Найти тему
Minsknews.by

Розы от Маяковского, арест жены Калинина и заключенные на БАМе. Этот день в истории: 25 октября

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 25 октября в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1922 год. В Советской России завершилась Гражданская война

-2

В этот день окончилась ее последняя крупная операция — Приморская. В четыре часа дня части народно-революционной армии Дальневосточной республики под командованием Иеронима Уборевича вошли во Владивосток.

Суда с остатками японских и белогвардейских войск покинули город за два часа до этого. Советская Россия была очищена от последних интервентов.

Итоги Гражданской войны, которая продолжалась пять лет, были ужасающими: страна лежала в руинах. Россия потеряла территории Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Белоруссии, Западной Украины, Бессарабии и части Армении. Погибли около 13 млн человек. Еще около 2 млн эмигрировали. Ущерб народному хозяйству составил свыше 50 млн золотых рублей.

1928 год. В Париже состоялось знакомство Владимира Маяковского с Татьяной Яковлевой

-3

Ее называют второй музой поэта. Из всех женщин, с которыми был близок Маяковский, лишь двум он отдал не только сердце, но и строки – Лиле Брик и Татьяне Яковлевой.

За полтора года до знакомства с Маяковским Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди-художника. Двадцатидвухлетняя, красивая, высокая, длинноногая, с выразительными глазами, пловчиха и теннисистка, она, фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих молодых и немолодых людей своего круга. Не устоял и Маяковский. Яковлева сразу покорила его своим знанием живописи, литературы, он был поражен, что девушка знала столько стихотворений наизусть, в том числе и его произведения. Сорок дней своего пребывания в Париже поэт был безраздельно счастлив.

Яковлевой тоже нравился Маяковский. «Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него – буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след», писала она матери в Россию.

Но на уговоры поэта стать его женой и уехать с ним в Москву Яковлева отвечала уклончиво. Маяковский был «поэтом большевиков», Татьяна «белой эмигранткой». Такой союз мог принести беды обоим. Она колебалась и в письме матери признавалась: «Он всколыхнул во мне тоску по России и по всем вам… я чуть не вернулась». Уклончивость возлюбленной Маяковский расценил как замаскированный отказ. Сам же он вскоре вынужден был вернуться на родину, где его ждали неотложные дела – необходимо было проследить за постановкой «Клопа».

Перед отъездом в Россию Владимир Владимирович сделал заказ в парижской оранжерее еженедельно посылать цветы по адресу любимой женщины. И в течение нескольких лет Яковлевой приносили по воскресеньям розы от Маяковского. Существует красивая легенда о грузинском художнике Пиросманишвили, осыпавшем любимую розами (все помнят песню на стихи Андрея Вознесенского «Жил был художник один…» в исполнении Аллы Пугачевой). Но то легенда, а это прекрасная быль…

Уезжая, Маяковский верил, что в будущем у них все еще может сложиться:

Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму
одну
или вдвоем с Парижем.

Но ничего у них уже не сложится. В 1930 г. Маяковский застрелится, а Яковлева еще до самоубийства поэта выйдет замуж. Затем, после гибели мужа в 1941 г., переедет с дочерью в Нью-Йорк, где выйдет замуж вторично за русского эмигранта, известного скульптора и художественного редактора Vogue Александра Либермана. В любви, счастье и благополучии она доживет до 1991 г., когда и скончается, пережив Маяковского на 61 год.

1932 год. Строительство БАМа передано особому управлению ОГПУ

-4

Принято считать, что первый отряд строителей Байкало-Амурской магистрали отправился в Сибирь в апреле 1974 г. прямо с XVII съезда ВЛКСМ. Тогда же БАМ объявили Всесоюзной комсомольской стройкой. Но задолго до комсомольцев на этой глобальной железнодорожной стройке XX века работали заключенные.

В апреле 1932 г. Совнарком постановил начать в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке строительство железной дороги, которой предстояло стать одной из крупнейших в мире. Были развернуты проектно-изыскательские работы, а вот далее дело застопорилось не хватало рабочих рук. При официально установленном количестве работников в 25 тыс. человек привлечь удалось в десять раз меньше. Тогда-то и вышло второе постановление правительства – о передаче «объекта» из ведения Наркомата путей сообщения в ОГПУ.

На Дальнем Востоке был создан Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь, и за дело взялась огромная армия заключенных. Если в декабре 1932 г. из 9 608 строителей магистрали было только 3 652 заключенных, то к маю следующего года на «объекте» трудились уже 32 411 человек, из которых 31 415 зеки.

