Найти тему

«Минералка», «синтетика» и «полусинтетика». В чём разница?

Оглавление

Начинаем разбираться в моторном масле: «минералка», «синтетика» и «полусинтетика»

Моторное масло, пожалуй, главная техническая жидкость, используемая в автомобиле. Если не считать топливо.

Масло играет крайне важную роль в работе двигателя внутреннего сгорания:
- уменьшает трение между рабочими деталями мотора;
- охлаждает мотор;
- удаляет продукты износа из зон трения;
- поддерживает чистоту двигателя, выводя продукты сгорания;
- защищает детали мотора от коррозии.
Вот почему к составу моторных масел предъявляются повышенные требования, а выбор масла для своего автомобиля — важное и ответственное мероприятие.

Какое моторное масло подойдёт вашему автомобилю?

Начнём с того, что посмотрим, каким моторное масло бывает по своему составу. А в следующих статьях разберёмся в сезонности, типах маркировки и допусках.

Любое моторное масло состоит из двух основных компонентов: базового масла и пакета присадок. Базовая часть может составлять от 75% до 99% от общего объёма масла, остальное присадки.
В зависимости от того, какое именно базовое масло используется в основе продукта, все моторные масла можно разделить на три большие группы.

Минеральное моторное масло (на упаковке — Mineral)

Минеральным маслом называют техническую жидкость, получаемую непосредственно из мазута, используя специальные растворители для очистки масляных фракций от нежелательных и вредных примесей. Подобные методы называются селективной очисткой и депарафинизацией растворителями. Главные плюсы минеральных масел — простой процесс создания, очень дружелюбная цена и хорошая растворимость присадок. Поэтому минеральные масла достаточно сильно распространены в мире.

Однако для того, чтобы минеральное масло хорошо выполняло свои функции (не только смазывало детали мотора, но и охлаждало, защищало от коррозии и т. д.), требуется пакет загущающих присадок. Причём добавлять их нужно достаточно много, в зависимости от типа масла — до 15% объёма.
Из этого вытекает другая особенность минерального масла: его присадки быстро отрабатываются из-за термоокислительных реакций при высоких температурах. Кроме того, большая доля присадок даёт больше отложений, а само масло в процессе работы двигателя образует нагар. Именно поэтому минеральное масло требует частой замены — каждые 5–6 тыс. километров пробега.

Означает ли это, что «минералка» — некачественный продукт?
Нет, всё зависит от соблюдения технологии и сырья. Например, всесезонное минеральное масло MAXIMA 15W40 для бензиновых двигателей отличается высококачественным сочетанием базовой части и присадок, которые обеспечивают бесперебойную работу и защиту двигателя даже в холодную погоду.
Однако минеральное масло — действительно более простое по своему составу масло, которое можно отнести к более низкой ценовой категории. Как следствие и покупают его чаще те, кому важнее бюджетная составляющая. А ещё из-за низкой себестоимости минеральное масло раньше было наиболее распространённым в мире. В СССР о наличии «синтетики» по-настоящему узнали только с падением железного занавеса. Поэтому от некоторых водителей можно услышать, что «минералка» якобы лучше подходит для более старых автомобилей. Хотя в действительности автомобилисты часто льют такое масло просто по старой привычке.

Синтетическое моторное масло (на упаковке — Fully Synthetic)

Базовое масло можно также получить не из мазута, а подобрав необходимые для этого углеводороды. То есть создать искусственно с помощью химии базовое масло с желаемыми параметрами, а потом добавить к ним присадки.
Такое масло будет называться синтетическим, поскольку его основа получается в результате реакции химического синтеза — они специально, «искусственно» создаются для использования в двигателях автомобилей.

Плюсы синтетических масел очевидны:
- очень высокая окислительная стабильность;
- малая испаряемость;
- высокий индекс вязкости;
- высокая температурная толерантность.

Синтетические масла лучше сохраняют свои свойства при разных температурах и в разных условиях эксплуатации двигателя, а также оказывают меньшее негативное влияние на детали мотора.

Разработка и производство такого масла требует применения ноу-хау и современных технологий, которые есть только у таких продвинутых компаний, как, например, Petrol Ofisi. В свою очередь, в синтетическом масле MAXIMA VSA 5W30 применяется специальная технология LowSAPS, которая снижает попадание твердых частиц в сажевый фильтр на дизельных автомобилях и уменьшает износ каталитического нейтрализатора в ТС с бензиновыми двигателями. А ещё одно преимущество синтетического масла в том, что его нужно менять гораздо реже минерального — раз в 10 000–15 000 км пробега, в зависимости от предписаний автопроизводителя.

Полусинтетическое моторное масло (на упаковке — Semi-Synthetic)

Наконец, осталось разобраться с «полусинтетикой». Так называют масло, в котором основа — минеральное масло + синтетические компоненты. Доля таких компонентов обычно не превышает 30%.
Строго говоря, это — минеральное масло с добавлением синтетических компонентов, а название «полусинтетическое» используется просто для удобства обозначения.

Плюсы «полусинтетики» представляют собой сочетание преимуществ двух других типов масел:
1. Продаётся по приятной цене.
2. Обладает большей стабильностью, чем минеральное масло, к тому же меньше густеет при низких температурах и почти не теряет своих свойств во время эксплуатации.
Однако и до характеристик полностью синтетического масла «полусинтетика» не дотягивает. Например, такое масло хуже (чем синтетика) сохраняет свои свойства при очень низких температурах. Менять его приходится тоже чаще и оно всё же образует нагар, который отсутствует у «синтетики». Тем, кто хочет приобрести «полусинтетику», но избежать типичных проблем можно рекомендовать масло MAXIMA 10W30, которое представляет собой наилучшее сочетание справедливой цены и отличных характеристик.

Что важно знать ещё?

Как вы могли убедиться, у каждого из типов масел есть специфика, свои преимущества и недостатки. Именно поэтому в линейке продукции Petrol Ofisi представлены «минералка», «синтетика» и «полусинтетика» для уверенного решения задач разных авто.

Однако при выборе масла важно обращать внимание не только на его тип классификации, но и на другие характеристики. О них расскажем в наших дальнейших статьях — подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!