населенные пункты.
Текст Андрей Мужщинский
Фото Андрей Мужщинский и Ростелеком.