В соответствии с приказом ОГПУ от 10 ноября 1932 г. на БАМ должны были направляться заключенные в хорошем физическом состоянии. Однако в реальности стройка получала в массе своей ослабленных и больных, тех, от кого пытались избавиться в местах формирования. Кроме того, эшелоны находились в пути до полутора месяцев, питание в дороге было скудным, а санитарные условия отсутствовали. Далее этих людей ждали тяжелейшие условия БАМлага. Сохранились документы 1933 г., составленные инструктором Рухловского (ныне Сковородинского) райкома партии, в которых условия содержания зеков оцениваются как «безобразные»: «…рабочие спят в холодных палатках, на деревянных нарах, что приводит к увеличению рядов слабосильных: снабжение топливом и освещением отсутствует; дело доходит до того, что лагерники устанавливают очередь, чтобы погреться около печки». Сохранились и партийные документы Джелтулакского (ныне Тындинского) района: «…рабочая сила истощала», «…с обувью плохо», «…нет даже лаптей», «…на трассе работают почти босиком, а погода стоит дождливая». Из сохранившегося в архивах номера за 4 января 1935 г. лагерной газеты «Строитель БАМа» узнаем, что «…жилые бараки представляют из себя ледники; стены их покрыты толстым слоем инея, в углах – горы льда; вокруг бараков – рассадники нечистот (уборные отсутствуют). Не меньше холода и грязи в больницах для заключенных. Больные не имеют постельных принадлежностей, спят на полу…».

Со временем управление грандиозной стройкой потребовало дальнейшей реорганизации ГУЛАГа, и в мае 1938 г. на месте расформированного БАМлага было создано сразу шесть железнодорожных исправительно-трудовых лагерей – Амурский, Южный, Западный, Восточный, Юго-Восточный и Бурейский. Общая численность заключенных в этих лагерях в довоенный период составляла свыше 300 тыс. человек.

Из-за того, что строительство было отнесено к разряду исключительно тяжелых, для заключенных была установлена льгота: три дня работы на БАМе засчитывались за четыре дня срока. А тем, кто отбыл свой срок и затем в качестве вольнонаемного проработал здесь не менее трех лет, гарантировалось полное снятие судимости. Кроме того, дети заключенных, строивших БАМ, при поступлении в учебные заведения «приравнивались к детям трудящихся».

Уже к ноябрю 1937 г. магистраль дотянулась до Тынды. А в начале 1942 года по решению Государственного комитета обороны уложенные ценой сотен тысяч жизней рельсы и мостовые фермы пришлось частично разобрать и перебросить под Сталинград. Там их переплавляли на противотанковые ежи и спасительную заволжскую рокаду, по которой в самые трудные для защитников города дни августа – сентября 1942 г. проследовали 23 тыс. вагонов, груженных боеприпасами и вооружением.

По окончании войны Наркомат путей сообщения представил в СНК СССР проект плана завершения строительства магистрали. И опять прокладку железной дороги возложили на заключенных. До 1974 г., когда стройку объявят комсомольской, пройдет еще почти тридцать лет.

Вообще БАМ невероятно сложная по своей географии дорога. Трасса пересекает 11 полноводных рек, включая Лену, Амур и Верхнюю Ангару, семь горных хребтов; более 1 000 км пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. Пробито 10 тоннелей, построено 2 230 больших и малых мостов, более 200 железнодорожных станций и разъездов, четыре основных локомотивных депо в Нижнеангарске, Тынде, Зейске и Ургале, свыше 60 городов и поселков.

Несмотря на использование на протяжении многих лет бесплатной рабочей силы в лице огромной армии заключенных, БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР: в ценах 1991 г. стоимость строительства составила 17,7 млрд рублей, что примерно в четыре раза выше, чем предполагалось.

1938 год. Арестована Екатерина Калинина – жена председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина

-5

Первая леди страны родилась в 1882 г., и в момент ареста ей было 56 лет. К этому времени в браке с Калининым она прожила 32 года – с 1906 г. У них было трое своих детей и двое приемных. Екатерина Ивановна – эстонка по национальности, настоящее отчество – Иоганновна, девичья фамилия – Лорберг. По профессии – ткачиха. Из рабочей семьи: отец – поденщик, мать – прачка. Малограмотна: образование – всего несколько начальных классов.

