Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Ажурный терем для Рогожской амбулатории, или Потайные сокровища тихих переулков *

Оглавление

Гуляя по давно знакомым улочкам, нетрудно вообразить, что знаешь неплохо и весь район. Тем более что когда-то проходил по окрестностям и, казалось бы, изучил не только привычные «туристские тропы», но и соседние районы-кварталы.

Так и я, гуляя по Алексеевской слободе, захаживал и в Товарищеский переулок, и в другие закоулочки окрест. Но вот отчего-то ни разу не был в Большом Рогожском, хоть он и расположен совсем рядом. А там, оказывается, тоже есть на что посмотреть.

В такой момент понимаешь, что не просто еще не до конца исследовал родной город, но даже и самые его знакомые и любимые районы. Поэтому я и люблю свою манеру гулять кругами, по спирали и зигзагами. Уходить с проторенной «лыжни».

-2

И смотрите, какие красоты можно найти, лишь попытавшись совсем немного разнообразить маршрут. К примеру, здесь…

…В старинной Рогожской ямской слободе

Там, где в конце шестнадцатого века селились государственные почтари-ямщики, откуда корреспонденцию и грузы доставляли в село Рогожи, которое позднее разрослось и стало городом Богородском, а еще позднее – без малого сто лет назад – Ногинском.

И вот здесь, в переулке, на участке земли, что когда-то принадлежал купцу Прозуменщикову, но в 1902 году был выкуплен властями, стоит двухэтажный дом, мимо которого невозможно пройти, не остановившись.

-3

На месте бывшей усадьбы отцы города решили выстроить новую больницу, да не простую, а амбулаторную – то есть такую, куда больные смогут приходить днем для осмотра и процедур, а на ночь уходить домой, и которая не будет нуждаться в больших площадях под палаты и множество коек.

-4

Возможно, так в России начали зарождаться поликлиники.

Старый усадебный купеческий дом решили разобрать, а на его фундаменте…

…Возвести новый, который будет отвечать новым потребностям

Для строительства был приглашен зодчий из Углича, выпускник Ярославской духовной семинарии и Императорской Академии художеств, мастер модерна и эклектики, автор корпусов Центральной электростанции на Раушской набережной, создатель сельских храмов и городских школ, Николай Николаевич Благовещенский.

Но на сей раз архитектор решил отойти от своего излюбленного и столь популярного в те годы московского модерна. И построил здание в нехарактерном для подобных учреждений неорусском стиле. Видимо, мастер решил, что традиционный русский облик нового медицинского заведения уже на подходе должен начинать оказывать благотворное душевное влияние на страждущих.

-5

И Благовещенский щедро, от души украсил ярко-красный фасад амбулатории разнообразными белоснежными узорами, устроив самый настоящий волшебный терем. Для этого он использовал так называемый фасонный, то есть фигурный кирпич (9 фото).

Из центральной части фасада и по углам дома выросли три ризалита.

-7

Парадный вход украсила арка с гирьками и архивольтом, а оконные проемы получили килевидные и стрельчатые завершения и оформление с карнизами, колонками и необычными кокошниками (7 фото).

Амбулатория принимала и взрослых, и детей. И само так получилось, что приобрела она сразу два наименования. В народе новую клинику окрестили по месту ее расположения – Рогожской, официально же она была названа…

…В честь общественного деятеля и военного врача Леонида Николаевича Сумбула

Был он не только доктором, но и статским советником, мировым судьей, известным благотворителем, а в 1882 году еще и назначается городским головой.

Выходец из старинного турецкого рода, он, по рассказам знакомых, был немногословен, педантичен и скрупулезен во всем порой до банального крючкотворства, но при этом симпатичен и незаменим во многих областях.

-9

С ним даже советовался Иван Владимирович Цветаев, когда создавал проект своего Музея изящных искусств, что ныне зовется Пушкинским:

«30 декабря, среда. Нынче были с женою у Сумбулов… Чертежи мы взяли с собою, и, едва посидевши за чайным столом настолько, чтобы выпить две чашки, Леонид Николаевич обратился к плану. И стиль Палаты Славы византийский или, когда я ему сказал о желании Васнецова, византийско-русский он находит единственно желательным и для такого учреждения в нашем музее подходящим, и выигрыш двух больших новых зал, являющихся в клетке клейновской лестницы, он считает необычайно выгодным, особенно для потребностей будущего, нам совершенно неведомых; но говорит, что лестница в отношении художественном много потеряет при этой форме поворотных маршей. С другой стороны, не находя возможным иного средства обособить Палату, он тоже высказался за помещение ее здесь, у площадки лестницы»

Рогожская лечебница продолжила принимать больных и…

…После революции

Она лишь была переименована в 1-ю Рогожскую амбулаторию, а чуть позднее превратилась в Поликлинику №4. Можно было в ней лечиться амбулаторно, а можно было и вызвать врача на дом.

-10

Так продолжалось до конца 1960-х годов, когда поликлинику пришлось закрыть из-за того, что здание пришло в аварийное состояние. Несколько лет оно стояло опустевшим, пока в 1975-м не оказалось в ведении Мосресторантреста. На его первом этаже открыли кулинарию, а еще через два года на втором этаже появился Музей общепита, в оформлении которого участвовали тогдашние звезды советской кухни: шеф-повара крупнейших ресторанов, в том числе изобретатель «советской версии Оливье» Георгий Ермилин и один из составителей легендарной «Книги о вкусной и здоровой пище» Василий Сидоров.

-11

О нем не так много информации в Сети, но перескажу то, что рассказала об этом ресторане моя дорогая подписчица, Ирина Леонидовна Ильичёва, большой знаток Москвы и кладезь бесценных историй:

Его сотрудники – шеф-повара крупнейших ресторанов не только водили экскурсии по экспозиции, но и рассказывали о ресторанном этикете: правилах поведения за столом, например, о том, какими вилками и в какой последовательности полагается пользоваться и т.д. Правда, музей и раньше работал редко – только по средам, раз в неделю.

Музей закрылся в лихие девяностые, но в 2006-м был открыт снова. По местной легенде это случилось благодаря тому, что однажды по Большому Рогожскому переулку проехал кортеж Юрия Михайловича Лужкова, и тот из окна автомобиля увидел великолепный, но явно запущенный особняк и поинтересовался, что это. Ему ответили, и мэр, проникшись, велел возродить и музей, и само здание, на тот момент почти утратившее былую красоту.

-12

Что и было сделано благодаря усилиям Федерации рестораторов и отельеров.

Но вот сейчас музей снова закрыт, и как мне рассказал местный житель, с которым мы разговорились «у парадного подъезда», закрыт он уже несколько лет. Хотя вывеска у входа до сих пор висит.

-13
Лечебница имени Л.Н. Сумбул, достопримечательность, Большой Рогожский пер., 17, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!