Ей позвонили в Кремль, пригласили в ателье на примерку нового платья. Однако вместо портнихи ее ждали совсем другие люди. Калинину арестовывали без санкции прокурора – бумага об аресте была выдана только через четыре месяца, в феврале 1939 г., после того как она под пытками «созналась» в своих прегрешениях против родной советской власти. Вот подписанные ею строчки из протокола допроса: «Признаюсь, что я являюсь участницей контрреволюционной организации правых. В 1928 году меня привело к ним враждебное отношение к политике партии в сельском хозяйстве. В 1928–1930 годах я считала, что крестьянин – крайний индивидуалист, и с его психологией в колхозника превратиться нельзя… Признаю себя виновной в том, что являюсь участницей контрреволюционной организации».

Калинину приговорили к 15 годам лагерей. Направили в Алжир – Акмолинский лагерь жен изменников родины, один из трех островов «Архипелага ГУЛАГ», открытый в начале 1938 г. на базе 26 трудовых поселков.

Медицинская комиссия присвоила ей «слабую категорию», благодаря которой она получила работу в бане – счищать гнид с белья заключенных. Жила тут же, в бельевой, условия в которой, конечно, были получше, чем в камере. Вскоре ей разрешили свидания с детьми. Проходили они в специально отведенной для этого комнате, обставленной мебелью, где заключенной разрешалось жить с детьми в течение трех дней, даже без конвоя.

Выхлопотать для супруги освобождение формальному руководителю государства оказалось не под силу. Жена Бухарина, тоже сидевшая в это время в лагере, позднее писала: «В томском лагере, где содержались в заключении только жены так называемых изменников родины, …была …жена неарестованного московского профессора, по-видимому, попавшая к нам по ошибке. Профессор… добился приема у Калинина. Когда он изложил свою просьбу, Калинин ответил: «Голубчик, я нахожусь точно в таком же положении. Я, как ни старался, не смог помочь своей собственной жене. Не имею возможности помочь и вашей».

В мае победного 1945 года 63-летняя Калинина, признанная к тому времени инвалидом, обратилась с ходатайством о помиловании, которое было удовлетворено. В тюрьмах и лагерях она провела 8 лет.

На момент ее освобождения муж был уже неизлечимо болен. В Кремль она вернуться не захотела, жила на даче у дочери. Но по крайней мере один раз все-таки еще вынуждена была лицезреть и Сталина, и Берию, когда в июне 1946 г. сопровождала гроб с телом Калинина, идя вместе с членами Политбюро к месту его погребения на Красной площади.

Калинина пережила мужа на 14 лет. Умерла 22 декабря 1960 г. в возрасте 78 лет.

1955 год. Представлена первая бытовая микроволновая печь

-6

Идея разогрева пищи с помощью электромагнитного излучения дециметрового диапазона успешно внедрялась в жизнь начиная с 40-х годов прошлого века. Запатентовал микроволновую печь американский инженер Перси Спенсер, работавший в компании Raytheon. Проводя эксперимент с очередным магнетроном, он заметил, что плитка шоколада, лежавшая в его кармане, расплавилась.

Первые печи были огромные, потребляли очень много электроэнергии и использовались исключительно в армии или на флоте США.

В 1955 г. Tappan Compan, которая получила патент на производство бытовых приборов, решила выйти на коммерческий рынок. Первая бытовая микроволновка представляла собой большой настенный блок на 220 В. Прибор имел две скорости приготовления (500 и 800 Вт), корпус из нержавеющей стали, стеклянную полку, элемент для подрумянивания и выдвижной ящик для карточек с рецептами. Но цена была высокой 1 295 долларов (на сегодняшний день — около 10,5 тыс. долларов), а сам способ приготовления в микроволновой печи – непонятным людям, и потребители предпочитали держаться подальше от работающего устройства.

Расцвет коммерческих продаж микроволновок наступил через 10 лет — в 1965 году. На рынок впервые поступили компактные и стильные печи, которые стоили не более 500 долларов. В сочетании с мощной рекламной кампанией микроволновка наконец-то обрела коммерческий успех.

С того времени микроволновая печь стала одним из символов американского благополучия и вещью, без которой не может обойтись практически ни одна семья. В СССР первые коммерческие микроволновки появились в 1980-х годах. Они были огромными, тяжелыми и крайне дорогими. К примеру, изделие завода «ЗИЛ» весило 41 кг и стоило 350 рублей. Впоследствии в Союзе научились выпускать меньшие и более компактные модели.

Смотрите также: